Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4774/2022 ~ М-2306/2022 от 27.04.2022

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2022 года                                    <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Монгуш А.В., при секретаре ФИО7, с участием истца Х, представителя истца – адвоката С представившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, указав, что относятся к категории детей-сирот, состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> Республики Тыва отДД.ММ.ГГГГ под номером . До настоящего времени жилье не предоставлено. Просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке, взыскать уплаченную госпошлину.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено Министерство образования Республики Тыва.

В судебном заседании истец и его представитель поддержал требования по изложенным в иске основаниям.

В судебное заседание представители ответчиков Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства образования Республики Тыва, представители третьих лиц Мэрии <адрес>, не явились, извещены, о причинах неявки – не известили, ходатайств об отложении – не заявили, поэтому суд признает причину их неявки неуважительной и рассматривает дело без их участия.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон №159-ФЗ).

Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона №159-ФЗ: детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список на основании сведений о них, предоставляемых органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.

Указом главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в структуру Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, пункт 3 дополнен абзацем 10 следующего содержания: «Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, передав ему функцию преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва».

Указом Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Указ Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ » полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних переданы Министерству образования Республики Тыва, соответственно, Министерство образования Республики Тыва является правопреемником Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по обязательствам.

Согласно копии паспорта серии 25 21 Х родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из свидетельства о смерти следует, что Х умерла ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно свидетельству о смерти, Х умер ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ).

По постановлению Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Х назначена опекуном над малолетним Х

Согласно копии диплома о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ Х имеет квалификацию кинолог.

Согласно копии регистрационно-контрольной карточки, выданной Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва Х поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ в качестве сироты, оставшейся без попечения родителей.

Согласно справке, выданной отделом опеки и попечительства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Х действительно состоит на учете, признан сиротой вследствие смерти обоих родителей

Из истребованных судом материалов с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ .47/8078, согласно копии свидетельство о рождении Х родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, матерью является Х, отцом является Х.

Согласно постановлению Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ внесено изменение в постанволение Мэрии г. кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении опеки над малолетним Х, ДД.ММ.ГГГГ г.р.» заменив в описательно-мотивировочной части слова «отец – Х дает нотариальное заваренное согласие от ДД.ММ.ГГГГ.» на «отец – Х умер ДД.ММ.ГГГГ.».

Из приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.

Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится.

Право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.

Так как Указом Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних переданы Министерству образования Республики Тыва, то надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования Республики Тыва, соответственно, исковые требования относительно Министерство труда и социальной политики Республики Тыва подлежат отказу в удовлетворении.

Поскольку истец относится к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, жильем не обеспечен, то при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика - Министерство образования Республики Тыва - обязанность предоставить истцу жилое помещение соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес> Республики Тыва (12,5 кв.м.).

При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Исходя из положений части 1 статьи 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят в том числе из государственной пошлины.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Однако процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

На обязанность возмещения расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, ответчиком - органом государственной власти и другими государственными или муниципальными органами, указывается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (пункт 23).

Следовательно, ответчик по делу не освобождается от возмещения судебных расходов, понесенных истцом в соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ.

Суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Таким образом, с ответчика – Министерства образования Республики Тыва в пользу истца подлежат взысканию 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при обращении в суд.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Х к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и к Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) предоставить Х (паспорт серии 25 21 ) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования - городской округ «<адрес> Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

Взыскать с Министерства образования Республики Тыва в пользу Х 300,00 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).

Судья                         подпись                    А.В. Монгуш

Копия верна: _________________ А.В. Монгуш

2-4774/2022 ~ М-2306/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Хертек Начын Дуктугович
Ответчики
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Министерство образования Республики Тыва
Другие
Мэрия города Кызыла
Орган опеки и попечительства мэрии г.Кызыла
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Монгуш Анатолий Владимирович
Дело на странице суда
kizilskiy-g--tva.sudrf.ru
27.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2022Передача материалов судье
29.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2023Дело оформлено
08.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее