Дело № 2-154/2024 (2-925/2023)
УИД 32RS0020-01-2023-001028-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рп. Навля Брянской области 24 апреля 2024 г.
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи - Фирсовой А.Н.
при секретаре - Новохацком Д.В.,
с участием истца - Меркушова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Меркушова А.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании решения незаконным и признании права на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в связи с работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом,
УСТАНОВИЛ:
Меркушов А.Н. обратился в суд с указанным исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (далее – ОСФР по Брянской области), ссылаясь на то, что решением ОСФР по Брянской области № от 29.11.2023 ему было отказано в предоставлении дополнительного отпуска как работающему в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом со ссылкой на ст. 19 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Однако, он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Навлинской школе № 1 имени М. Горького Брянской области.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Профессионально-техническом училище № 8 п. Навля (ПТУ № 8) Брянской области.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Меркушов А.Н. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>.
С 26.04.1986 по настоящее время п. Навля Навлинского района Брянской области относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В 1994 году призван Навлинским районным военным комиссариатом Брянской области для прохождения военной службы, которую проходил в в/ч № на территории <адрес> в городе Мозырь.
Согласно справки <адрес> исполкома от 04.12.2023 № 10-22/113 <адрес> Республики Беларусь с 26.04.1986 до февраля 2010 года относился к зоне радиоактивного загрязнения и был включен в перечень загрязненных радионуклидами объектов.
С ДД.ММ.ГГГГ работает в ООО «Транслес», которое располагается на территории п. Навля Брянской области. До настоящего времени ему ежегодно предоставлялись отпуска по ЧАЭС.
Просит признать незаконным решение ОСФР по Брянской области от 29.11.2023 об отказе в предоставлении ему дополнительного оплачиваемого отпуска как постоянно работающему на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом; признать за ним право на предоставление указанного отпуска и обязать ответчика предоставить ему указанный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Истец Меркушов А.Н., надлежащим образом уведомленный о дне, времени и месте слушания дела, в судебном заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме. Ранее в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ОСФР по Брянской области, надлежащим образом уведомленный о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица ООО «Транслес», надлежащим образом уведомленный о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Навлинского района» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Согласно представленному ходатайству за подписью начальника отдела Савченко И.А., просили рассмотреть дело без их участия, указали, что ранее Меркушову А.Н. предоставлялась оплата ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в радиационной зоне по 31.12.2021 включительно, так как он подтверждал проживание (работу) в зоне с льготным социально-экономическим статусом до 2 декабря 1995 г. и проживание (работу) в указанной зоне в настоящее время. С 01.01.2022 г. полномочия по предоставлению данной выплаты были переданы Пенсионному Фонду РФ.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, ответчика и представителей третьих лиц.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (далее - Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1) гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1,3 и 13).
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 02.12.1995.
Из содержания вышеуказанной нормы Закона следует, что право на дополнительный оплачиваемый отпуск имеют граждане при соблюдении следующих условий: постоянной работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и постоянного проживания (работы) на территории зоны радиоактивного загрязнения до 2 декабря 1995 года независимо от продолжительности и непрерывности проживания (работы).
Федеральным законом от 02.07.2013 № 151-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, а именно: статья 19 Закона, дополнена частью третьей следующего содержания: «Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 1-4 части второй настоящей статьи, распространяются также на граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись на территорию указанной зоны на постоянное место жительства».
Судом установлено и следует из материалов дела, что Меркушов А.Н. с рождения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по октябрь 1992 года проживал по адресу: <адрес>, что подтверждается копией справки администрации Бяковского сельского поселения Навлинского района Брянской области № от 13.03.2024. В соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения», <адрес> к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом не относилось.
Согласно дубликату свидетельства о неполном среднем образовании К № от ДД.ММ.ГГГГ, Меркушов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ окончил Навлинскую среднюю школу № 1 п. Навля Брянской области (л.д. 69).
