Гражданское дело № 2-164/2022
УИД 68RS0019-01-2022-000193-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Петровское 26 мая 2022 года
Петровский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Сысоева Д.В., при секретаре судебного заседания Никандровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петровского района Тамбовской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Красиловского, Волчковского, Успеновского, Яблоновецкого, Петровского, Шехманского, Покрово-Чичеринского, Плавицкого, Крутовского, Кочетовского, Первомайского и Рахманинского сельсоветов Петровского района Тамбовской области о возложении обязанности проведения опроса проживающих граждан на соответствующих территориях по вопросу организации сбора твердых коммунальных отходов,
установил:
Прокурор Петровского района Тамбовской области Курмаев Р.Р., обратился в Петровский районный суд Тамбовской области с исковыми заявлениями (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Красиловского, Волчковского, Успеновского, Яблоновецкого, Петровского, Шехманского, Покрово-Чичеринского, Плавицкого, Крутовского, Кочетовского, Первомайского и Рахманинского сельсоветов Петровского района Тамбовской области о возложении обязанности установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на территории сельсовета и оборудовать места (площадки) накопления ТКО.
Определением судьи от 25 апреля 2022 года гражданские дела №№ 2-164/2022 - 2-175/2022 по искам прокурора Петровского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Красиловского, Волчковского, Успеновского, Яблоновецкого, Петровского, Шехманского, Покрово-Чичеринского, Плавицкого, Крутовского, Кочетовского, Первомайского и Рахманинского сельсовета Петровского района Тамбовской области о возложении обязанности установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на территории сельсовета и оборудовать места (площадки) накопления ТКО объединены в одно производство, делу присвоен № 2-164/2022.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой района в рамках надзорной деятельности проведена проверка органов местного самоуправления района в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Установлено, что администрациями Красиловского, Волчковского, Успеновского, Яблоновецкого, Петровского, Шехманского, Покрово-Чичеринского, Плавицкого, Крутовского, Кочетовского, Первомайского и Рахманинского сельсоветов Петровского района Тамбовской области в должной мере не реализуются полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Проверкой установлено, что сельскими администрациями в 2019-2020 гг. принимались постановления, которыми были утверждены схема, места сбора и график вывоза ТКО на территориях сельсоветов.
Однако на территориях Красиловского, Волчковского, Успеновского, Яблоновецкого, Петровского, Шехманского, Покрово-Чичеринского, Плавицкого, Крутовского, Кочетовского, Первомайского и Рахманинского сельсоветов Петровского района контейнеры не установлены, места (площадки) накопления ТКО не оборудованы, вывоз мусора осуществляется бестарным способом.
Вышеуказанные факты нарушают права лиц на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения Петровского района.
20.12.2021 г. по выявленным нарушениям прокуратурой района вносились представления, согласно поступившим ответам на данные представления, нарушения до настоящего времени не устранены.
В связи с чем, прокурор Петровского района Тамбовской области просит суд обязать сельские администрации Петровского района до июля 2022 года установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на территории сельсоветов и оборудовать места (площадки) накопления ТКО.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просит суд обязать сельские администрации Петровского района в срок до 31 августа 2022 года организовать и провести опрос проживающих граждан на соответствующих территориях по вопросу организации сбора твердых коммунальных отходов тарным либо бестарным способом. Опрос проводить с протоколированием опрашиваемых лиц с указанием паспортных данных.
В судебном заседании помощник прокурора Петровского района Титов Д.Б. уточненныеисковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.
Ответчики - представители администраций Красиловского, Волчковского, Успеновского, Яблоновецкого, Петровского, Шехманского, Покрово-Чичеринского, Плавицкого, Крутовского, Кочетовского, Первомайского и Рахманинского сельсоветов Петровского района Тамбовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В материалах дела имеются заявления глав администраций о рассмотрении дела без участия представителей сельсоветов, с уточненными исковыми требованиями согласны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Петровского района Тамбовской области о времени и месте слушания дела извещенный надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовал.
Заслушав помощника прокурора Петровского района Титова Д.Б., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Петровского района Тамбовской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из положений ст. 15 Конституции Российской Федерации следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов делах, прокуратурой Петровского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка органов местного самоуправления района в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что администрациями Красиловского, Волчковского, Успеновского, Яблоновецкого, Петровского, Шехманского, Покрово-Чичеринского, Плавицкого, Крутовского, Кочетовского, Первомайского и Рахманинского сельсоветов Петровского района Тамбовской области в должной мере не реализуются полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон РФ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Статьей 12 Закона Тамбовской области от 25.02.2017 № 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовскойобласти» (Далее - Закон № 86-З) закреплены за сельскими поселениями Тамбовской области, наряду с вопросами местного значения установленными частью 3 статьи 14 Федеральным законом РФ № 131-Ф ряд вопросов местного значения.
Так, п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона № 86-3, за сельскими поселениями Тамбовской области закреплено полномочие по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» (Далее - ФЗ №89) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ № 89 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; - организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 13.4 ФЗ № 89 накопление отходов допускается, только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопление твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают е себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Сельскими администрациями в 2019-2020 гг. принимались постановления, которыми были утверждены схема, места сбора и график вывоза ТКО на территориях сельсоветов, однако до настоящего времени контейнеры не установлены, места (площадки) накопления ТКО не оборудованы, вывоз мусора осуществляется бестарным способом.
Вышеуказанные факты нарушают права лиц на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения Петровского района.
20.12.2021 г. по выявленным нарушениям прокуратурой района вносились представления, согласно поступившим ответам на данные представления, нарушения до настоящего времени не устранены.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Петровского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Петровского района Тамбовской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Красиловского, Волчковского, Успеновского, Яблоновецкого, Петровского, Шехманского, Покрово-Чичеринского, Плавицкого, Крутовского, Кочетовского, Первомайского и Рахманинского сельсоветов Петровского района Тамбовской области о возложении обязанности проведения опроса проживающих граждан на соответствующих территориях по вопросу организации сбора твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Обязать администрации Красиловского, Волчковского, Успеновского, Яблоновецкого, Петровского, Шехманского, Покрово-Чичеринского, Плавицкого, Крутовского, Кочетовского, Первомайского и Рахманинского сельсоветов Петровского района Тамбовской области до 31 августа 2022 года организовать и провести опрос проживающих граждан на соответствующих территориях по вопросу организации сбора твердых коммунальных отходов тарным либо бестарным способом. Опрос проводить с протоколированием опрашиваемых лиц с указанием паспортных данных.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение.
Судья Д.В. Сысоев
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 30 мая 2022 года.
Судья Д.В. Сысоев