Дело № 2-244/2023
(УИД 22RS0009-01-2023-000229-49)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сафронова А.Ю.,
при секретаре Косинич Т.Ю.,
с участием представителя процессуального истца – старшего помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Эйхольца Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Ветрова Александра Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, в лице офиса клиентского обслуживания Социального фонда России в Алтайском крае по Змеиногорскому району о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Процессуальный истец Змеиногорский межрайонный прокурор Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах Ветрова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в лице офиса клиентского обслуживания Социального фонда России в Алтайском крае по Змеиногорскому району о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, в обоснование иска указал, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой по обращению Ветрова А.В. проведена проверка обеспеченности техническими средствами реабилитации Ветрова А.В. Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов», протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, предусмотрено, обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации. Обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что Ветров А.В. обратился в филиал № 7 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с целью получения технического средства реабилитации – противопролежневого матраца воздушного (с компрессором), которым по состоянию на 20.12.2022 не обеспечен. Бездействие должностных лиц Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации существенно нарушило законные права и интересы Ветрова А.В. Обязанность филиала № 7 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по обеспечению Ветрова А.В. техническими средствами реабилитации должна быть осуществлена Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
Ссылаясь на ст. 39 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов», протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, просит, возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в лице офиса клиентского обслуживания Социального фонда России в Алтайском крае по Змеиногорскому району обязанность предоставить Ветрову А.В. техническое средство реабилитации – противопролежневый матрац воздушный (с компрессором). Решение суда в соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить к немедленному исполнению.
В последующем процессуальным истцом исковые требования уточнены, просит также взыскать с Отделения пенсионного и социального страхования по Алтайскому краю в пользу Ветрова А.В. компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб., мотивируя уточненные требования в этой части тем, что в результате противоправного бездействия должностных лиц органов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования российской Федерации по Алтайскому краю причинены нравственные страдания Ветрову А.В., выразившиеся невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, физическим дискомфортом в связи с этим.
В судебном заседании представитель процессуального истца - старший помощник Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Эйхольц Н.В. заявленные уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме.
Материальный истец Ветров А.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому полагает требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Указывает, что согласно Правилам обеспечение граждан, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе путем предоставления необходимых изделий организациями, отобранными исполнительными органами Фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ), в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Средства реабилитации предоставляются лицам, признанным инвалидами, на основании личного заявления инвалида (законного представителя), поданного в исполнительный орган Фонда по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) в рамках индивидуальной программы реабилитации и (или) абилитации, разработанной федеральным казенным учреждением медикосоциальной экспертизы, содержащей реабилитационные мероприятия в соответствии с Федеральным перечнем. Согласно п. 5 Правил исполнительный орган Фонда рассматривает заявление об обеспечении средствами реабилитации в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет для обеспечения необходимыми изделиями. При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением одновременно с уведомлением исполнительный орган Фонда высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства реабилитации в отобранные организации. При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида техническим средством (изделием), уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления об обеспечении техническими средствами реабилитации. Пунктом 16 Правил установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением граждан техническими средствами реабилитации и изделиями в соответствии с данными правилами осуществляется за счет средств бюджета Фонда в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых их федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. Предусмотренный законом механизм реализации права граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации допускает необходимость ожидания их фактической выдачи с учетом особенностей финансирования данного направления деятельности из федерального бюджета и необходимости проведения предусмотренных законом процедур по отбору поставщика. При этом, какого - либо срока, для завершения процедур отбора поставщика, в случае если по объективным причинам (отсутствие потенциальных поставщиков, отсутствие ценовых предложений, отсутствие финансирования и т.д.), не завершен какой - либо этап отбора, законодательством не предусмотрено. В том числе по этой причине в законе предусмотрены альтернативные способы обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, использование которых является правом инвалида и само по себе не свидетельствует о нарушении его прав отделением Фонда. Законом урегулирована ситуация, когда технические средства реабилитации по каким - либо причинам не могут быть предоставлены инвалиду. В этом случае гражданин может купить техническое средство реабилитации самостоятельно и получить компенсацию в установленном законодательством размере либо использовать возможности электронного сертификата. При этом его право на обеспечение не будет нарушено. На обоснованность данной позиции указывает Верховный суд Российской Федерации в определении от 31.10.2016 № 51-КГ 16-9, признавая, что в такой ситуации право инвалида не будет нарушено, поскольку имеется альтернативный способ обеспечения техническими средствами реабилитации в виду получения денежной компенсации в установленном порядке. Выдать Ветрову А.