2 – 405/2022
.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Майя 26 октября 2022 года
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Билюкиной И.Г., при помощнике судьи Дмитриеве Я.Д.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) Платоновой Т.И.,
представителя ответчика - администрации СП «Тарагайский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» Порядина Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрациям сельского поселения «Тарагайский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус (район)» о возложении обязанности согласовать в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора в Мегино-Кангаласском районе создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования,
установил:
Прокурор Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрациям сельского поселения «Тарагайский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» (далее – СП «Тарагайский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус») с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование искового заявления указывает, что по итогам проведенной проверки исполнения законодательства в сфере сбора и утилизации твердых коммунальных отходов установлено, что в нарушение требований п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.8, ч.4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, администрацией СП «Тарагайский наслег» решение о согласовании с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Мегино-Кангаласском районесоздания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не принято, соответствующий запрос со стороны МР «Мегино-Кангаласский улус (района)» не направлялся.
Просит суд обязать СП «Тарагайский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» в срок до 01 марта 2023 года согласовать в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора в Мегино-Кангаласском районе создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, создать исходя из разработанной схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования с подъездными путями, водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора района Платонова Т.И. исковые требования поддержала по доводам, изложенными в иске и добавила, что соглашением о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения от 15.05.2019 года, заключенным между районной администрацией МР «Мегино-Кангаласский улус» и администрацией МО «Тарагайский наслег» переданы администрации МО «Тарагайский наслег» полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В данном соглашении предусмотрены права и обязанности сторон, порядок предоставления межбюджетных трансфертов на осуществление переданных полномочий. В соответствии с данным соглашением ответственность по исполнению иска прокурора несет администрация СП «Тарагайский наслег». Согласно информации начальника ТО в Мегино-Кангаласском районе Управления Роспотребнадзора по РС (Я) от 15.09.2022 года не поступило 9 заявлений о выдаче заключения о соответствии расположения места накопления ТКО от администрации СП «Тарагайский наслег», ими выдано 13 заключений, из которых по 9 заявлениям было выдано заключение о несоответствии, в связи с тем, что площадки ТКО не оборудованы.
Представитель ответчика СП«Тарагайскийнаслег»Порядин Ю.А. в суде пояснил, что исковые требования признает, по состоянию на 27 сентября 2022 года с ТО Управления Роспотребнадзора в Мегино-Кангаласском районе согласованы 4 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, по семи площадкам ведется работа по созданию места накопления ТКО. В срок до 01 марта 2022 года обязался согласовать все 11 мест накопления ТКО с ТО Управления Роспотребнадзора в Мегино-Кангаласском районе. По схеме они должны установить 13 мест для накопления ТКО, но фактически нужны 11 мест.
Представитель третьего лица – администрации МР «Мегино-Кангаласский улус» по доверенности Романова М.Д. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств суду не заявил. Согласно представленному отзыву, не возражает против удовлетворения исковых требований (вх. №№ от 03.10.2022).
В соответствии ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия представителей ответчика – администрации СП «Тарагайский наслег», третьего лица - администрации МР «Мегино-Кангаласский улус».
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Как предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2.1. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой района проведена проверка СП «Тарагайский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» по исполнению законодательства в сфере сбора и утилизации твердых коммунальных отходов.
По итогам проверки установлено, что с ТО Управления Роспотребнадзора в Мегино-Кангаласском районе согласованы 4 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, по семи площадкам ведется работа по созданию места накопления ТКО (л.д. 14-16, 36-39).
09 июня 2020 года прокуратурой района в адрес главы МР «Мегино-Кангаласский улус (район)» внесено представление об устранении нарушений.Согласно ответа администрации МР «Мегино-Кангаласский улус» от 26.06.2020 года 18 июня 2020 года администрация рассмотрела представление прокурора и выяснено, что данные полномочия ежегодно передаются поселениям на основании соглашения. В связи, с чем принято решение направить письма Главам поселений об осуществлении полномочий в установленном порядке в соответствии с законом, рекомендовано устранить нарушения, выявленные прокуратурой в кратчайшие сроки, а именно получить согласование с Роспотребнадзора.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 14.07.2022) (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ), организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения.
В силу п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ " закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,2828, 30, 33 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
Согласно ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.11.2014 1367-З N 291-V (ред. от 03.03.2022) "О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 26.11.2014 З N 292-V), на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепить за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 4.1, 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 13.1, 15,1818, 22, 24, 26, 31, 33.1, 34 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в 15 мая 2019 года между районной администрацией МР «Мегино-Кангаласский улус» и администрацией СП «Тарагайский наслег» заключено Соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, из п. 2 которого следует, что предметом Соглашения является передача районом поселению для осуществления части полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Соглашение действует до 31 декабря 2020 года и подписан сторонами.
Согласно графику перечисления финансовых средств путем межбюджетных трансфертов для осуществления передаваемых полномочий на 2020год установлено, что администрации МО «Тарагайский наслег» перечислено ... рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Соглашение между администрацией МР «Мегино-Кангаласский улус» и администрацией СП «Тарагайский наслег» о передаче осуществления отдельных полномочий вопросов местного значения было заключено в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела, администрацией СП «Тарагайский наслег» с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Мегино-Кангаласском районе согласовано 4 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, по 7 площадкам ведется работа по созданию места.
При установленных обстоятельствах суд признает требования прокурора Мегино-Кангаласского района обоснованными и основанными на законе.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает срок исполнения решения.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, с учетом срока, необходимого для согласования с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Мегино-Кангаласском районе решения о создании мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а также для создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 1 марта 2023 года.
При указанных обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрациям сельского поселения «Тарагайский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» о возложении обязанности согласовать в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора в Мегино-Кангаласском районе создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, - удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Тарагайский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» согласовать с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Мегино-Кангаласском районе создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и создать, исходя из разработанной схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования с подъездными путями, водонепроницаемым покрытием, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также с ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения суда до 1 марта 2023 года.
Обязать ответчика письменно сообщить в Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) и прокуратуру Мегино-Кангаласского района об исполнении решения суда.
Сторон освободить от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия).
Мотивированное решение составлено 26 октября 2022 года.
Судья: . И.Г. Билюкина
. .