Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2211/2022 ~ М-1941/2022 от 04.07.2022

УИД 79RS0002-01-2022-004476-12

Дело № 2-2211/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

судьи Бирюковой Е.А.,

с участием:

помощника прокурора г. Биробиджан ЕАО Королева В.В.,

представителя ответчика МБДОУ «Детский сад № 49» Трифоновой С.В.

при секретаре судебного заседания Гуриной Т.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Биробиджан Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 49», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Биробиджан ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 49» о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой города в результате проведенной проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних выявлены нарушения требований безопасности зданий и сооружений в МБДОУ «Детский сад № 49» г. Биробиджана.

В ходе проверки установлено, что здание МБДОУ «Детский сад № 49», расположенное по адресу: <адрес> построено в 1978 году. В 2022 году проведено обследование технического состояния здания.

Согласно заключению специалистов по результатам обследования технического состояния объекта, проведенному в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» текущее состояние здания требует капитального ремонта.

Результаты обследования технического состояния здания, а именно в таблице 6 заключения (на стр. 76 установлено, что необходимые к проведению работы относятся в совокупности к капитальному ремонту) указан перечень мероприятий по устранению дефектов (повреждений) конструктивных элементов здания, а именно проведение ремонта фундамента, стен и их наружная отделка, перегородок, перекрытий, кровли, полов, проемов, внутренней отделки, санитарно-технических и электрических устройств, внутренних двухмаршевых лестниц, наружной вертикальной пожарной лестницы, отмостки, крыльца (со стороны главного фасада), крыльца (со стороны заднего фасада).

Согласно представленной информации МБДОУ «Детский сад № 49» до настоящего времени указанные ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания МБДОУ «Детский сад № 49», не проведены.

Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБДОУ «Детский сад № 49», создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым.

Учредителем МБДОУ «Детский сад № 49», а также собственником имущества является мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО. Поскольку от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, указанные обязанности возложены на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО.

Просит суд возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад № 49» в срок до 31.12.2022 устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений в соответствии с заключением специалистов от 23.03.2022 обследования конструктивных элементов здания МБДОУ «Детский сад № 49», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: провести капитальный ремонт фундамента, стен и их наружная отделка, перегородок, перекрытий, кровли, полов, проемов, внутренней отделки, санитарно-технических и электрических устройств, внутренних двухмаршевых лестниц, наружной вертикальной пожарной лестницы, отмостки, крыльца (со стороны главного фасада), крыльца (со стороны заднего фасада).

Определением суда от 10.08.2022 к участию в деле в качестве ответчика привлечена мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО.

В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджан ЕАО Королев В.В. уточнил исковые требования, о чем представил заявление, согласно которому просит суд обязать ответчика в срок до 01.09.2023 устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений, в соответствии с заключением специалистов от 23.03.2022 обследования конструктивных элементов здания МБДОУ «Детский сад № 49», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: надподвальные железобетонные перекрытиях - провести работы по усилению плит и мест их опирания; деревянные оконные блоки - провести большой ремонт переплетов, коробки и подоконной доски с добавлением нового материала; дверные блоки деревянные -провести ремонт дверных коробок (колод) с заменой негодных частей, провести большой ремонт дверных полотен; побелочный слой - провести работы по промывке поверхности, подшпаклевке отдельных мест, окраске за два раза; окрасочный слой - провести работы по окрасе местами за два раза и полностью за один раз, с подготовкой поверхности местами; система отопления - провести работы по замене трубопроводов и радиаторов с использованием старых материалов; отмостка асфальтобетонника - провести капитальный ремонт; крыльца (со стороны главного входа) - провести капитальный ремонт; крыльца (со стороны главного фасада) - провести капитальный ремонт; при недостаточности у МБДОУ «Детский сад № 49» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения в срок до 01.09.2023 обязать мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО выделить денежные средства на указанные цели.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 49» Трифонова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала в части обязания произвести побелочные работы и работы по окраске, так как указанные работы произведены. В остальной части с уточненными требованиями согласилась. Просила установить более поздний срок.

Представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Представили заявление, в котором просили дело рассмотреть в их отсутствие, увеличить срок исполнения решения суда, в связи с трудным финансовым положением.

Суд с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение в суд прокурора г. Биробиджан в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований в сфере образования.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - федеральные стандарты, часть 3 статьи 5 Закона об образовании).

Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Закона об образовании).

Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка МБДОУ «Детский сад № 49» по исполнению законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что здание МБДОУ «Детский сад № 49» не соответствует требованиям безопасности зданий и сооружений.

Здание МБДОУ «Детский сад № 49», расположенное по адресу: <адрес>, ЕАО построено в 1978 году.

Согласно заключению специалистов № 1/3-1 по материалам обследования конструктивных элементов здания текущее состояние здания требует капитального ремонта. Необходимые к проведению работы относятся в совокупности к капитальному ремонту), а именно проведение ремонта фундамента, стен и их наружная отделка, перегородок, перекрытий, кровли, полов, проемов, внутренней отделки, санитарно-технических и электрических устройств, внутренних двухмаршевых лестниц, наружной вертикальной пожарной лестницы, отмостки, крыльца (со стороны главного фасада), крыльца (со стороны заднего фасада).

По представленной информации МБДОУ «Детский сад № 49» указанные ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания МБДОУ «Детский сад № 49», не проведены, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Исходя из акта проверки готовности организации к новому 2022-2023 году от 29.07.2022, в образовательном учреждении необходимо проведение следующих работ: фундамент – заполнение швов между блоками, ремонт штукатурки стен подвала, ремонт вертикальной гидроизоляции и отмосток; стены кирпичные – ремонт штукатурки или расшивка швов, очистка фасадов, ремонт штукатурки или подмазка швов и выкрошившихся кирпичей, очистка фасада, ремонт карниза и перемычек; перегородки кирпичные – расчистка поверхности, заделка и расшивка трещин; перегородки деревянные неоштукатуренные – выравнивание перегородок в вертикальной плоскости и укрепление их связей со смежными конструкциями; надподвальные железобетонные плиты перекрытия – выравнивание поверхности потолка с подвеской арматурных сеток, устройства местами цементно-песочных пробок в пустотах настила из опорной части, укрепление мест опирания плит, устройство цементно-песочных пробок в пустотах настила по всей опорной части, усиление плит и мест опирания; межэтажные железобетонные плиты перекрытия – выравнивание поверхности потолка; чердачные железобетонные плиты перекрытия – выравнивание поверхности потолка с подвеской арматурных сеток, устройство местами цементно-песочных пробок в пустотах настила из опорной части; крыша – замена мауэрлата и усиление части концов стропильных ног, выправка конструкций, крепление врубок. Кровли шиферные и асбофанерные – замена рядового покрытия местами и смена коньковых плит. Полы – замена истертых полотен линолеума. Полы цементы – текущий ремонт, полы из керамических плиток – замена с добавлением плиток местами. Окна – большой ремонт переплетов, коробки и подоконной доски с добавлением нового материала. Двери – большой ремонт дверных полотен с заменой негодных частей, ремонт или замена дверных коробок. Керамическая плитка стен – замена отдельными местами глазурованных плиток. Система отопления – замена арматуры и перегруппировка радиаторов, частичная замена трубопровода. Горячее водоснабжение водопровод и канализация – замена арматуры, полотенцесушителей и деревянных сидений, смена водоканализационного трубопровода. Электрооборудование – замена участков проводов местами, установка дополнительных розеток. Отмостка асфальтобетонная крыльца – значительный капитальный ремонт: замена стояков холодного и горячего водоснабжения, труб и межперекрытиях, замена линолеума в групповом помещении групп № 1,3,5; замена унитазов, детских раковин, смесителей, установка детских разделительных кабинок в туалетных комнатах, демонтаж выступающих канализационных труб в туалетах, замена кафеля в детских туалетах, прачечной и на пищеблоке, ремонт медицинского кабинета с укладкой кафеля в процедурной зоне, замена светильников в групповых помещениях на светодиодные в количестве 48 шт.; замена асфальтового покрытия крылец и фасада здания, ремонт кровки на центральных входах в помещение и крылец в здание, замена оконных блоков на пластиковые в количестве 52 шт., монтаж молниезащитной установки на кровле здания.