В. направление на получение ТСР в срок, предусмотренный пунктом 5 Правил не представилось возможным ввиду отсутствия действующих государственных контрактов на дату поступления заявления (на 26.04.2022), в рамках исполнения которых возможно бы выдать Ветрову А.В. направление на получение противопролежневого матраца. Ответчиком с учетом предусмотренного законодательством механизма реализации права граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПРА, неоднократно совершались мероприятия, необходимые в силу закона для размещения извещения о закупке технического средства реабилитации. Единственным достоверным способом обоснования НМЦК (начальной минимальной цены контракта) являлись запросы в ЕИС. При этом у поставщиков нет обязанности отвечать на запросы в ЕИС (как и нет ответственности за предоставление информации заведомо не соответствующей условиям запроса, либо со значительно завышенной стоимостью), нет предельного квотирования цен. Решение об участии в закупке поставщики принимают исходя из собственной оценки своих предпринимательских рисков. Отделением Фонда в течение 2022 года неоднократно принимались меры для изменения сложившейся ситуации и увеличения объема финансирования данного направления деятельности отделения, что позволило бы своевременно и в полном объеме обеспечить всех заявителей, обратившихся за получением данной государственной услуги. Письмом от 29.07.2022 отделение Фонда проинформировало Фонд социального страхования Российской Федерации об уточненной потребности в средствах Федерального бюджета на обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Согласно уточненной потребности, отделению Фонда для обеспечения техническими средствами реабилитации всех граждан, состоящих на учете по состоянию на указанную дату, с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке в 2022 году, требовалось на 181,76 млн. руб. больше, чем доведено на 2022 год. Учитывая, что дополнительные ассигнования отделению Фонда не доведены письмом от 01.11.2022 вновь направило в Фонд социального страхования Российской Федерации информацию о потребности в дополнительных ассигнованиях на 2022 год для удовлетворения потребности всех граждан, состоящих на учете. Однако дополнительные ассигнования в объеме, достаточном для удовлетворения потребности, отделению фонда не распределялись. Отделение Фонда при закупке необходимых истцу средств технической реабилитации исходило из необходимости соблюдения принципа равенства прав всех граждан, имеющих равные с Ветровым А.В. права на получение ТСР в условиях отсутствия средств, предоставленных из федерального бюджета, в объеме, достаточном для удовлетворения потребности всех граждан, нуждающихся в данном виде ТСР и с учетом алгоритма финансирования, предусмотренного в пункте 4 Правил предоставления трансфертов. Несоблюдение прав иных граждан, состоящих на учете послужило основанием для отмены Верховным Судом РФ судебных актов, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, по делу о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. Полагают, что определение Верховного Суда РФ от 27.07.2015 № 2-КГ-15-5 может учитываться при разрешении настоящего спора в силу схожести возникших правоотношений. Ввиду недостаточности финансирования данного направления деятельности в 2022 году, технические средства реабилитации, закупленные на основании государственных контрактов распределялись между заявителями соответствии с даты подачи заявления об обеспечении ТСР. В отношении обеспечения Ветрова А.В. противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором) указывают, что по итогам 1 квартала 2022 года в отделении Фонда зарегистрировано 156 заявок граждан, обратившихся с аналогичными заявлениями ранее и которым данное техническое средство реабилитации не было представлено. Ввиду указанного обстоятельства по заключенному 08.07.2022 с <данные изъяты> государственному контракту № на поставку противопролежневых матрацев, со сроком действия по 15.10.2022 направления были выданы гражданам которые обратились ранее Ветрова А.В. Отделением Фонда с учетом высвободившихся в ходе исполнения контрактов средств, а также финансирования, выделенного на 2023 год, в целях обеспечения заявителей, которым не были выданы направления на обеспечение противопролежневыми матрацами, 15.12.2022 заключен государственный контракт №, в рамках которого в срок, предусмотренный пунктом 5 Правил, Ветрову А.В. выдано направление № от 19.12.2022 на получение данного технического средства реабилитации. Отделением Фонда в течение всего периода времени с даты обращения Ветрова А.В. с заявлением о предоставлении государственной услуги, до даты выдачи ему направления на получение ТСР, предпринимались все необходимые и возможные в рамках предусмотренного законодательством механизма действия и меры для обеспечения его техническим средством реабилитации. Согласно исковому заявлению прокурор требует возложить на отделение Фонда обязанность обеспечить Ветрова А.В. противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором), а также обратить решение суда к немедленному исполнению. Считают данное требование необоснованным, поскольку данная обязанность признана отделением Фонда добровольно и никем не подвергается сомнению, что подтверждается уведомлением о постановке на учет, а также всеми совершенными ответчиком в дальнейшем действиями. Кроме того, еще до обращения прокурора в суд, т.е. 19.12.2022 Ветрову А.В. было выдано направление на получение противопролежневого матраца воздушного (с компрессором), а поставщику направлен реестр получателей Товара. Выдача направления на получение TCP и вручение поставщиком данного средства реабилитации истцу в рассматриваемой ситуации относится к сфере исполнения поставщиком гражданско-правовых обязательств, предусмотренных контрактом е учетом возможности привлечения поставщика к ответственности за ненадлежащее исполнение контракта и гарантированности исполнения обязательств. Кроме того, 27.01.2023, т.е. задолго до направления прокурором в суд рассматриваемого заявления, Ветров А.В. был обеспечен противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором), что подтверждается актом приема - передачи Товара. В исковом заявлении не приведено обоснования, а также ссылок на доказательства наличия обстоятельств, предусмотренных статьей 212 ГПК РФ, в связи с которыми сторона истца просит обратить решение к немедленному исполнению. Таким образом, требование о возложении обязанности обеспечить Ветрова А.В. техническим средством реабилитации и об обращении решения суда к немедленному исполнению также является необоснованным и незаконным.
