Дело № 5-836/2021 УИД №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Архипов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики дело о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Обществом с ограниченной ответственностью «Строймаш», юридический адрес: <адрес>, фактический адрес осуществления деятельности: <адрес> (№),
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Строймаш» (далее - ООО «Строймаш», Общество) совершило нарушение законодательства в области требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов при следующих обстоятельствах.
В рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» - 10001285120, на основании решения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № № «О проведении плановой выездной проверки» Приволжским управлением Ростехнадзора в отношении юридического лица ООО «Строймаш» проведена плановая выездная проверка, задачей которой являлся федеральный надзор в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее по тексту-ОПО) «Сеть газопотребления АБЗ», III класс, рег. номер №.
Согласно акту выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ при эксплуатации Обществом опасного производственного объекта в ходе проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований Федерального закона № 116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее Закон № 116-ФЗ) и иных нормативно-правовых актов:
- не актуализированы сведения, характеризующие ОПО «Сеть газопотребления АБЗ», рег. № №, а именно: отсутствуют сведения, об имеющихся <данные изъяты> ввода в эксплуатацию; газопроводах низкого давления, котла отопительного водогрейного <данные изъяты>котельная административного здания), введенного в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, расположенных по адресу: <адрес> (ст.ст. 2, 9 Закона № 116-ФЗ);
- ООО «Строймаш» не переоформило лицензию в связи с изменением места нахождения юридического лица (ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года);
- не проведена экспертиза промышленной безопасности котельной административного здания с котлом отопительным водогрейным <данные изъяты>, металлических дымовых труб асфальтосмесителей, эксплуатируемых на ОПО «Сеть газопотребления АБЗ», рег. № №, ввиду отсутствия в проекте установленного срока службы сооружения (п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 13 Закона № 116-ФЗ и пункт 5 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 года № 420 «Об утверждении федеральных ном и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»);
- не переработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте ООО «Строймаш», утвержденный директором ООО «<данные изъяты>» и согласованный главным инженером филиала АО «<данные изъяты>» в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями п. 11 Постановления Правительства РФ № 1437 от 15 сентября 2020 года «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (п. 1 ст. 9, ст. 10 Закона № 116-ФЗ и п. 11 Постановления Правительства РФ № 1437 от 15 сентября 2020 года «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»;
- не обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, а именно: не проводится обучение действиям при аварии с персоналом, обслуживающим ОПО «Сеть газопотребления АБЗ», рег. № № (последняя запись в журнале проведения противоаварийных тренировок датирована ДД.ММ.ГГГГ) (п. 1 ст. 9, ст. 10 Закона № 116-ФЗ и п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 531);
- не обеспечено наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля на ОПО «Сеть газопотребления АБЗ», рег. № №, а именно: не проведена периодическая метрологическая проверка манометров в <данные изъяты>, а также на газопроводах среднего давления перед газовыми горелками <данные изъяты> (п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ);
- не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг вибрации, сплющивания и прогиба надземных и фасадных газопроводов, входящих в состав ОПО «Сеть газопотребления АБЗ», рег. № №, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии (п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ и п. 70 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства № 870 от 29 октября 2010 года);
- не переработано в соответствии с действующим законодательством Положение по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте ООО «Строймаш», утвержденный директором ООО «Строймаш» в ДД.ММ.ГГГГ (п. 1 ст. 9, ст. 11 Закона № 116-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 года № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»);
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ООО «Строймаш», а именно: отчет о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности за 2020 год предоставлен в Приволжско управление Ростехнадзора с нарушением установленных сроков (ДД.ММ.ГГГГ); не представлено документарное подтверждение выполнения комплексных, оперативных и целевых проверок за соблюдением требований промышленной безопасности (ст. 9, ст. 11 Закона № 116-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 года № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»);
- не переработана в соответствии с действующим законодательством документация, регламентирующая техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ (п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ и Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 года 3 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения»);
- не аттестованы в областях аттестации А.1 «Промышленная безопасность» и Б.7.1. "Эксплуатация систем газопотребления и газораспределения» директор ООО «Строймаш» ФИО2, главный инженер ООО «Строймаш» ФИО3, начальник АБЗ ООО «Строймаш» ФИО4 (ст. 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года, п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 531);
- не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, в виду отсутствия аттестации А.1 «Промышленная безопасность» и Б.7.1. "Эксплуатация систем газопотребления и газораспределения» у председателя аттестационной комиссии ФИО2 и членов аттестационной комиссии ФИО3, ФИО4 (п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 531);
- отсутствуют документы, подтверждающие передачу данных о фактическом положении трубопроводов с привязкой охранных зон, входящих в их состав коммуникаций и объектов, в соответствующие местные органы власти управления для нанесения их на карты землепользования; материалы, подтверждающие регулярное информирование о местах прохождения трубопроводов входящих в состав ОПО «Сеть газопотребления АБЗ», рег. № № (п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ и п. 13 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»);
- не обеспечен порядок и условия хранения исполнительной и проектной документации на объекте, а именно: 1) отсутствует (не предъявлено) заключение экспертизы проектов №/п «Газоснабжение двух асфальтосмесителей на АБЗ СУ-5 ОАО «<данные изъяты>» в <адрес>, разработанный ОАО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ; «Газоснабжение и газооборудование котельной административно-бытового здания АБЗ СУ-5 ОАО «<данные изъяты>» <адрес>», разработанный ООО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ; 2) документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию (акт приемки ГРПШ, наружных и внутренних газопроводов, газопотребляющего оборудования котельной) объекта газопотребления, расположенного по адресу: <адрес> (п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 531);
- не в полной мере соблюдаются требования, предъявляемые к охранной зоне наружного подземного газопровода среднего давления, а именно: не производится расчистка трасс (просек) надземного газопровода высокого давления от древесно-кустарниковой растительности до ГРПШ (п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ и подп. «а» п. 7, подп. «г» п. 25, п. 26 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»).
Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Чувашской республике Приволжского управления Ростехнадзора ФИО5 в отношении ООО «Строймаш» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представитель юридического лица - директор ООО «Строймаш» ФИО2 признал вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, подтвердил наличие на момент проверки нарушений Правил, указанных в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем суду пояснил, что принимаются меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений.
Государственный инспектор Приволжского управления Ростехнадзора ФИО5 о месте и времени рассмотрения дела извещен, на судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ООО «Строймаш» без его участия, указав, что нарушения требований промышленной безопасности, допущенные ООО «Строймаш» создают угрозу жизни и здоровью людей, наступлений техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды (л.д.<данные изъяты>).
Выслушавдиректора ООО «Строймаш» ФИО2, исследовав письменные материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Положения ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на юридических лиц в виде наложения административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция указанной статьи предусматривает два правонарушения: нарушение требований промышленной безопасности и нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении обществом требований промышленной безопасности, установленных Законом №116-ФЗ.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 Закона № 116-ФЗ).
Опасными производственными объектами в соответствии с Законом № 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 2).
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе обязанность организации иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
- обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
- иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
- иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
- осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.
Часть 1 статьи 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит требование о переоформлении лицензии, в том числе, и в случае изменения адреса места нахождения юридического лица.
Абзац 2 части 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ устанавливает, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В статье 13 Закона № 116-ФЗ установлено, что экспертизе промышленной безопасности подлежат, в частности, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 года № 420 утверждены нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее - Правила №420), в п. 5 которых конкретизированы основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года № 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, в соответствии с п. 70 которого установлено, что при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение вибрации, сплющивания и прогиба газопроводов.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 13 Постановления Правительства РФ 20 ноября 2000 года № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» предусмотрено, что исполнительная съемка газораспределительных сетей и границ их охранных зон выполняется в единой государственной или местной системах координат и оформляется в установленном порядке. Организации - собственники газораспределительных сетей или эксплуатационные организации обязаны включать материалы исполнительной съемки в состав материалов по межеванию границ охранных зон, которые передаются органам, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра.
В соответствии с подпунктом «г», пункта 25 Постановления Правительства «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей» эксплуатационные организации газораспределительных сетей при условии направления собственникам, владельцам или пользователям земельных участков, которые расположены в охранных зонах, предварительного письменного уведомления имеют право проводить следующие работы в охранных зонах: расчистка трасс (просек) газопроводов от древесно-кустарниковой растительности при наличии лесорубочного билета, оформленного в установленном порядке.
Фактические обстоятельства совершения ООО «Строймаш» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом № об административном правонарушении в отношении юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ №; протоколом о временном запрете деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Обществу запрещено осуществлять деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта: «Сеть газопотребления АБЗ», III класс, рег. № №, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку выявленные нарушения, влекущие ответственность по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, угрозу наступления техногенной катастрофы, угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при его составлении не допущено.
Доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта в материалах дела не имеется.
Допущенные Обществом нарушения образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку связаны с нарушением установленных требований закона, регулирующих эксплуатацию опасных производственных объектов.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в силу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исходя из обстоятельств совершения правонарушения, угрозы общественным интересам и отношениям, объекта посягательства правонарушения, судьей не установлено.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, судья учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных соответственно статьями 4.2, 4.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья не усматривает.
Совершенное административное правонарушение, состоящее из нескольких эпизодов, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, угрозу чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Возможность причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства выражается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Недобросовестное отношение Общества, эксплуатирующего опасный производственный объект свидетельствует об угрозе состоянию защищенности жизненно-важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах, а также создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государственного контроля проведения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, необходимых мероприятий по реализации правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Учитывая данные обстоятельства, судья считает необходимым применить в отношении юридического лица административное наказание в виде административного приостановления деятельности опасного производственного объекта «Сеть газопотребления АБЗ ООО «Строймаш» (рег. номер №), поскольку менее строгий вид административного наказания, по мнению судьи, не сможет обеспечить достижение целей административного наказания.
Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Строймаш» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности опасного производственного объекта «Сеть газопотребления АБЗ ООО «Строймаш» (рег. номер №, III класс опасности) по месту фактического осуществления деятельности: <адрес>, на 90 (девяносто) суток.
Срок административного приостановления деятельности опасного производственного объекта «Сеть газопотребления АБЗ ООО «Строймаш» (рег. номер №) исчислять с момента фактического прекращения его деятельности, то есть с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ, произведенного в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ о временном запрете деятельности.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Направить постановление для немедленного исполнения в Канашский РОСП УФССП РФ по Чувашской Республике.
Разъяснить Обществу с ограниченной ответственностью «Строймаш» право на подачу ходатайства о досрочном прекращении исполнения административного наказания в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания, в соответствии с ч.3 ст.3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На постановление могут быть поданы жалоба или представление в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.В. Архипов