Дело №12-409/2023
24RS0048-01-2023-002451-93
Р Е Ш Е Н И Е
05 сентября 2023 года г. Красноярск
Судья Советского районного суда г. Красноярска Жихарева И.С., рассмотрев в судебном заседании дело по протесту заместителя прокурора Советского района г. Красноярска на постановление руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края № 7-15.15.15-23 от 09.02.2023 года, которым производство по делу об административном правонарушении по ст.15.15.15 КоАП РФ в отношении заместителя директора по административно-хозяйственной работе МБОУ «Средняя школа № 91» Афанасьева Юрия Владимировича прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края № 5-15.15.15-23 от 09.02.2023 года производство по делу об административном правонарушении по ст.15.15.15 КоАП РФ в отношении должностного лица заместителя директора по административно-хозяйственной работе МБОУ «Средняя школа № 91» Афанасьева Ю.В. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заместителем прокурора Советского района г. Красноярска подан протест, в котором приводятся доводы о его незаконности. Полагает, что постановление основано на неверном применении норм материального права.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 доводы протеста поддержала по основаниям в нем изложенным.
Представитель административного органа Афанасьева И.В. в судебном заседании с протестом не согласилась, представила письменный отзыв, просила оставить постановление от 09.02.2023 года без изменения.
Афанасьев Ю.В. в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть протест при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В силу абзаца 33 статьи 6 БК РФ, государственное (муниципальное) задание является документом, устанавливающим требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Как документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), муниципальное задание в силу части 1 статьи 69.2 БК РФ содержит: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений нормы части 1 статьи 69.2 БК РФ после определения всех показателей, предусмотренных частью первой статьи 69.2 БК РФ государственное задание является сформированным, а процесс его формирования законченным.
Порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания; в силу части 3 статьи 69.2 БК РФ, для муниципальных учреждений устанавливается местной администрацией муниципального образования.
Соответственно, муниципальное задание после его формирования и утверждения органами, координирующими деятельность указанных учреждений, доводится до учреждения для исполнения уже в сформированном и утвержденном виде и, учреждение не принимает участия в процессе формирования ^утверждения муниципального задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий, в силу части 4 статьи 69.2 БК РФ, осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.
Во исполнение положений статьи 69.2. БК РФ, статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №, -7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьей 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», подпункта 5 статьи 14 Положения о бюджетном процессе в городе Красноярске, утвержденного Решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359, руководствуясь статьями 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановлением администрации г. Красноярска от 25.09.2015 № 601 «Об утверждении Положения о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и об оценке выполнения муниципального задания» утвержден соответствующий порядок.
Органом администрации города Красноярска, координирующим деятельность МБОУ «Средняя школа № 91», а также осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является главное управление образования администрации города Красноярска.
Пунктом 9 Порядка № 601 установлено, что муниципальное задание утверждается и доводится до муниципальных учреждений после принятия решения Красноярского городского Совета депутатов о бюджете города на очередной финансовый год к плановый период, но не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным» распорядителям средств бюджета города лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в отношении муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений города Красноярска - органами, координирующими деятельность указанных учреждений.
Как определено пунктом 13 Порядка № 601, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Красноярска на соответствующие цели.
Из пункта 15 Порядка № 601 следует, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и муниципальными автономными учреждениями города Красноярска осуществляется путем предоставления субсидии из бюджета города в соответствии со сводной бюджетной росписью. Размер субсидий устанавливается решением Красноярского городского Совета депутатов о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подлежат размещению документы, перечисленные в пункте 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
По норме пункта 3.5 статьи 32 Закона № 7-ФЗ документы, указанные в пункте 3.3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных й муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать на основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному) учреждению.
Распоряжением администрации города г. Красноярска, являющейся учредителем образовательного учреждения, 31.01.2018 принято распоряжение № 42-р «О передаче учреждениям, координацию деятельности которых осуществляет главное управление образований администрации города, прав по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет документов о муниципальном учреждении», в пункте 1 предусматривающее: «передать учреждениям, координацию деятельности которых осуществляет главное управление образования администрации города, права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет документов о муниципальном учреждении».
Согласно данного распоряжения № 42-р, следует, что размещение на официальном сайте для размещения информации о государственных и Муниципальных учреждениях в информационно телекоммуникационной сети Интернет документов о муниципальном учреждении является полномочием главного управления образования администрации города, не связанным с процессом формирования муниципального задания, поскольку: права по размещению на официальном сайте свободно отделяемы от иных полномочий главного управления образования администрации города; информация, формируемая и представляемая учреждением через официальный сайт в электронном структурированном виде включает показатели согласно приложению к Порядку предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта», сгруппированные по разделам; в составе данных, которые должно содержать государственное (муниципальное) задание определенных частью 1 статьи 96.2 БК РФ, не предусмотрено размещение информации на официальном сайте; размещение информации на официальном сайте происходит после окончания процедуры формирования государственного (муниципального) задания.