Также представили дополнение к отзыву по уточненному исковому заявлению, согласно которому указывают, что прокурор в уточненном иске настаивает на требовании о возложении на ответчика обязанности предоставить Ветрову А.В. противопролежневый матрац воздушный (с компрессором). Вместе с тем, указанное средство реабилитации (противопролежневый матрац воздушный (с компрессором) на основании направления от 19.12.2022 вручено Ветрову А.В. 27.01.2023, то есть задолго до направления прокурором в суд уточненного искового заявления от 28.06.2023. Срок пользования данным техническим средством реабилитации составляет не менее трех лет с даты получения. Учитывая, что Ветров А.В. обеспечен данным техническим средством реабилитации 27.01.2023, требование прокурора в указанной части является незаконным и необоснованным. Требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. считают незаконным и необоснованным, в отзыве подробно изложены обстоятельства, в связи с которыми направление на получение технического средства реабилитации не было выдано Ветрову А.В. в срок, предусмотренный п. 5 Правил, указывающие, что не была завершена процедура отбора поставщика. По мере завершения данной процедуры и заключения государственного контракта от 15.12.2022 в срок, предусмотренный пунктом 5 Правил Ветрову А.В. выдано направление на получение средства реабилитации. Какого-либо срока для завершения процедуры отбора поставщика в случае, если проведение данной процедуры в соответствии с требованиями законодательства необходимо инициировать неоднократно, законодательством не предусмотрено. Таким образом какого-либо бездействия при обеспечении истца техническим средством реабилитации отделением Фонда не допущено. Доказательств, свидетельствующих об обратном стороной истца в материалы дела не представлено. Моральный сред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности. Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда. Меры, принятые отделением Фонда для обеспечения Ветрова А.В., свидетельствуют о соблюдении всех предусмотренных законом предписаний, отсутствии незаконного бездействия, а также вины отделения Фонда в рассматриваемой судом ситуации. Таким образом, отсутствует обязательное условие для взыскания с ответчика морального вреда, а именно вина отделения Фонда, поскольку направления не были выданы Ветрову А.В. по причинам объективного характера, не зависящим от действий Фонда. Исковое заявление и материалы дела не содержат каких-либо указаний на обстоятельства причинения вреда истцу, какой вред был причинен (в чем выразился), в каком размере (объеме), доказательств причинения вреда именно в результате бездействия ответчика, степень вины ответчика и пр. Указанные обстоятельства являются юридически значимым, а отсутствие доказательств в отношении наступления данных обстоятельств свидетельствует о незаконности требований истца о взыскании морального вреда.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, в лице офиса клиентского обслуживания Социального фонда России в Алтайском крае по Змеиногорскому району, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке участников процесса.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 9 указанного Федерального закона, одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В п. п. 6, Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, поименованы трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни и специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения.
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, Правила).
В абз. 2 п. 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подп. «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Согласно абз. 1 п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 5 Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану); в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном в пункте 12 настоящих Правил.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
В случае направления уполномоченным органом в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы запроса, указанного в пункте 4(1) настоящих Правил, срок постановки инвалида на учет по обеспечению техническим средством продлевается до поступления из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений из программы реабилитации, подтверждающих необходимость предоставления инвалиду технического средства, но не более чем на 20 рабочих дней.
Обеспечение техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы. Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Формы уведомления, направления, специального талона и именного направления утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в Административном регламенте, утвержденном Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Установлено, что материальный истец является инвалидом первой группы.
Согласно представленной индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от 14.04.2022, истец нуждается, в том числе в технических средствах реабилитации за счет средств федерального бюджета с 13.04.2022 бессрочно: противопролежневый матрац воздушный (с компрессором).
Змеиногорской межрайонной прокуратурой по обращению проведена проверка обеспеченности техническими средствами реабилитации Ветрова А.В.
Проведенной проверкой установлено, что обеспечение техническими средствами реабилитации осуществляется отделением Фонда на основании заявления от 26.04.2022, содержащей рекомендации по обеспечению Ветрова А.В.: противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором). Причина необеспечения – не завершена процедура отбора поставщика.
Согласно направлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий № от ДД.ММ.ГГГГ, Ветрову А.В. выдано направление в <данные изъяты> для получения противопролежневого матраца воздушного (с компрессором).
В соответствии с актом № от 27.01.2023 приема-передачи товара Ветровым А.В. получен противопролежневый матрац воздушный (с компрессором).
То есть техническое средство реабилитации – противопролежневый матрац воздушный (с компрессором) материальному истцу на дату рассмотрения дела предоставлен.
Поскольку указанное техническое средство реабилитации - противопролежневый матрац воздушный (с компрессором) материальному истцу предоставлен, суд находит требование истца в данной части о возложении на Отделение Фонда пенсионного им социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в лице офиса клиентского обслуживания Социального фонда России в Алтайском крае по Змеиногорскому району обязанность предоставить Ветрову А.В. техническое средство реабилитации – противопролежневый матрац воздушный (с компрессором), не подлежащим удовлетворению.
Рассматривая требования о компенсации морального вреда материальному истцу Ветрову А.В. суд исходит из того, что с момента постановки на учет с 26.04.2022 он своевременно не был обеспечен техническим средством реабилитации, предусмотренным его индивидуальной программой реабилитации.
Прокурор, обращаясь в суд в интересах Ветрова А.В. с требованием о компенсации морального вреда, ссылается на длительное бездействие ответчика и нарушение в связи с данными обстоятельствами личных неимущественных прав истца как инвалида.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Следует определять правовую природу спорных отношений по реализации гражданами имущественных прав и учитывать, что нарушение личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина может являться неотъемлемым последствием нарушения его имущественных прав. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде предоставления технических средств реабилитации, порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
При установлении, что материальный истец не был своевременно обеспечен ответчиком необходимыми ему техническими средствами реабилитации, а также учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, что и есть охраняемые законом нематериальные блага, нарушенные ответчиком, суд приходит к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.
Для возложения обязанности выплатить денежную компенсацию морального вреда не требуется совершения умышленных действий, направленных на нарушение прав инвалида.
Фонд мог быть освобожден от компенсации инвалиду морального вреда, если у него есть доказательства, что физические и (или) нравственные страдания были причинены вследствие действия непреодолимой силы либо умысла самого материального истца. Такие доказательства суду не представлены.
Исходя из анализа представленных доказательств несвоевременного обеспечения истца средствами реабилитации как инвалида 1 группы, установив нарушение срока предоставления данных средств, суд приходит к выводу об обоснованности иска и наличия оснований для его удовлетворения в части требования о компенсации морального вреда.
Доводы ответчика о том, что отделение Фонда в течение всего периода времени с даты обращения Ветрова А.В. с заявлением о предоставлении государственной услуги, предпринимало все необходимые и возможные в рамках предусмотренного законодательством механизма действия меры для обеспечения его техническим средством реабилитации, а также иные доводы возражений, не могут служить основанием для освобождения ответчика от компенсации морального вреда ответчику, поскольку в результате несвоевременного предоставления средства реабилитации материальному истцу, являющемуся по состоянию своего здоровья инвалидом 1 группы, он испытывал нравственные страдания, ощущал дискомфорт.
Надлежащим ответчиком по делу является отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
Офис клиентского обслуживания Социального фонда России в Алтайском крае по Змеиногорскому району не является надлежащим ответчиком по делу, так как не является ни юридическим лицом не филиалом или представительством, в связи с чем исковые требования к данному ответчику удовлетворению не подлежат, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований к данному ответчику.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд с учетом требований разумности и справедливости исходит из степени нравственных и физических страданий материального истца, связанных с его индивидуальными особенностями, возрастом Ветрова А.В., характера имеющегося у него заболевания, нуждаемости в технических средствах реабилитации, степени вины ответчика и обстоятельств дела и полагает разумным снизить требуемую ко взысканию компенсацию морального вреда до 5000 руб.
В связи с изложенным, исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Ветрова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, в лице офиса клиентского обслуживания Социального фонда России в Алтайском крае по Змеиногорскому району о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, следует удовлетворить частично.
Следует взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Ветрова Александра Викторовича компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований и в части требований к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, в лице офиса клиентского обслуживания Социального фонда России в Алтайском крае следует отказать.
Прокурором заявлено требование в соответствии со ст. 212 ГПК РФ, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 211 ГПК РФ, немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Указанное дело не относится к указанным в ст. 211 ГПК РФ категориям дел, подлежащих немедленному исполнению, кроме того, в указанном исковом заявлении прокурором не приведено данных о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░., ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ 2225008796, ░░░░ 1022201758370, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 5000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.07.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░