дело № 2-337/2024 (2-5032/2023) УИД 03RS0064-01-2023-005185-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 31 января 2024 года
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Вахитовой Д.М.,
при секретаре Кагировой К.А.,
с участием:
представителя заявителя – Мкртчян Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального района Уфимский район обратилась в суд с заявлением о признании права собственности на объект недвижимости, мотивируя свои требования тем, что на территории сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан расположен объект недвижимого имущества: нежилые помещения под № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,15 с кадастровым №, расположенные по адресу: РБ, <адрес>, номер на этаже 2. В соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931, на основании заявления Администрации муниципального района Уфимский район РБ, данные объекты недвижимого имущества Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан были приняты на учет как бесхозяйные.
Земельный участок под бесхозяйным объектом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, был предоставлен Администрацией застройщику ЗАО «Трансжилстрой» для целей проектирования и строительства жилого комплекса в 2007 году, заключен договор аренды 528-ЗУБ. В соответствии с документацией по планировки территории и были организованы площадь, сквер и построен дом культуры в с. Нижегородка.
В соответствии со ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договора аренды земельного участка) были установлены особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, указанной статьей было установлено, что комплексное освоение в целях жилищного строительства включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Договором было предусмотрено строительство здания клуба с последующей передачей его в муниципальную собственность муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Согласно акту выбора земельного участка для строительства и проектирования жилого комплекса для ЗАО «Трансжилстрой» №53 от 30.11.2005 года, проектируемый участок был не свободен от застройки, на участке находился объект, а именно нежилое строение-здание клуба, находящееся на балансе сельского поселения.
20.10.2008 году от ЗАО «Трансжилстрой» было направлено письмо Главе администрации сельского поселения Зубовский сельсовет МР Уфимский район Муталову Р.М. о сдаче и передаче основной части административно-бытового корпуса (АБК), а также информацию о сносе, ранее существовавшего сельского клуба по ул. Чапаева.
Фактически здание было построено и передано в распоряжение истца, однако документы не были оформлены по причине банкротства ЗАО «Трансжилстрой».
В судебном заседании представитель Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Мкртчян Г.Г., требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в заявлении, пояснив также, что данные помещения фактически не выбывали из владения муниципального бюджетного учреждения «Уфимский районный дом культуры» муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, в этих помещениях проводятся занятия, населению села Нижегородка, предоставляются услуги в сфере социально-культурной деятельности.
Представитель администрации Зубовского сельского поселения Уфимского муниципального района РБ в суд не явился, направили письменное заявление, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают и просят удовлетворить в полном объёме
Заинтересованные лица Территориальное управление Росимущества по РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Администрация городского округа г. Уфа, Арбитражный управляющий ЗАО «Трансжилстрой» Молина Д.Е. явку представителей в суд не обеспечили, извещены надлежащим образом и в срок.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав представителя заявителя, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Судом установлено следует из материалов дела, что на территории сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан расположен объект недвижимого имущества: нежилые помещения под № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,15 с кадастровым №, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, номер на этаже 2.
В соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931, на основании заявления Администрации муниципального района Уфимский район РБ, данные объекты недвижимого имущества Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан были приняты на учет как бесхозяйные.
В соответствии с п. 1,3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, которой не известен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как следует из письма ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» участок Уфимского района от 16.05.2022 года № 297 право собственности на объекты недвижимого имущества: нежилые помещения под № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,15 с кадастровым №, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, номер на этаже 2, не зарегистрировано.
Согласно письму Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20.05.2022 № 19148, объект – нежилые помещения под № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,15 с кадастровым №, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, номер на этаже 2 в реестре муниципального имущества, отсутствуют.
Из письменного ответа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от №ДК-02-4/1339-Ю следует, что сведения об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, номер на этаже 2 в реестре государственного имущества Республики Башкортостан, отсутствуют.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 10.06.2022 №6141 объект – нежилые помещения под № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,15 с кадастровым №, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, номер на этаже 2 в реестре муниципального имущества отсутствуют.
Согласно письму Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 20.05.2022 года следует, что сведения об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, номер на этаже 2 в реестре федерального имущества отсутствуют.
Таким образом, собственник вышеуказанного недвижимого объекта не установлен.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Учитывая то обстоятельство, что спорная бесхозяйная недвижимая вещь принята на учет, заявитель, имеющий соответствующие полномочия, обратился по истечении одного года с момента постановки на учет, спор о праве отсутствует и доказательств обратного суду не предоставлено требования подлежат удовлетворению.
В силу абзаца 3 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 Пленума высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и не прерывного владения имуществом как своим собственным в течении срока приобретательной давности.
Спор о праве на спорные объекты отсутствует.
Установление факта владения Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан объектом недвижимого имущества как своим собственным предоставит возможность Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан осуществить дальнейшую его эксплуатацию.
Кроме того, отсутствие зарегистрированного права собственности муниципального образования на вышеуказанные объекты инфраструктуры приводит к эксплуатации данных объектов без надлежащего содержания и произведения текущего ремонта.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную вещь определен главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу частей 1,2 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28-38 настоящего Кодекса. Дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 6 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии с частью 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 1-10,15 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░ ░░░░░ 2.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 1-10,15 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░ ░░░░░ 2.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░