Дело № 2-406/2024
Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2024 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2024 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Костюченко К.А.,
при секретаре Кобелевой О.П.,
с участием старшего помощника прокурора Поповой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности включить защитное сооружение гражданской обороны в реестр федерального имущества,
У с т а н о в и л :
Прокурор Ловозерского района Мурманской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия), указав в обоснование, что в ходе проведённой прокуратурой проверки состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, выявлены нарушения требований законодательства в сфере оформления прав на указанное имущество. Так, на территории села Ловозеро Ловозерского района Мурманской области расположено защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие, инвентарный номер в ГУ МЧС России по Мурманской области <данные изъяты> реестровый номер в МЧС России <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, которое находится в подвале многоквартирного дома по адресу: <адрес> Указанному укрытию присвоен класс (группа укрытия) <данные изъяты>. Данное защитное сооружение балансосодержателя не имеет, право собственности на него не зарегистрировано, в реестр федерального имущества оно не включено, что может повлечь утрату объекта государственной собственности и негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан. Просит возложить на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обязанность в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение с инвентарным номером <данные изъяты> – противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Попова А.Н. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, надлежащим образом извещённый о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В обоснование возражений приводит довод о том, что данный спор должен быть рассмотрен по нормам КАС Российской Федерации, учитывая, что предметом настоящего иска является возложение на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обязанности по внесению спорного имущества в реестр федерального имущества.
Указывает, что истцом нарушен претензионный порядок, поскольку от прокурора в адрес МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия не поступали требования о включении защитного сооружения в реестр федеральной собственности.
Считает, что поскольку правоустанавливающие документы на объект гражданской обороны не оформлены, судебного акта о признании права собственности Российской Федерации на данное имущество не имеется, то отсутствуют соответствующие основания для внесения спорного объекта в реестр федерального имущества, предусмотренные п. 39 Порядка учёта федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 "О совершенствовании учёта и контроля за использованием федерального имущества".
Выражает несогласие с тем, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия. Ссылаясь на положения статей 7, 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", указывает, что полномочия по созданию, сохранению и учёту существующих объектов гражданской обороны, предназначенных для укрытия населения, отнесены, в том числе, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Приводит довод о том, что в иске не приведено обоснованности постановки на учёт спорного объекта, как объекта гражданской обороны, поскольку потребность в защищённом объекте гражданской обороны на данной территории для защиты категории населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, отсутствует.
Отмечает, что МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия не обладает сведениями о техническом состоянии спорного объекта, позволяющем использовать его по назначению.
Представитель третьего лица – Главного управления МЧС России по Мурманской области, надлежащим образом извещённый о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв, в котором полагал исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, дело просил рассмотреть в своё отсутствие. В обоснование указал, ссылаясь на п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", что спорное защитное сооружение должно находиться в федеральной собственности в силу закона.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 167 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона № 28-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона № 28-ФЗ).
В целях определения правил создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утверждён Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее – Порядок № 1309).
Согласно п. 2 Порядка № 1309 к объектам гражданской обороны относятся, помимо прочего, убежища и противорадиационные укрытия.
Из п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны, как объекта гражданской обороны, определяется наличием паспорта убежища.
Согласно ст. 212 ГК Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться только законом.
В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК Российской Федерации).
При этом в силу п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны не допускается.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ и п. 9 Порядка № 1309 органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно сведениям ГУ МЧС России по Мурманской области о защитных сооружениях гражданской обороны, находящихся на территории Мурманской области, на территории Ловозерского района Мурманской области по адресу: <адрес> расположен объект гражданской обороны – противорадиационное укрытие, инвентарный номер №, номер в реестре МЧС России №
В соответствии с Паспортом защитного сооружения гражданской обороны № тип защитного сооружения гражданской обороны: противорадиационное укрытие, расположение защитного сооружения - <данные изъяты>, дата приёмки в эксплуатацию – как защитное сооружение в эксплуатацию не принималось, жилой дом принят в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, организация, эксплуатирующая укрытие в мирное время – ООО "ЛТД", вместимость - <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты>, группа противорадиационного укрытия – <данные изъяты>
Из акта оценки содержания и использования указанного защитного сооружения от ДД.ММ.ГГГГ и журнала учёта защитных сооружений гражданской обороны, представленных администрацией Ловозерского района, следует, что оно является общим имуществом собственников жилых помещений многоквартирного дома, в эксплуатацию не принималось, жилой дом, в котором находится защитное сооружение, принят в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, само защитное сооружение находится в неудовлетворительном техническом состоянии.
Из технического паспорта здания, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что помещения укрытия расположены <данные изъяты>.
Согласно информации, предоставленной Министерством имущественных отношений Мурманской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ противорадиационное укрытие с инвентарным номером № в составе государственной собственности Мурманской области не значится.
Согласно информации, предоставленной ГОКУ "Центр технической инвентаризации", регистрация права собственности на противорадиационное укрытие с инвентарным номером № не производилось.
Согласно информации, предоставленной Администрацией Ловозерского района, противорадиационное укрытие с инвентарным номером № в муниципальной собственности не находится.
Спорное защитное сооружение до настоящего времени в реестр федерального имущества также не включено, что подтверждено в ходе рассмотрения дела письменным отзывом представителем ответчика.
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление от 27.12.1991 № 3020-1).
В соответствии с пунктом 2 раздела 3 приложения № 1 к Постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 объекты оборонного производства, в том числе защищённые рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 3 Постановления от 27.12.1991 № 3020-1 определено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в приложениях 1 - 3 к указанному Постановлению, следовательно со дня вступления его в силу относятся к федеральной собственности.
При таком положении отклоняются, как несостоятельные, доводы представителя ответчика о том, что учёт и охрана объектов гражданской обороны относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Принимая во внимание, что защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, являются федеральной собственностью, также являются несостоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии сведений о собственнике или владельце спорного объекта и о порядке признания имущества бесхозяйным.
При этом суд учитывает, что ответчик, являясь уполномоченным органом, не принял мер по включению объекта в реестр федерального имущества, что негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан, в связи с чем прокурор обоснованно заявил требования в целях защиты прав и охраняемых законом интересов неопределённого круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Приказом Росимущества от 23.06.2023 № 131 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, согласно п. 4 которого территориальный орган осуществляет в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, за исключением случаев, установленных пунктами 5.32 и 5.33 пункта 5 настоящего положения, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим положением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 утверждено Положение об учёте и о контроле за использованием федерального имущества (далее - Положение об учёте и о контроле за использованием федерального имущества), в соответствии с п. 2 которого учёт федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объёме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
В силу п. 3 Положения об учёте и о контроле за использованием федерального имущества объектом учёта федерального имущества (далее - объект учета) является расположенное, в том числе, на территории Российской Федерации федеральное имущество - недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, объект незавершённого строительства, единый недвижимый комплекс, а также жилые и нежилые помещения, машино-места и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания либо иное имущество, отнесённое законом к недвижимым вещам).
В соответствии с пп. "б" п. 5 указанного Положения учёт федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы), в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, по месту его нахождения.
Таким образом, отсутствие у МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия данных для внесения спорного имущества в реестр федерального имущества, вопреки доводам представителя ответчика, не освобождает его от возложенной законом обязанности по включению объекта в реестр федерального имущества ответчика, который не лишён возможности самостоятельного получения необходимых данных для реализации возложенных на него полномочий.
Кроме того, поскольку материалами дела достоверно подтверждён статус спорного объекта, как защитного сооружения гражданской обороны, судом также отклоняются доводы представителя ответчика об отсутствии потребности в защитном сооружении гражданской обороны на данной территории.
При этом ненадлежащее техническое состояние спорного объекта не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку доказательств, подтверждающих исключение спорного объекта из состава защитных сооружений гражданской обороны в установленном Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны № порядке, материалы дела не содержат и стороной ответчика таких доказательств суду не представлено.
Более того, согласно п. 2.9 указанных Правил для снятия защитного сооружения гражданской обороны с учёта необходимо наличие документов, подтверждающих собственность на объект, в том числе в случае отнесения объекта к федеральной собственности выписки из реестра федерального имущества.
Доводы о необходимости рассмотрения иска прокурора в порядке административного судопроизводства судом отклоняются ввиду неправильного толкования представителем ответчика норм процессуального права.
Согласно положениям ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае прокурором заявлен гражданский иск в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и в интересах Российской Федерации о включении в реестр федерального имущества объекта гражданской обороны, требований об оспаривании действий (бездействия) МТУ Росимущества прокурором не заявлялось, в связи с чем рассматриваемый спор по своему характеру не относится к административному судопроизводству.
Доводы возражений о том, что от прокурора в адрес МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия не поступали требования о включении защитного сооружения в реестр федеральной собственности, правового значения не имеют, поскольку досудебный порядок урегулирования спора в рассматриваемом деле законом не предусмотрен.
Таким образом, поскольку у спорного объекта недвижимого имущества - защитного сооружения гражданской обороны отсутствует правообладатель, что не отвечает требованиям безопасности Российской Федерации и населения Российской Федерации, не обеспечивает постоянную готовность сил и средств гражданской обороны, в силу специфики объекта его необходимо включить в реестр федерального имущества.
В соответствии со ст. 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Анализируя предложенный истцом срок для выполнения заявленных требований – в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд, с учётом отсутствия возражений представителя ответчика в указанной части, находит его разумным и достаточным, при этом учитывает, что при наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленные сроки, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки его исполнения, представив соответствующие доказательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности включить защитное сооружение гражданской обороны в реестр федерального имущества удовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (ИНН <данные изъяты>) включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение с инвентарным номером 939-52п - противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: <адрес>, в течение трёх месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий подпись К.А. Костюченко