Кроме того, учреждению переданы права, а не обязанности по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет документов о муниципальном учреждении.
Согласно ст. 15.15.15. КоАП РФ за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образуют действия или бездействие, связанные с несоблюдением установленного порядка формирования государственного (муниципального) задания либо установленного порядка финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
Статья 15.15.15. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса (нецелевое расходование бюджетных средств либо средств, полученных из бюджета), делая при этом отсылку на нормативный правовой акт, определяющий порядок формирования и (или) финансового обеспечения государственного (муниципального) задания и содержащий конкретизацию правил поведения в части формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, то есть за нарушение правил поведения, прямо определенных Положением о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и об оценке выполнения муниципального задания, утвержденным постановлением администрации г.Красноярска от 25.09.2015 № 601.
Установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 91» осуществляет свою деятельность в целях создания условий для реализации гарантированного конституционного права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые и действует на основании устава, утвержденного приказом главного управления образования администрации г. Красноярска от 21.09.2015 № 660/п в редакции от 27.10.2020.
Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Муниципальное задание МБУ ДО «Средняя школа № 91» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 г.г. утверждено 30.12.2020 года.
Согласно части 2 муниципального задания, предусмотрено предоставление отчета о фактическом исполнении (ежеквартальные отчет, годовой отчет), при этом квартальный отчет предоставляется в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовой до 01 февраля финансового года, следующего за отчетным.
МБОУ «Средняя школа 91» изменения в муниципальное задание от 30.09.2021 (электронная копия документа) опубликованы 22.10.2021 года.
Изменения в муниципальное задание от 30.12.2021 (электронная копия документа) опубликованы 19.02.2022 года (на сайте дата документа указана 19.02.2022 года).
Годовой отчет за 2021 год от 25.01.2022 (электронная копия документа) опубликован 31.03.2022 года ( на сайте дата документа указана 31.03.2022 года).
Отчеты за 2, 3 квартал 2021 года (электронная копия документа) не опубликованы.
Согласно части 2 муниципального задания предусмотрено предоставление отчета о фактическом исполнении (ежеквартальные отчет, годовой отчет), при этом квартальный отчет предоставляется в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовой до 01 февраля финансового года, следующего за отчетным.
МБОУ «Средняя школа 91» муниципальное задание (электронная копия документа) опубликовано 17.01.2022 (на сайте дата документа указана 17.01.2022 года).
Изменения в муниципальное задание от 18.03.2022 (электронная копия документа) опубликованы 05.04.2022 года (на сайте дата документа указана 05.04.2022 года).
Отчет за 1, 2, 3 квартал 2022 года (в том числе электронные копии документа) не опубликованы.
Прокуратурой сделан следующий вывод: о нарушении срока и не размещения МБОУ «Средняя школа № 91» обязательных сведений, подлежащих размещению на официальном сайте, чем нарушен порядок формирования муниципального задания, предусмотренный Приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н, а также Постановлением администрации г. Красноярска от 25.09.2016.
Постановлением руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края № 7-15.15.15-23 от 09.02.2023 года, производство по делу об административном правонарушении по ст.15.15.15 КоАП РФ в отношении заместителя директора по административно-хозяйственной работе МБОУ «Средняя школа № 91» Афанасьева Ю.В. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Между тем, по смыслу ст. 1 БК РФ общественные отношения, возникающие в рамках исполнения требований приказа Минфина России от 21.07.2011 № 86н, не относятся к категории бюджетных правоотношений и не входят в предмет административно-правовой охраны, определенный Главой 15 КоАП РФ, оснований для отнесения нарушений должностным лицом Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н, к объективной стороне административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.15 КоАП РФ не имеется.
Таким образом, должностное лицо заместитель директора по административно-хозяйственной работе МБОУ «Средняя школа № 91» Афанасьев Ю.В. порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания не нарушил, следовательно, в его действиях (бездействии) отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.15 КоАП РФ.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, с учетом невозможности в силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием в его действиях состава правонарушения, суд не находит правовых оснований для отмены или изменения постановления руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края № 7-15.15.15-23 от 09.02.2023 года в отношении должностного лица Афанасьева Ю.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края № 7-15.15.15-23 от 09.02.2023 года, которым производство по делу об административном правонарушении по ст.15.15.15 КоАП РФ в отношении заместителя директора по административно-хозяйственной работе МБОУ «Средняя школа № 91» Афанасьева Юрия Владимировича прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения - оставить без изменения, а протест заместителя прокурора - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.С. Жихарева