Гражданское дело № 2-913/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Луга, Ленинградская область 05 октября 2022 года
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Егоровой Е.Е.,
при секретаре Коржевой К.А.,
с участием помощника Лужского городского прокурора Моисеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», администрации Лужского муниципального района <адрес> об обязании оборудовать машино-место, предназначенное для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, соответствующее требованиям для осуществления доступности общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения,
У С Т А Н О В И Л:
Лужский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Лужский городской суд <адрес> с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению (далее МОУ) «Средняя общеобразовательная школа №», администрации Лужского муниципального района <адрес> в котором просит:
- оборудовать в течение одного года с момента вступления в силу решения суда на территории образовательного учреждения в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, машино-место для парковки транспортных средств инвалидов;
- обязать администрацию Лужского муниципального района <адрес> осуществить финансирование, необходимое для выполнения указанных мероприятий в течение 9 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование заявленных требований Лужский городской прокурор указал, что в результате проведенной Лужской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа к образовательным организациям лиц с ограниченными возможностями установлено, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» нарушаются права лиц с ограниченными возможностями в части доступности к учреждению. В частности, у здания и на территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» отсутствует машино-место, предназначенное для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов. Ссылаясь на указанные обстоятельства, требования положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Лужский городской прокурор требует судебной защиты прав неопределенного круга лиц с использованием вышеуказанных средств гражданского судопроизводства.
При рассмотрении дела помощник Лужского городского прокурора Моисеева О.В. поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на указанные в исковом заявлении обстоятельства и представленные доказательства, дополнительно указав, что выявленные нарушения до настоящего времени в полном объеме не устранены, что является недопустимым.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» извещено о времени и месте судебного разбирательства, на рассмотрение дела своего представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, одновременно представило письменное заявление, в котором заявленные исковые требования признало в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Руководствуясь ч. 2 ст. 39 ГПК РФ признание ответчиком иска подлежит принятию, поскольку оно совершено добровольно, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Администрация Лужского муниципального района <адрес> извещена о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя на рассмотрение дела не направила, воспользовалась правом, предусмотренным ч. 5 ст. 167 ГПК, заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, одновременно указала, что оставляет рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда.
Суд, выслушав помощника Лужского городского прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ (далее Закона), инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Закона).
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов (ст. 9 Закона).
В силу ст. 15 Закона федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
П. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определено: парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, информационным знаком 6.4 обозначается "Парковка (парковочное место)", знак 8.17 "Инвалиды" указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".
Согласно п. 5.2.1 СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N904/пр, на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, определять расчетом, при числе мест от общего числа:
до 100 включительно - 5 %, но не менее одного места;
от 101 до 200 включительно - 5 мест и дополнительно 3 % числа мест свыше 100;
от 201 до 500 включительно - 8 мест и дополнительно 2 % числа мест свыше 200;
501 и более- 14 мест и дополнительно 1 % числа мест свыше 500.
Каждое специализированное машино-место для транспортного средства инвалида должно быть обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 и, кроме того, на земельном участке здания –дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290, внутри зданий – знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т. п.) за габаритами прохожей части пешеходных путей на высоте от 1,5 до 2,0 м, в иных случаях – на высоте 2,1 м до нижнего края знака.
Места для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, следует размещать вблизи входа в предприятие, организацию или в учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание - не далее 100 м, при реконструкции, сложной конфигурации земельного участка допускается увеличивать расстояние от зданий до стоянок (парковок), но не более 150 м (п. 5.2.2).
В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно пунктам 1.1, 1.4 устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», утвержденного постановлением главы администрации Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем указанного учреждения заведения является Муниципальное образование «Лужский муниципальный район <адрес>». Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Лужского муниципального района.
Учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Финансовое обеспечение основных видов деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Собственником имущества Учреждения является Муниципальное образование «<адрес>» <адрес>, в лице администрации Лужского муниципального района <адрес>.
В целях обеспечения образовательной деятельности имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 8.3 Устава).
Земельный участок, необходимый для осуществления уставной деятельности учреждения, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. (п. 8.5 Устава).
В ходе проверки Лужской городской прокуратурой установлено, что у здания и на территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» отсутствует машино-место, предназначенное для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, о чем ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление № года.
Согласно абзацу второму ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Отсутствие мест на парковке для специальных транспортных средств инвалидов существенно нарушает права лиц указанной категории, поскольку нарушаются условия доступности парковочных мест, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности. То есть не обеспечивается свободный доступ обучающимся муниципального образовательного учреждения, а также их родителям (законным представителям), имеющим ограниченные возможности здоровья, к посещению образовательной организации, что является недопустимым.
В связи с изложенным, обращение Лужского городского прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц согласно ст. 45 ГПК РФ является правомерным, исковые требования прокурора об обязании оборудовать машино-место для парковки лиц, имеющих инвалидность, и об обязании обеспечить финансирование указанных мероприятий, подлежат удовлетворению.
Обязывая ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ст. 206 ГПК РФ).
Устанавливая срок, в течение которого ответчиками должны быть совершены действия, суд учитывает, что требуется соблюдение предусмотренных законом процедур при решении вопросов о выделении средств бюджета и заключения соответствующих контрактов.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд находит необходимым установить 9-ти месячный срок для исполнения решения суда в части обеспечения финансирования мероприятий по оборудованию машино-место для парковки лиц, имеющих инвалидность, срок, равный 1 году – в части обеспечения наличия машино-места для парковки лиц, имеющих инвалидность.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 195-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», администрации Лужского муниципального района <адрес> об обязании оборудовать машино-место, предназначенное для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, соответствующее требованиям для осуществления доступности общеобразовательного учреждения для маломобильных групп населения, удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №», ИНН 4710023592, оборудовать машино-место, предназначенное для парковки транспортных средств инвалидов, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №/пр от ДД.ММ.ГГГГ, в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать администрацию Лужского муниципального района <адрес>, ИНН 4710026064, обеспечить финансирование указанных мероприятий в течение 9 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий: подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2022 года
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья Лужского городского суда Е.Е. Егорова
Помощник судьи С.Ю. Гречушкина
Подлинный документ находится в материалах гражданского дела
№ 2-913/2022 за 2022 год Лужского городского суда.
Решение на 19 октября 2022 года в законную силу не вступило.
Судья Лужского городского суда Е.Е. Егорова
Помощник судьи С.Ю. Гречушкина
УИД №RS0№-39