Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-254/2014 ~ М-262/2014 от 16.06.2014

2-254/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                              с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре Сумусенковой О.Н.,

с участием заявителя Конорева А.П.,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» муниципального образования «Турочакский район» Глазовой В.Г., действующей на основании Устава, решения №40 от 16..10.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Конорева А.П. о признании отказа администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным и обязании администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Конорев А.П. обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ о не включении в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации его и членов его семьи незаконным и обязании администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации его и членов его семьи. В заявлении указывает, что с начала мая 2014 года о с семьей в составе супруги и трёх несовершеннолетних детей проживают в строящемся доме, расположенном по адресу <адрес>А, представляющем из себя брусовое строение с мансардным каркасным вторым этажом. Дом пригоден для проживания, на участке имеются все необходимые условия и надворные постройки: баня, туалет, летняя беседка. Участок принадлежит заявителю на праве собственности. Строительство дома осуществляется в течение трёх лет, многие материалы были приобретены при использовании средств материнского капитала. ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения, вызванного выходом из берегов реки Бия, его участок был затоплен, унесён забор и въездные ворота, а также пиломатериал. ДД.ММ.ГГГГ вследствие подъёма уровня воды была подтоплена баня и унесена веранда и крыльцо от неё, был подмыт берег, что вызвало обрушение грунта под фундаментом и трещины в нём. Эксплуатация бани стала невозможна ввиду опасности обрушения и невозможности войти в неё, так как образовался обрыв. Также водой было унесено 300 кв. м. земли и был обрушен берег. Конорев А.П. и члены его семьи зарегистрированы по адресу <адрес>, в старой квартире, которая не принадлежит заявителю на праве собственности. Кроме того, по адресу регистрации отсутствует баня, его семья утратила предметы первой необходимости. Нахождение на обрушивающимся участке, не является безопасным для проживания, необходимы восстановительные работы. Комиссией сельской администрации Тондошенского сельского поселения составлены акты обследования участка и помещений, утраченного имущества. Однако сельской администрацией Тондошенского сельского поселения в последующем заявитель был извещён о том, что они не были включены в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие ЧС в связи с тем, что регистрация не совпадает с адресом подтопления.

В судебном заседании заявитель Конорев А.П. поддержал требования в полном объеме на основаниях и доводах изложенных в нем. Пояснил, что денежные средства на полное восстановление утраченного имущества у него отсутствуют, затрудняет условия жизнедеятельности его семьи.

Представитель заинтересованного лица глава администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» Глазова В.Г. признала требования заявителя, о чем предоставила суду письменное заявление, приобщенное к материалам дела.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно п. 25 вышеуказанного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. (ч. 2 ст. 18)

Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Распоряжением Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р «О введении в Республике Алтай режима чрезвычайной ситуации» в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай и в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Алтай введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Алтай с 29 мая 2014 года для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай.

Согласно абз. 2 п. 1 Постановления Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» пострадавшими в результате наводнения в мае - июне 2014 года признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай или руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, в порядке, установленном федеральным законодательством.

Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» установлено, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года (далее - граждане), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляется: единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека; финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

В соответствии с п. 4 вышеуказанного постановления орган местного самоуправления муниципального района Республики Алтай на основании поступивших заявлений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат и после и утверждения главой муниципального района в Республике Алтай, руководителем Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Алтай, руководителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай, и после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай.

Основанием для отказа включения гражданина в списки является отсутствие права на получение выплаты, установленного абзацем вторым пункта 1 настоящего Порядка.

Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, необходимо обязательное наличие таких условий, как являться гражданином Российской Федерации, проживать в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай и утратить полностью или частично имущество первой необходимости.

Как следует из вышеуказанных норм, для включения в список граждан на получение единовременной материальной помощи наличие регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации не является обязательным условием.

Согласно свидетельства о регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ Конореву А.П. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1688 кв. метров, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположен по адресу: <адрес>А.

Согласно свидетельства о регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ Конореву А.П. принадлежит на праве собственности хозяйственное строение, назначение – нежилое, общей площадью 16 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>А.

Согласно справки, выданной сельской администрацией Тондошенского сельского поселения за исх. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Конорев А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по адресу <адрес>, имеет состав семьи Конореву О.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения – жена; Конорева В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения – сын, Конорева К.А. и Конорева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын.

Из имеющихся в материалах дела свидетельствах о рождении следует, что матерью Конорева К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Конорева С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Конорева В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения является Конорева О.В., отцом указан – Конорев А.П..

