Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-78/2022 (2-573/2021;) ~ М-539/2021 от 30.11.2021

<данные изъяты>

2-78/2022

24RS0027-01-2021-001521-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2022 года                                                       г. Кодинск

Кежемский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Михайловой О.В.,

при секретаре Кирюхиной Л.А.,

с участием процессуального истца заместителя прокурора Кежемского района Алексаниной И.В.,

представителя ответчика муниципальное образование Кежемский район в лице администрации Кежемского района Красноярского края Крикау А.А., действующего на основании доверенности от 31.12.2022,

представителя ответчика МБУ СШ Кежемского района директора Сапожникова В.С., наделенного согласно Устава, выписки из ЕГРЮЛ и распоряжения -л от 30.12.2011 полномочиями действовать без доверенности от имени юридического лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кежемского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа Кежемского района», администрации Кежемского района Красноярского края о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Кежемского района Красноярского края с учетом заявления об уточнении исковых требований обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрация Кежемского района о возложении обязанности профинансировать муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа Кежемского района» в целях оборудования входа в здание спортивной школы, расположенного по адресу: <адрес> согласно главы 5.1 Свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для беспрепятственного входа в объект; к ответчику муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа Кежемского района» о возложении обязанности оборудовать вход в здание спортивной школы, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с п. 5.1 Свода правил СНиП 35-01-2001«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для беспрепятственного входа в объект до 01.05.2022 года, мотивировав свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлены допущенные МБУ СШ Кежемского района нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. Вход в спортивный зал «Мангуст». Который относится к объектам социальной инфраструктуры, не обеспечивает учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержащихся в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Прокуратурой района в адрес руководителя МБУ СШ Кежемского района 24.02.2021 внесено представление для устранения выявленных нарушений указанной категории граждан, по результатам рассмотрения представления установлено, что денежных средств в бюджете муниципального образования, для устранения нарушений, не имеется. Учредителем и собственников имущества учреждения является МО Кежемский район. Отсутствие или недостаточность денежных средств, необходимых для обеспечения доступа в здание маломобильных групп населения не освобождает ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей. Действующее законодательств не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению доступности зданий для маломобильных групп населения от их финансовых возможностей.

Процессуальный истец заместитель прокурора Кежемского района Алексанина И.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика МБУ СШ Кежемского района Спожников В.С. в судебном заседании пояснил, что после получения представления прокурора было проведено обследование крыльца, через который осуществляется вход в спортивный зал и выявлены недостатки: трещины, разрушение фундамента, ветхость крыши. Школа неоднократно обращалась к учредителю с просьбами о выделении денежных средств для составления проектно-сметной документации и выполнения работ по оборудованию входа в школу пандусом, однако до настоящего времени денежные средств не выделены. В настоящее время достигнута договоренность с учредителем о выделении денежных средств на разработку проектной документации, заключается договор и в течение месяца будет подготовлена проектно-сметная документация. Для выполнения работ просит предоставить время до 31.08.2022, ссылаясь на то, что тренировочный процесс заканчивается 31.05.2022 и с этой даты воспитанники школы не будут посещать спортивный зал «Мангуст», после чего будет возможно выполнение работ по обустройству крыльца в соответствии с нормами закона.

Представитель ответчика Администрации Кежемского района Красноярского края Крикау А.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования признал и пояснил, что требования прокурора обоснованы, однако просит увеличить срок для выполнения обязанности, ссылаясь на невозможность выполнения работ в зимний период.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по данному делу, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьями 2 и 7 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Таким образом, федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Требования к обустройству входа для маломобильных групп населения и инвалидов предусмотрены главой 5.1 Свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

Как установлено судом:

В соответствии с п. 1.2 Устава МБУ СШ Кежемского района учредителем и собственником имущества учреждения является МО Кежемский район, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Кежемского района Красноярского края (п. 1.3). Собственником имущества учреждения является муниципальное образование Кежемский район. Уполномоченный собственник имущества закрепляет за учреждением в целях обеспечения уставной деятельностью необходимое имущество на праве оперативного управления (п. 4.2.). Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом (п. 4.4).

Как следует из пояснений сторон в пользовании МБУ СШ Кежемского района находится нежилое помещение «Мангуст». Расположенное по адресу: <адрес>

Согласно акта освидетельствования технического состояния крыльца здания «Мангуст» по <адрес> от 18.06.2020, на основании официального обращения от 11.06.2020 директора МБУ СШ Кежемского района, проведено комиссионное обследование аварийности и ветхости крыльца. В ходе проведения визуального обследования и мониторинга технического состояния элементов конструкций, обнаружено наличие дефектов и повреждений конструкций, которые снижают и ухудшают эксплуатационное состояние входа здания. Могут привести к резкому снижению их несущей способности. Потери устойчивости и обрушению отдельных конструкций. Необходимо подготовить новый проект крыльца.

Как следует из представления заместителя прокурора Кежемского района от 24.0.2021 в адрес МБКУ «Спортивная школа Кежемского района», прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований закона о социальной защите инвалидов МБУ СШ Кежемского района, в ходе которой установлено, что вход в спортивный зал «Мангуст» не оборудован для инвалидов и маломобильных групп населения пандусом. Прокурром предписано устранить выявленные нарушения.

27.04.2021 директором МБУ «Спортивная школа Кежемского района» дан ответ заместителю прокурора Кежемского района на предписание об устранении нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов, согласно которому здание спортивного зала «Мангуст» было введено в эксплуатацию в 1984 году, проектом не была предусмотрена доступность здания для маломобильных групп населения. До сегодняшних дней спортивный зал «Мангуст» капитальному ремонту не подлежал. Ведутся работы по расчетам для устранения нарушения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

20.10.2021 директором МБУ «Спортивная школа Кежемского района» направлено письмо в адрес главы Кежемского района о выделении денежных средств для заключения контракта на разработку проектно-сметной документации, на ремонт крыльца и устройство пандуса на входе в спортивный зал «Мангуст».

29.11.2021 директором МБУ «Спортивная школа Кежемского района» на запрос дан ответ заместителю прокурора Кежемского района, согласно которому, работа по поиску организаций для разработки проектно-сметной документации на ремонт крыльца и устройство пандуса на входе спортивного зала «Мангуст» МБУ «Спортивная школа Кежемского района» была проведена. Письмо о выделении средств на заключение контракта разработки проектно-сметной документации на ремонт крыльца и устройство пандуса направлено главе Кежемского района.

Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что вход в спортивный зал «Мангуст», расположенный по адресу: <адрес>, который используется МБУ СШ Кежемского района в Уставной деятельности, не оборудован в соответствии с п. 5.1 Свода правил СНиП 35-01-2001«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для обеспечения инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Поскольку собственником здания является муниципальное образование Кежемский район, а МБУ СШ Кежемского района не имеет права самостоятельного распоряжения недвижимым имуществом, является некоммерческой физкультурно-спортивной организацией, к исключительной компетенции учредителя администрации Кежемского района относится определение порядка использования имущества, закрепленного за учреждением, источником формирования финансовых ресурсов учреждения являются средства, выделяемые целевым назначением из местного бюджета, суд считает требования истца обоснованными и к МБУ СШ Кежемского района и к администрации Кежемского района.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

В силу Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" именно собственниками имущества, на которых возложена обязанность по содержанию муниципального имущества в требуемом законом состоянии, должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, а в данном случае собственником здания является муниципальное образование Кежемский район в лице администрации Кежемского района Красноярского края.

Доводы ответчиков о необходимости увеличения сроков выполнения данной обязанности суд признает не обоснованными, поскольку как установлено в ходе рассмотрения дела, вопрос по переустройству крыльца собственником учреждения не решен с момента обращения директора МБУ СШ Кежемского района 11.06.2020, по представлению прокурора от 24.02.202021 также недостатки по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения до настоящего времени не устранены, несмотря на наличие для устранения нарушений и каникулярного времени и теплого времени года с момента получения представления. Более того, ответчиками суду не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ в срок до 01.05.2022, а ссылки на невозможность выполнения работ при наличии снежного покрова не обоснованы, в их обоснование не представлено доказательств с указанием видов работ и допустимых температур для их выполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кежемского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа Кежемского района», администрации Кежемского района Красноярского края удовлетворить.

Обязать администрацию Кежемского района Красноярского края профинансировать муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа Кежемского района» в целях оборудования входа в здание спортивной школы, расположенной по адресу: <адрес> согласно главы 5.1 Свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для беспрепятственного входа в объект.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа Кежемского района» оборудовать вход в здание спортивной школы, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с п. 5.1 Свода правил СНиП 35-01-2001«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для беспрепятственного входа в объект до 01.05.2022 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                        О.В. Михайлова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья                                                                                                       О.В. Михайлова

2-78/2022 (2-573/2021;) ~ М-539/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кежемского района Красноярского края
Ответчики
МБУ "Спортивная школа Кежемского района"
МО Кежемский район в лице Администрации Кежемского района
Суд
Кежемский районный суд Красноярского края
Судья
Михайлова О.В.
Дело на сайте суда
kegma--krk.sudrf.ru
30.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Дело оформлено
17.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее