Дело №2-461/2023
10RS0013-01-2023-000329-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2023 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи: Т.В. Барановой,
при секретаре: О.С. Беркутовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сороки Веры Яковлевны к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, администрации Деревянского сельского поселения республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Сорока Вера Яковлевна (истец) обратилась в суд с иском к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее – ответчик, Администрация) о возложении обязанности принять в муниципальную собственность земельный участок в кадастровом квартале, расположенный по адресу: ..., категория земель – земли населенных пунктов.
Требования мотивированы тем, что истица является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., на основании договора купли-продажи от хх.хх.хх г.. Истец не имеет возможности подъезда к принадлежащему ей земельному участку с КН №. Согласно публичной кадастровой карте единственным подъездом к участку истца является ..., в настоящее время проезд по улице отсутствует, что нарушает права истца.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истец просил удовлетворить заявленные требования.
Определениями суда от 11.04.2023, 03.05.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Республике Карелия, филиал ППК «Роскадастр» по Республике Карелия; в качестве соответчика - администрация Деревянского сельского поселения.
В судебном заседании представитель истца Яковлева О.Л., действующая на основании ордера № от хх.хх.хх г., поддержала уточненные требования.
Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия Волкова А.А. в судебном заседании требовании я истца не признала, ссылалась на обстоятельства, изложенные в письменном отзыве.
Представитель ответчика администрации Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия Волынец А.И. в судебном заседании требования истца не признала, указала, что администрация поселения имеет намерение в ближайшее время оформить технический паспорт на дорогу улицы Озерная и поставить дорогу на кадастровый учет.
Третье лицо по делу Лузгин А.А. принципиальной позиции по иску не высказал.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела, представили письменные отзывы на иск.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданских дел №2-351/2019, рассмотренного Прионежким районным судом по иску ФИО8 к ФИО12, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Деревянского сельского поселения администрации Прионежского муниципального района об исключении сведений о земельном участке, признании права собственности отсутствующим, 2-175/2019 по иску Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу к ФИО13 об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка, приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истица является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., на основании договора купли-продажи от хх.хх.хх г., площадью ... кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – одноквартирные жилые дома, территориальная зона Ж2, зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
Согласно пояснениям представителя истца, не оспоренными в судебном заседании участниками процесса, подъезд к земельному участку отсутствует.
Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2 Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
Решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесена в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Направления деятельности администраций - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Соответственно, на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящие часть определяемых посредством термина "организация" вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 34 того же Федерального закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к способам защиты гражданских прав признание права.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно данным публичной кадастровой карты, информации, предоставленной ответчиком – администрацией Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия, Правилам землепользования и застройки Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района, утвержденным Решением XXXV сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района № от хх.хх.хх г., в ..., ... имеется ..., а также иные улицы. Некоторые улицы (дороги) населенного пункта приняты в муниципальную собственность, а часть дорог (улиц), в т.ч. ... не принята в муниципальную собственность и по сути является бесхозным имуществом.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды).
В пункте 2 статьи 1 названного кодекса территориальное планирование определено как планирование развития территорий для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов, включая объекты местного значения.
Пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования; пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые, в частности, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время непринятие органами местного самоуправления Деревянского сельского поселения мер, направленных на принятие в муниципальную собственность указанного выше объекта, отсутствие технических документов, позволяющих определить характеристики объекта недвижимости (длины, ширины и иных характеристик), влечет нарушение прав граждан, жителей населенного пункта ..., в т.ч. и истца как владельца земельного участка, расположенного в указанном населенном пункте.
Защита нарушенного права истца подлежит защите в виде возложения обязанности на администрацию Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность - не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества автомобильной дороги общего пользования местного значения – ... в ... ... Прионежского района Республики Карелия.
В удовлетворении иных требований истца, а также требований, заявленных к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, суд полагает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ...) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ....
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 19.06.2023