В соответствии с разрешением на строительство Администрация Тондошенского сельского поселения выдала Конореву А.П. разрешение на строительство одноэтажного индивидуального жилого дома (стены деревянные, расположенного по адресу: <адрес> «А» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица, ни имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что правообладателю Конореву А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения принадлежат объекты недвижимости хозяйственное строение и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>А.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ сельской администрацией Тондошенского сельского поселения <адрес> Республики Алтай «Об утверждении границ ЧС на территории муниципального образования Тондошенское сельское поселение <адрес> Республики Алтай» утверждены границы затопляемой территории, куда вошла <адрес> с <адрес>.

Актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате наводнения от ДД.ММ.ГГГГ года, подписанным членами комиссии, утвержденным главой Тондошенского сельского поселения, согласованным с руководителем управления по делам ГОЧС Тондошенского сельского поселения, установлено, что пострадавший Конорев А.П. и количество членов семьи, проживающих совместно с пострадавшим - 5, по месту жительства <адрес>А имеет следующие повреждения: смыт земельный участок площадью 300 кв. метров, унесена веранда бани площадью 18 кв. метров, подмыт и поврежден фундамент бани, снесен пиломатериал 4,5 куб. метров, унесен забор деревянный длиной 30 метров, ворота (профлист) площадью 6 кв. метров, вследствие этого образовался обрыв. Комиссией сделано заключение о сумме ущерба в размере 50 рублей. Указанный акт подписан Коноревым А.П. как о согласии с заключением комиссии и суммой ущерба.

В материалах дела имеется отказ главы сельской администрации Тондошенского сельского поселения Глазовой В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которого Конореву А.П., Коноревой О.В., Конореву В.А., Конореву С.А., Конореву К.А. отказано во включении в списки на возмещение материальных затрат в связи с не совпадением регистрации по месту жительства с адресом подтопления.

В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под постоянным местом жительства понимается место, где гражданин обосновался в силу сложившихся обстоятельств. Под местом преимущественного проживания понимается место, где гражданин проживает больше, чем в других местах, либо вынужден в этом месте находиться в силу сложившихся обстоятельств.

Отсутствие постоянной регистрации Конорева А.П. и членов его семьи. по адресу <адрес>А не является основанием для отказа в получении компенсации от последствий чрезвычайной ситуации - наводнения, поскольку противоречит нормам ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а так же Постановлению Правительства Республики Алтай № 161 от 06 июня 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости».

Произвольное расширительное толкование норм Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-О и 06 октября 2008 г. N 619-О-П).

При таких обстоятельствах, суд находит, что требования заявителя о признании отказ администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ о не включении Конорева А.П. и членов его семьи в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации незаконным подлежат удовлетворению.

Также подлежат удовлетворению требования заявителя об обязании администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить его и членов его семьи в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации, так как Конорев А.П. и члены его семьи: супруга и трое несовершеннолетних детей фактически постоянно проживают в доме, расположенном по адресу: <адрес>А, что подтверждается показаниями самого заявителя, строения расположены в границах зоны подтопления, утвержденной распоряжением сельской администрации «Тондошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ года; в результате наводнения пострадало имущество семьи Коноревых, что подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ года.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.

В судебном заседании от заявителя Конорева А.П. поступило заявление с просьбой обратить решение суда к немедленному исполнению.

Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Главами 23, 25 ГПК РФ не установлено запрета на применение данной нормы закона по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, учитывая, что заявитель пострадал вследствие чрезвычайной ситуации, что повлекло для заявителя ухудшение его материального положения, денежные средства на полное восстановление утраченного имущества у него отсутствуют, затрудняет условия его жизнедеятельности, в целях защиты нарушенных прав и интересов заявителя, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Конорева А.П. удовлетворить.

Признать отказ администрации муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ о не включении Конорева А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членов его семьи: супруги Коноревой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыновей – Конорева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Конорева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Конорева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Тондошенское сельское поселение» включить в списки на возмещение материальных затрат произошедших вследствие чрезвычайной ситуации Конорева А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членов его семьи: супруги Коноревой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыновей – Конорева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Конорева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Конорева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

    

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2014 года.

Председательствующий- судья                 К.В.Албанчинова

2-254/2014 ~ М-262/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Конорев Алексей Петрович
Другие
Администрация МО "Тондошенское сельское поселение"
Суд
Турочакский районный суд Республики Алтай
Судья
Албанчинова К.В.
Дело на странице суда
turachaksky--ralt.sudrf.ru
16.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2014Передача материалов судье
20.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2014Судебное заседание
30.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2014Дело оформлено
25.08.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее