Дело № 2-1198/2024
УИД: 91RS0018-01-2023-004120-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года г.Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Н.,
при секретаре Станиславенко Д.О.,
при участии прокурора Ковтун В.Ю.,
представителя ответчика Озимок А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица: Садоводческий потребительский кооператив «Весна», ООО «Крыминвестстрой», об обязании провести ремонтные работы на участке автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Сакского межрайонного прокурора Республики Крым ФИО4 обратился с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым об обязании провести ремонтные работы на участке автомобильной дороги.
В обоснование исковых требований указал, что Сакской межрайонной прокуратурой району проведена проверка исполнения законодательства в области содержания автомобильных дорог в <адрес> Республики Крым. В результате проверки установлено, что <адрес> в <адрес> расположена на территории СПК <адрес>», в границах земельного участка площадью <данные изъяты>, переданного на основании решения <данные изъяты> <адрес> городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № под размещение садово-огороднического товарищества «<адрес>». Однако указанное решение СПК «<адрес>» не реализовано, указанный земельный участок является учтенным и находится в муниципальной собственности, в связи с чем бремя его содержания возлагается на Администрацию <адрес> Республики Крым, за исключением дорог, проходов и проездов. Обеспечение дорожного движения на территории СПК «Весна» возлагается на Администрацию <адрес> Республики Крым.
При проведении прокуратурой обследования улично-дорожной сети с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «<адрес>» было установлено, что участок общего пользования (дороги) по <адрес> в СПК «<адрес>» в нарушение п. 6.3 ФИО6 59201-201, п.5.2.4 ФИО6 50597-2017, ГОСТ 25607-2009 не отвечает требованиям эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, установленным национальными стандартами, выявлены недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, в связи с чем необходимо предусмотреть применение асфальтобетонных покрытий из асфальтобетонных смесей крупность щебня не менее 16мм, для автомобильных дорог с тяжелыми и экстремально тяжелыми условиями движения в соответствии с п.5.2 ФИО6 58401.1, п.6.3.7 ФИО6 59201-21, ГОСТ 58401.1, ФИО6 58401.2, ФИО6 58406.1, ГОСТ 58406.2.
Кроме того, в нарушение п.6.2.1 ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» по <адрес>, СПК «<адрес>» отсутствуют необходимые дорожные знаки: 2.4 «Уступи дорогу» (в количестве 3 штук), дорожный знак 2.1 «Главная дорога» (в количестве 3 штук), дорожный знак 2.2 «Конец главной дороги».
По результатам ранее проведенной проверки Сакской межрайонной прокуратурой в адрес Администрации <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены, дорожные знаки не установлены, дорожное полотно в нормативное состояние не приведено.
Выявленные недостатки автодороги на <адрес>, СПК «<адрес>» создают угрозу безопасности дорожного движения и препятствуют безопасному проезду транспортных средств. Для устранения выявленных недостатков необходимо проведение ремонта указанной автомобильной дороги в соответствии с требованиями безопасности, установленными национальными стандартами.
В судебном заседании представитель истца прокурор ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации <адрес> Республики Крым ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования прокурора не признал, пояснил суду, что СПК «<адрес>» посыпает дорогу щебнем, это их территория.
Представитель третьего лица СПК «<адрес>» в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений не направил.
К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ООО «<адрес>». Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений не направил.
Суд, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, неявившихся на судебное заедание.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона одними из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.3 ст.5 указанного Закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу данного Закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3).
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В силу ч. 10 ст. 6 Закона, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пункт 1 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу положений п. 12 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ, а также в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. 1,2 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, и устанавливает состав и виды дорожных работ, которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования), улиц и дорог городов и сельских, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки проведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены «ФИО6 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст) (далее – ФИО6 50597-2017).
Требования ФИО6 50597-2017 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования с целью обеспечения сохранности и улучшения условий непрерывного, безопасного и комфортного движения автомобилей с установленными скоростями и нагрузками, а также охраны окружающей среды установлены «ФИО6 59201-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила (утв. И введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст).
Судом установлено, что <адрес> в <адрес> расположена на территории СПК «<адрес>», в границах земельного участка площадью <данные изъяты>, переданного на основании решения <данные изъяты> созыва <адрес> городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № под размещение садово-огороднического товарищества «<адрес>». Однако указанное решение СПК «<адрес>» не реализовано, указанный земельный участок является учтенным и находится в муниципальной собственности.
Согласно решения внеочередной <данные изъяты> <адрес> городского совета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании муниципального бюджетного учреждения «<адрес>» создано МБУ «<адрес>». Учредителем МБУ «<адрес>» является муниципальное образование городской округ Саки Республики Крым.
Согласно п. 2.2.9 Устава МБУ «<адрес>», утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав основных видов деятельности входит, в том числе обеспечение безопасности дорожного движения, а именно: нанесение дорожной разметки, замена и установка технических средств регулирования дорожного движения, разработка дислокации технических средств регулирования дорожного движения, содержание объектов безопасности дорожного движения.
В соответствии с пп.20 п.6.1 Устава к компетенции учредителя в области управления учреждением относится осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Крым, муниципальными правовыми актами городского округа Саки контроля за деятельностью учреждения, в том числе за использованием и распоряжением имуществом, находящемся в оперативном управлении учреждения.
Как установлено в судебном заседании, участок общего пользования (дороги) по <адрес> в СПК «Весна» <адрес> в нарушение п. 6.3 ФИО6 59201-201, п.5.2.4 ФИО6 50597-2017, ГОСТ 25607-2009 не отвечает требованиям эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, установленным национальными стандартами, выявлены недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, в связи с чем необходимо предусмотреть применение асфальтобетонных покрытий из асфальтобетонных смесей крупность щебня не менее 16мм, для автомобильных дорог с тяжелыми и экстремально тяжелыми условиями движения в соответствии с п.5.2 ФИО6 58401.1, п.6.3.7 ФИО6 59201-21, ГОСТ 58401.1, ФИО6 58401.2, ФИО6 58406.1, ГОСТ 58406.2.
Кроме того, в нарушение п.6.2.1 ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» по <адрес>, СПК «Весна» <адрес> отсутствуют необходимые дорожные знаки: 2.4 «Уступи дорогу» (в количестве 3 штук), дорожный знак 2.1 «Главная дорога» (в количестве 3 штук), дорожный знак 2.2 «Конец главной дороги».
Данные дефекты дорожного покрытия подтверждаются приложенными к актам проверки фотографиями. Указанный факт не оспаривается ответчиком.
Выявленные повреждения и недостатки автодороги на <адрес> в СПК «<адрес>» <адрес> создают угрозу безопасности дорожного движения и препятствуют безопасному проезду транспортных средств.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении собственником автомобильной дороги общего пользования местного значения обязанностей по её содержанию, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Факт нарушения законодательства в области содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения в судебном заседании установлен и не оспаривается представителем ответчика.
По результатам ранее проведенной проверки Сакской межрайонной прокуратурой в адрес Администрации <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены, дорожные знаки не установлены, дорожное полотно в нормативное состояние не приведено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о признании бездействия должностных лиц Администрации <адрес> Республики Крым; об обязании Администрации <адрес> Республики Крым произвести в соответствии с п.6.3 ФИО6 59201-2021, п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017, ГОСТ 25607-2009, п.5.2 ФИО6 58401.1, п.6.3.7 ФИО6 59201-21, ГОСТ 58401.1, ФИО6 58401.2, ФИО6 58406.1, ГОСТ 58406.2 ремонтные работы на участке автомобильной дороги по <адрес> СПК «<адрес>» в <адрес> Республики Крым в соответствии с требованиями безопасности, установленными национальными стандартами, поскольку обязанность по обеспечению проведения необходимых ремонтных работ, а также работ по их содержанию в отношении автомобильных дорог местного значения, находящихся в границах <адрес> Республики Крым, лежит на Администрации <адрес> Республики Крым, которая не должным образом исполняет возложенные на нее обязанности по содержанию и ремонту данных дорог, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в области содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что заместитель Сакского межрайонного прокурора Республики Крым действовал в рамках представленных ему полномочий.
В судебном заседании прокурор просил об установлении ответчику срока, необходимого для устранения выявленных прокуратурой нарушений требований безопасности дорожного движения.
Суд считает, что ответчику достаточным будет шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу, поскольку данный срок является реальным для принятия ответчиком необходимых мер по исполнению решения суда.
Кроме того, суд учитывает, что положениями пунктов 5 и 7 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, частей 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 1 статьи 72, части 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, статей 48 - 55 Градостроительного кодекса РФ на Администрацию <адрес> Республики Крым возложена обязанность по соблюдению определенной многоступенчатой и длительной процедуры, предшествующей заключению и исполнению муниципального контракта, нарушение которой повлечет как незаконные действия и акты, так и привлечение к ответственности лиц, нарушивших правовые акты, регулирующие особенности выполнения администрацией возложенных на нее функций.
В силу положений ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:
9) прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица: Садоводческий потребительский кооператив «Весна», ООО «Крыминвестстрой», об обязании провести ремонтные работы на участке автомобильной дороги- удовлетворить.
Признать бездействие должностных лиц Администрации <адрес> Республики Крым по содержанию автомобильной дороги по <адрес> СПК <адрес>» <адрес> Республики Крым противоправным.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести в соответствии с п.6.3 ФИО6 59201-2021, п. 5.2.4 ФИО6 50597-2017, ГОСТ 25607-2009, п.5.2 ФИО6 58401.1, п.6.3.7 ФИО6 59201-21, ГОСТ 58401.1, ФИО6 58401.2, ФИО6 58406.1, ГОСТ 58406.2 ремонтные работы на участке автомобильной дороги по <адрес> СПК «<адрес>» в городе <адрес> Республики Крым в соответствии с требованиями безопасности, установленными национальными стандартами.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н.Гончаров
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.Н.Гончаров