Согласно справки ГБПОУ «Комаричский механико-технологический техникум» № 31 от 05.02.2024, Меркушов А.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Профессиональном техническом училище № 8 п. Навля, реорганизованном 04.12.2015 в филиал ГБПОУ «Комаричский механико-технологический техникум» (л.д. 70-71).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Меркушов А.Н. зарегистрирован и проживает в <адрес>, территория которого отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается справкой администрации Навлинского района Брянской области от 19.12.2023 № 4572 (л.д. 26), копией паспорта Меркушова А.Н. №, выданного УМВД России по Брянской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-39).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Меркушов А.Н. проходил срочную военную службу в воинской части №, расположенной на территории <адрес> Республики Беларусь, что подтверждается копией справки из Войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.22), копией трудовой книжки АТ-IX № Меркушова А.Н. (л.д. 8-9), копией военного билета МК № (л.д. 6-7).
Согласно информации <адрес> исполнительного комитета от 04.12.2023 №, <адрес> Республики Беларусь с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26.04.1986) до февраля 2010 года относился к зоне проживания с периодическим радиационным контролем с плотностью радиоактивного загрязнения территории цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км либо стронциейм-90 от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км или плутонием-238,239,240 от 1,01 до 0,02 Ки/кв.км, где среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв в год, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 1992 года № 238 «Об утверждении перечня территорий(населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2004 года № 1623 «Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения» (л.д. 25).
Согласно записям в трудовой книжке АТ-IX №, Меркушов А.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ООО «Транслес» расположенном в п. Навля Навлинского района Брянской области (л.д. 8-20).
В настоящее время п. Навля Навлинского района Брянской области, на основании Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Меркушову А.Н. ежегодно по месту работы в ООО «Транслес» в период с 2019 года по 2022 год предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска за работу в 4 зоне с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается копиями приказов ООО «Транслес» №/К от ДД.ММ.ГГГГ, №/К от ДД.ММ.ГГГГ, №А/К от ДД.ММ.ГГГГ, №/К от ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее, с 2015 года Меркушову А.Н. также предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска за работу в 4 зоне с льготным социально-экономическим статусом, и ГКУ Брянской области «ОСЗН Навлинского района» ежегодно с 2015 г. по 2021 г., на основании заявлений Меркушова А.Н., производилась оплата ежегодных дополнительных отпусков за работу в радиационной зоне, что подтверждается копией личного дела получателя денежной компенсации (иной выплаты).
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Меркушов А.Н. проживал на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом до 02.12.1995, в настоящее время работает на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, в период с 2015 г. по 2021 г. получал меры социальной поддержки в виде предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска как работающий в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно копии приказа ООО «Транслес» №/К от ДД.ММ.ГГГГ, Меркушову А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в 4 зоне с льготным социально-экономическим статусом на 7 календарных дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
23.11.2023 и 06.12.2023 Меркушов А.Н. обращался в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области с заявлениями о назначении мер социальной поддержки.
Решениями Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области № от 29.11.2023 и № от 14.12.2023 Меркушову А.Н. в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска как гражданину, постоянно работающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 02.12.1995 отказано, в связи с отсутствием права на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска.
В решениях об отказе Меркушову А.Н. в назначении мер социальной поддержки Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области ссылается на то, что в соответствии с п. 4 ст. 19 Закона № 1244-1 от 15.05.1991, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим предоставляется при условии постоянного проживания (работы) до 02.12.1995, данный факт у Меркушова А.Н. отсутствует, так как по представленным документам не подтвержден факт проживания (работы) до 01.01.1991 и на 02.12.1995.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ на основании полного, всестороннего исследования, оценки всех представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области № от 29.11.2023 об отказе в предоставлении Меркушову А.Н. дополнительного оплачиваемого отпуска как работающему на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом является незаконным, Меркушов А.Н. имеет право на предоставление указанного отпуска, в связи с чем, заявленные Меркушовым А.Н. исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Меркушова А.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании решения незаконным и признании права на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в связи с работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ИНН 3201002268, ОГРН 1023202737062) № от 29.11.2023 об отказе в предоставлении Меркушову А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес>), дополнительного оплачиваемого отпуска как работающему на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Признать за Меркушовым А.Н. право на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска как работающему на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом за период с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (ОГРН 1023202737062, ИНН 3201002268) произвести оплату Меркушову А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес>) дополнительного оплачиваемого отпуска за период с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.Н. Фирсова
Резолютивная часть решения оглашена 24.04.2024
Мотивированное решение изготовлено 27.04.2024