Дело № 5-10/2023.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 июня 2023 года город Чадан
Судья Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва Чалзап Н.К., при секретаре Ондар Ч.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица
Т, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, работавшего председателем администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>-оола <адрес>,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ должностному лицу – председателю администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Т вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель Т – адвоката Е не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без их участия и заявил о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Счетной палаты Республики Тыва в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайства об отложении рассмотрения дела ими не заявлены.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу о прекращении производства по делу по следующим основаниям.
Согласно ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела инспектором Счетной палаты Республики Тыва Х составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Т по факту нецелевого использования бюджетных средств. В протоколе указано, что при проведении контрольного мероприятия «Контрольный обмер фактически выполненных объемов работ на объектах «Обустройство универсальной спортивно-игровой площадки и детской игровой площадки в селах Баян-Тала, Хайыракан, Чыргакы, Шеми Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в 2020 году» в администрации Дзун-Хемчикского кожууна выявлены финансовые нарушения на сумму 1 559,3 тыс.рублей.
ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений контрольного мероприятия Контрольный обмер фактически выполненных объемов работ на объектах «Обустройство универсальной спортивно-игровой площадки и детской игровой площадки в селах Баян-Тала, Хайыракан, Чыргакы, Шеми Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва» в 2020 году». Финансовые нарушения были устранены частично на сумму 56,245 рублей. По результатам анализа представленной информации и документов установлены финансовые нарушения на сумму 1 503,03 тыс.рублей. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ инспектором Счетной палаты Республики Тыва в отношении председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Т составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч.1, 3 и 4 ст.28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении (ст.26.2 КоАП РФ) и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).
В силу ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст.25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом - инспектором Счетной палаты Республики Тыва Х ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие надлежаще извещенного должностного лица Т через почтовую связь заказным письмом с уведомлением по адресу его места жительства; согласно уведомлению о вручении заказное письмо вручено лично ДД.ММ.ГГГГ.
Данные доводы несостоятельны, поскольку согласно постановлению Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству руководителя Дзун-Хемчикского Межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес> в отношении Т избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца, по ДД.ММ.ГГГГ.
В порядке ст.ст.91, 92 УПК РФ Т задержан ДД.ММ.ГГГГ в 6 часов 35 минут.
Таким образом, материалы дела опровергают то, что Т о составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ был извещен надлежащим образом.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по данному делу нарушение требований КоАП РФ является существенным.
Согласно ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6- 30.8 КоАП РФ,
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Т за отсутствием состава административного правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в десятидневный срок со дня вручения или получения его копии.
Судья ______________________________ Чалзап Н.К.
Копия верна _________________________