мировой судья Петрова Н.В. Дело №12-44/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 02 февраля 2023 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Безденежных Глеба Сергеевича на постановление мирового судьи судебного участка №12 Йошкар-Олинского судебного района от 12 декабря 2022 года (резолютивная часть от 08 декабря 2022 года) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №12 Йошкар-олинского судебного района от 12 декабря 2022 года Безденежных Г.С. – исполняющий обязанности руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, за нарушение положений п.3 ст.5, ч.1 ст.10 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при разрешении заявления Ш.В.И., поступившего в Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл 26 сентября 2022 года, в ответе от 24 октября 2022 года не указано о рассмотрении обращения в части информации об отсутствии у ТСЖ «<иные данные>» акта готовности к отопительному сезону.
Не оспаривая существо вмененного правонарушения, Безденежных Г.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи в части назначенного наказания, либо признать правонарушение малозначительным, указав, что признал совершенное им правонарушение, нарушение при рассмотрении обращения Ш.В.И. имели место, однако Департаментом самостоятельно указанные нарушения были устранены. Считает, что мировым судьей неправомерно отказано о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение, так как административное правонарушение было совершено впервые, отсутствует причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, полное признание вины, устранение причин и условий послуживших основанием для привлечения Безденежных Г.С. к административной ответственности, наличие троих несовершеннолетних детей. Наличие административного штрафа будет являться серьезной финансовой нагрузкой на семейный бюджет. В случае невозможности замены наказания на предупреждение, просит применить положение ст.2.9 КоАП РФ, признав его малозначительным.
В возражениях на жалобу, поступивших в суд 23 января 2023 года, потерпевший Ш.В.И.указал, что постановление мирового судьи от 08 декабря 2022 года оставить без изменения, жалобу Безденежных Г.С. – без удовлетворения.
В судебное заседание Безденежных Г.С. не явился, извещен о его проведении надлежащим образом, направив для рассмотрения жалобы своего защитника.
Защитник Безденежных Г.С. – М.Д.С. доводы жалобы поддержал в судебном заседании.
Потерпевший Ш.В.И. письменные возражения на жалобу поддержал, просил оставить постановление мирового судьи в силе, жалобу без удовлетворения.
Помощник прокурора Республики Марий Эл Полозова Т.В. просила жалобу оставить без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Требования к порядку рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ №>59-ФЗ).
Федеральным законом №59-ФЗ, согласно положениям ч.1 ст.1 регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии со ст.5 ФЗ №59-ФЗ, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.10 ФЗ №59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Мировым судьей установлено, что 26 сентября 2022 года в Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл поступило заявление Шевнина В.И., в котором он просит в рамках предоставленных законом полномочий провести проверку по фактам, изложенным в жалобе, о нарушении ТСЖ «<иные данные>» порядка подготовки тепловых узлов к отопительному сезону 2022-2023, о нарушении ТСЖ «Вашское» порядка содержания общедомового имущества в части непроведения в течение двух отопительных сезонов промывки и опрессовки системы отопления МКД, привлечь председателя ТСЖ «<иные данные>» к ответственности за систематические нарушения правил содержания общедомового имущества МКД, срыв отопительного сезона 2022-2023 и снижение объема и уровня предоставления коммунальных услуг жильцами дома (отсутствие отопления).
На обращение Ш.В.И. 24 октября 2022 года Департаментом за подписью и.о.руководителя Безденежных Г.С. предоставлен ответ, в котором указано, что тепловая энергия в МКД <адрес> подана 26 сентября 2022 года, замечания, выявленные при опрессовке системы отопления, устранены, МКД прошел проверку готовности к отопительному сезону 2022-2023.
О рассмотрении заявления в части доводов о нарушении ТСЖ «<иные данные>» п.2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, об отсутствии у ТСЖ актов о готовности к отопительному сезону ответ на обращение не содержит.
Обращение Ш.В.И., поступившее в Департамент 26 сентября 2022 года, в установленный срок по 26 октября 2022 года в полном объеме по существу не рассмотрено.
Указанное подтверждается имеющимся в материалах дела обращением Ш.В.И. от 26 сентября 2022 года, ответом Департамента от 24 октября 2022 года.
Впоследствии, на основании повторного обращения Ш.В.И. от 28 октября 2022 года Департаментом в отношении ТСЖ «<иные данные>» проведена внеплановая документарная проверка.
18 ноября 2022 года Ш.В.И. Департаментом государственного жилищного надзора Республики Марий Эл направлен ответ, в котором указано, что по результатам проверки председатель ТСЖ «<иные данные>» привлечен к административной ответственности по ст.7.22 КоАП РФ, ему вынесено предупреждение, в ответ на которое ТСЖ «<иные данные>» представлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2022-2023 от 10 ноября 2022 года №380.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании распоряжения председателя Правительства Республики
Марий Эл от 18 июля 2016 года Безденежных Г.С. является заместителем руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республика Марий Эл.
Распоряжением председателя Правительства Республики Марий Эл от 11 октября 2022 года исполнение обязанностей руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республика Марий Эл в период с 14 октября по 3 ноября 2022 года возложено на Безденежных Г.С..
Мировой судья обоснованно пришел к выводу об установлении в действиях (бездействии) Безденежных Г.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.
В рассматриваемом факте Безденежных Г.С. является надлежащим субъектом административного правонарушения. Являясь должностным лицом в значении статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в чьи обязанности (с учетом должностных полномочий и временного исполнения обязанностей) входит дача ответа на обращение в установленный законом срок, свои обязанности надлежащим образом не выполнил, тем самым нарушив установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан. Действия Безденежных Г.С. правильно квалифицированы по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной юридической оценки ее действий не имеется.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, как и доказательств нарушений требований законности при привлечении к административной ответственности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимые права разъяснены, копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении вручена в установленном порядке.
Доводы Безденежных Г.С., указанные в жалобе, не могут являться основанием для отмены вынесенного в отношении должностного лица постановления, поскольку при назначении наказания мировым судьей были учтены требования статьи 4.1 КоАП РФ и наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Деяние Безденежных Г.С., выразившееся в неполном рассмотрении обращения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Безденежных Г.С., по делу не усматривается.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, вопреки указанию заявителя в жалобе, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Условие отсутствия существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, которое является необходимым для применения положений о малозначительности, с учетом обстоятельств настоящего дела, характера нарушения и пренебрежительного отношения должностного лица к исполнению своих обязанностей в сфере рассмотрения обращения граждан, материалами дела не подтверждается.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Данные выводы основаны на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение отсутствуют.
Норма части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть применена к некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам. Должностные лица административных государственный и муниципальных органов в перечень лиц, на которых распространяется статья 4.1.1 КоАП РФ не входят.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение не вступившего в законную силу судебного постановления, в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи при рассмотрении жалобы и проверки законности обжалуемого судебного постановления не установлено.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ст.5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 12 декабря 2022 года (резолютивная часть от 08 декабря 2022 года), которым Безденежных Глеб Сергеевич признан виновным по ст.5.59 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Безденежных Г.С. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья Ермолаева М.Л.