Дело №2-127/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олёкминск 21 апреля 2021 года
Олёкминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе председательствующего судьи Карнауховой З.В.
при секретаре судебного заседания Дордосовой М.П.
истца Черемкина С.Т.
представителя ответчика - администрации МР «<адрес>» Лыткиной А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черемкина С. Т. к Администрации МР «<адрес>» РС(Я) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по включению в список детей-сирот и предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Черемкин С.Т. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МР «<адрес>» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по включению в список детей-сирот и предоставлении жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства Черемкин С.Т. поддержал исковое заявление и пояснил, что является ребенком-сиротой. Решением Абыйского суда ЯАССР его мать Черемкина Е. Н. была лишена родительских прав на него, братьев и сестру. Сразу был направлен в Республиканский детский дом, потом привезли в <адрес> в 60-70 годы и потому учился в Специальной коррекционной школе-интернате № <адрес> РС(Я).
Затем в возрасте 13 лет увезли в Комсомольск-на-Амуре, учился там и также обучался там в ПТУ до 1985 года. Работать начинал там же, в 1985 году исполнилось 18 лет и после находился в этом городе. После чего переехал в <адрес> в 1987 году, жил там. Было 20 лет, начинал работать, искал работу и жил в <адрес> все 90-ые годы.
Тогда обращался там к Президенту РС(Я) Николаеву М.Е. через его секретаря устно. Никаких документов для постановки на учете как ребенка-сироты в те годы сам не подавал, просто просил устроить на работу и искал хорошую работу.
В <адрес> приехал в 1999 году, был уже в возврате 33 лет – также в органы опеки или в администрацию района или города по этому вопросу – не обращался.
Считает, что молодость и достижение возраста 23 лет пришлись на 90-ые годы, когда всё развалилось, была везде разруха. Не знал куда и как обращаться, чтобы получить квартиру от государства. Считает, что ему должны были объяснить это юристы. Законов он не знает, считает, что не обязан изучать и знать законы.
В 2001 году переехал в <адрес> РС(Я) по собственному желанию и жил там до 2005 года.
В 2006 году окончательно переехал жить в <адрес>, жил в <адрес>, там прописался ( зарегистрирован по паспорту ) у знакомых. Жилье всегда снимал в аренду.
На многочисленные обращения в органы опеки и в администрацию района - отказывают, мотивируя тем, что достиг возраста 23 лет.
Официально с заявлением обратился к ответчику - в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. С тех пор стал писать везде, обращался в городскую администрацию. В очереди на получение жилья в Администрации города никогда не состоял – документов не подавал. Стал обращаться только в период 2018-2020 годы.
Истец пояснил, что фактически он родился ДД.ММ.ГГГГ, имеется об этом представленное в суде свидетельство о рождении. Однако, паспорт ему выдали и указали, что родился ДД.ММ.ГГГГ<адрес> уточнения даты рождения – никуда не обращался. Считает датой рождения ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Черемкин С.Т. считает, что за ним сохранилось право на обеспечение его жильем как ребенка-сироту.
Потому, просит признать бездействие ответчика незаконным, возложить обязанность включить в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем и предоставить ему жилое помещение.
Представитель заинтересованного лица – Министерство труда и социального развития РС(Я) Теплякова Е.С. просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Потому, в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ с учетом мнения участников процесса, дело рассматривается в отсутствие представителя Министерства труда и социального развития РС(Я).
Представителем Министерства труда и социального развития РС(Я) - заместителем министра Тепляковой Е.Ю. представлен письменный отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании ст.I указанного закона, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Пунктом 9 ст.8 указанного закона предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к данной категории, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из содержания данного Закона следует, что право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет, но только в случае подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья в течение 5 лет ( от 18 до 23 лет ).
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением - должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из представленных документов следует, что Черемкин С. Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно относился к категории детей-сирот.
По информации, предоставленной администрацией МР «<адрес>» РС(Я) истец Черемкин С.Г. с заявлением о включении в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями обратился - ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения заявлениям и предоставленных документов - администрация МР «<адрес>» дала заключение о невозможности включения в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями - в связи с достижением возраста 23 лет, то есть, за пределами установленного законом возрастных ограничений ( в 51 год ).
Тем самым, истец Черемкин не обращался с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 23-х лет. Поэтому, оснований, предусмотренных законодательством для включения Черемкина в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также, лиц из их числа, которые подлежат жилыми помещениями - не представляется возможным.
Кроме того, к моменту выхода Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Черемкину С. Т. исполнилось 29 лет, поэтому, положения данного закона на него не распространяются.
Таким образом, Черемкин С.Т., заявляя требование о включении в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - не представил доказательств наличия уважительных причин по факту отсутствия своевременного его обращения в возрасте до 23 лет с заявлением о включении в реестр.
Доводы истца на ссылку положений пункта 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства PC (Я) № от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельны и основаны на неверном толковании норм закона.
Согласно пункту 3 указанных Правил - лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. или после ДД.ММ.ГГГГг. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Из смысла данного положения следует, что на учете состоят граждане в возрасте от 14-23 лет, на ДД.ММ.ГГГГ граждане с максимальным возрастом ( 23 лет ), которые могли быть включены в список - 1990 года рождения. То есть, в данный список имеют право быть включенными граждане, начиная с 1990 года рождения.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие жилищные условия истца в соответствии с требованиями федерального законодательства, которые послужили бы основанием для его включения в данный список.
Потому, постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения Черемкину С.Т. не представляется возможным и в удовлетворении иска следует отказать.
Представитель ответчика Администрации МР «<адрес>» Лыткина А.И. в суде исковые требования Черемкина С.Т. не признала полностью и пояснила, что Черемкин С.Т. согласно решению суда от 13.11.1969г. остался без попечения родителей – отец не записан, мать – лишена родительских прав. В 10 лет Черемкин был направлен из Республиканского детдома в спецшколу № <адрес>, где обучался в интернате до 1992г., т.е до 15 лет. Затем был направлен со слов истца в Комсомольск-на-Амуре, где закончил школу и учился в ПТУ.
В 90-е годы в период достижения 23-х лет Черемкин, с его слов, проживал в <адрес>, там - на учете либо в Реестре нуждающихся в жилье детей-сирот он не состоял, сам не обращался ни в какие органы, документов об этом не представил и потому, не был поставлен на такой учет согласно требований ФЗ №. Каких-либо доказательств и документов Черемкин за тот период суду не представил.
По указанному закону с внесенными впоследствии изменениями Черемкин имел тогда право быть включенным в Реестр нуждающегося ребенка-сироты и в период достижения им уже возраста 23 лет и позже, но он этого не сделал, не обращался в органы опеки и не ставил вопрос о включении в Реестр, тем более, в <адрес> РС(Я), поскольку и нежил еще здесь.
Черемкин С.Т. обратился к ответчику ( в органы опеки ) только ДД.ММ.ГГГГ, то есть, представил документы и просил включить в Реестр как ребенка-сироту – только в возрасте уже старше 50 лет. Была проведена по всем представленным и имеющимся в районе документам проверка, а также по его доводам, также были сделаны запросы и истребованы имеющиеся документы из <адрес> РС(Я). Органами опеки <адрес> было установлено и дано заключение, что Черемкин не состоял в списках нуждающихся никогда и по достижении возраста после 23 лет – он не обращался и документов своих не подавал для этого. По принятому решению от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Черемкину Т.С. было сообщено согласно представленных суду документов. Также. Ответчиком были даны ответы на все его обращения и разъяснения. ДД.ММ.ГГГГг. Черемкин еще раз обратился к <адрес> Харбину Н.Н. о выделении ему какого-либо жилого помещения. Главой было направлено ходатайство в Администрацию города для содействия в разрешении его жилищного вопроса. При этом, в Администрации города Черемкин также не состоит на учете нуждающихся в жилье и не состоял, не обращался сам ранее.
Потому, в удовлетворении исковых требований Черемкина С.Т. представитель ответчика просит отказать полностью, поскольку, истцом утерян статус ребенка-сироты в свое время и он не обращался, чтобы его включили в Реестр, находясь в указанном возрасте и проживая в то время в <адрес> РС(Я) либо позже в <адрес>, как пояснил сам истец в судебном заседании.
Выслушав пояснения сторон, исследовав все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам :
Согласно свидетельству о рождении 11-КД № истец Черемкин С. Т. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Якутской АССР, отцом указан - Тимофей, мать – Черемкина Е. Н..
По паспорту 98 12 № Черемкин С. Т. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Якутской АССР, зарегистрирован в <адрес> РС(Я) с ДД.ММ.ГГГГ.
По решению Абыйского народного суда Якутской АССР от ДД.ММ.ГГГГ Черемкина Е. Н. лишена родительских прав в отношении пятерых детей, в том числе, в отношении Черемкина С. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которого передали в Республиканский детский дом.
Представлена путевка № Министерства просвещения ЯАССР от ДД.ММ.ГГГГ на Черемкина С. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибывшего из Хаптагайского детдома.
Согласно справке № от №. Черемкин С.Т. обучался в МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № вида» в <адрес> с № учебный год.
Представлено письменное заявление Черемкина С.Т. в адрес Главы администрации МР «<адрес>» РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ о включении в единый реестр по обеспечению жилыми помещениями как ребенка-сироту, оставшегося без попечения родителей для обеспечения жилым помещением с приложением личных документов и копии решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ. за №.
Согласно представленных документов и проведенной проверки по спискам из реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ДД.ММ.ГГГГ <адрес> было установлено и дано заключение об отказе в включении Черемкина С.Т. в Реестр в связи с тем, что по достижении им возврата 23 лет, данный статус был утерян, нигде не учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – Черемкин С.Т. ранее не состоял, обратился с заявлением по достижении 50 лет.
Представлены обращения Черемкина С.Т. в <адрес> РС(Я) и <адрес> РС(Я), в Администрацию Президента РФ о решении вопроса для включения в Реестр нуждающегося в жилом помещении, начиная с начиная с ДД.ММ.ГГГГ и представлены ответы по указанным обращениям.
В соответствии с ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Истец Черемкин С.Т., действительно, приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей со дня вступления в законную силу решения Абыйского народного суда Якутской АССР от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, его мать - Черемкина Е. Н. была лишена родительских прав в отношении пятерых детей, в том числе, в отношении Черемкина С. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которого передали в Республиканский детский дом.
Судом установлено, что истец Черемкин С.Т., желая реализовать свое право путем обращения в Орган опеки и попечительства Администрации МР «<адрес>» РС(Я) обратился с письменным заявлением о включении в Единый реестр по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – только ДД.ММ.ГГГГ.
Тем самым, на момент обращения истца ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Отдел опеки и попечительства администрации <адрес> «<адрес>» РС(Я) о включении его в Единый реестр нуждающихся в обеспечении жильем, как оставшегося без попечения родителей – Черемкину С. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( согласно представленному паспорту ) - исполнилось 50 лет.
До совершеннолетия Черемкин С.Т. на учет в качестве ребенка-сироты и лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в улучшении жилищных условий - не был поставлен. Нет таких сведений и после совершеннолетия истца.
Сам истец Черемкин в суде пояснил, что он лично с такими заявлениями не обращался после 18 лет и не обращался– проживая в указанный период в возрасте с 18 до 23 лет в <адрес> РС(Я), т.е. до 1985-1990 годов и в 2001-2005 году, проживая в <адрес> РС(Я), т.е. до возраста - 28 лет.
В силу ст.1 ФЗ от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно п.3 ст.36 ГК РФ защита прав указанных лиц и их интересов возлагается на опекунов и попечителей. Опека и попечительство прекращаются по достижению ребенком 18 лет. По достижении совершеннолетия - лицо самостоятельно реализует свои права, в частности, право на постановку на регистрационный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В полномочия суда не входит наделение истца статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей. Это относится к компетенции Органов опеки и попечительства. В связи с тем, что на момент обращения за предоставлением жилья Черемкин С.Т. уже утратил указанный статус - истец в настоящее время не может быть отнесен к категории лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз.2 и 3 ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения - после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма являлось нахождение этих лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Абзац 4 ст.1 Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади при достижении возраста 23 лет только при условии, если они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
Истец Черемкин С.Т. на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади до достижения возраста 23 лет поставлен не был, обратился с заявлением о постановке на учет только в возрасте 50 лет. Соответственно, на ДД.ММ.ГГГГ на момент обращения Черемкин в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, а также ст.1 данного закона - не может обладать вышеуказанным статусом, предусматривающим определенные льготы по улучшению жилищных условий.
Потому, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления Черемкина о признании бездействия ответчика незаконным, возложении обязанности по включению в список детей-сирот и предоставлении жилого помещения.
Оснований для удовлетворения исковых требований Черемкина С.Т. – судом не установлено.
На основании изложенного, в соответствии с ФЗ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении искового заявления Черемкина С. Т. к Администрации МР «<адрес>» РС(Я) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, нуждающихся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) через Олекминский районный суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Олекминского районного
суда Республики Саха (Якутия): З.В. Карнаухова