Таким образом, в судебном заседании установлено несоблюдение МБДОУ «Детский сад № 49» требований об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

Невыполнение указанных требований законодательства, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, воспитывающихся в образовательном учреждении.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБДОУ «Детский сад № 49» создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части обязания МБДОУ «Детский сад № 49» устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений, а именно в здании, расположенном по адресу: ЕАО, <адрес>,: в надподвальных железобетонных перекрытиях - провести работы по усилению плит и мест их опирания; на деревянных оконных блоках - провести большой ремонт переплетов, коробки и подоконной доски с добавлением нового материала; на дверных блоках деревянных - провести ремонт дверных коробок (колод) с заменой негодных частей, провести большой ремонт дверных полотен; в системе отопления провести работы по замене трубопроводов и радиаторов; провести капитальный ремонт отмостки асфальтобетонника; провести капитальный ремонт крыльца (со стороны главного входа) и крыльца (со стороны главного фасада).

Вместе с тем вышеуказанным актом проверки готовности организации к новому 2022-2023 году от 29.07.2022 и представленными фотоматериалами подтверждается, что образовательным учреждение проведены работы по промывке поверхности от побелочного слоя, подшпаклевке отдельных мест, окраске за два раза, а также относительно окрасочного слоя – проведены работы по окрасе местами за два раза и полностью за один раз, с подготовкой поверхности местами, в связи с чем в указанной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

В соответствии со ст. 53 указанного Федерального закона, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пункт 4 ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Статья 15 указанного закона определяет, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения муниципального образования.

Таким образом, проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Обязательства по финансированию указанных мероприятий являются расходным обязательствами органа местного самоуправления. Соответственно, выделение средств на эти мероприятия возможно в рамках бюджетного процесса.

При этом действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.

МБДОУ «Детский сад № 49» является муниципальным бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным органом местного самоуправления, в данном случае мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО. Финансовое обеспечение учреждения осуществляется, в том числе в виде субсидий и субвенций из бюджета муниципального образования «Город Биробиджан».

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО при недостаточности у МБДОУ «Детский сад № 49» произвести финансирование за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Срок, указанный прокурором (01.09.2023) суд считает обоснованным и разумным. Доказательств наличия обстоятельств для установления более позднего срока исполнения решения суда, ответчиками не представлено.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с чем, мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, а с МБДОУ «Детский сад № 49» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Биробиджан Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 49» (ОГРН 1027900510197, ИНН 7901013833), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ОГРН 1057900040912, ИНН 7901525782) о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49» (ОГРН 1027900510197, ИНН 7901013833) в срок до 01.09.2023 провести работы по усилению плит и мест их опирания надподвальных железобетонных перекрытий; провести ремонт переплетов деревянных оконных блоков, коробки и подоконной доски с добавлением нового материала; на дверных блоках провести ремонт дверных коробок (колод) с заменой негодных частей, провести ремонт дверных полотен;в системе отопления провести работы по замене трубопроводов и радиаторов; провести капитальный ремонт отмостки асфальтобетонника, крыльца (со стороны главного входа), крыльца (со стороны главного фасада) здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49», расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ОГРН 1057900040912, ИНН 7901525782) при недостаточности у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49» (ОГРН 1027900510197, ИНН 7901013833) денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до 01.09.2023 выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 49» (ОГРН 1027900510197, ИНН 7901013833) денежные средства на указанные цели.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49» (ОГРН 1027900510197, ИНН 7901013833) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено 10.10.2022.

2-2211/2022 ~ М-1941/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Биробиджана
Ответчики
МО "Город Биробиджан" ЕАО
Детский сад № 49 МБДОУ
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Бирюкова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
04.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2022Передача материалов судье
06.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2022Подготовка дела (собеседование)
22.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.08.2022Предварительное судебное заседание
07.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
10.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2023Дело оформлено
08.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее