УИД 32RS0017-01-2020-000530-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2020 года Дело № 2-362/2020
п.Комаричи Брянская область
Комаричский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи - Кадыковой Е.С.,
при секретаре -Тытус М.В.,
с участием истца- Лаврехина В.Д.
ответчика- Морозовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврехина В. Д. к Морозовой Е. В. о признании договора дарения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Лаврехин В.Д. обратился в суд с иском к Морозовой Е. В. о признании договора дарения недействительным.
В обоснование иска указал, что 25.12.2018 между Лаврехиным В.Д. и Морозовой Е.В. заключен договор дарения жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. В момент заключения и подписания договора дарения истец находился под воздействием психотропных препаратов, ввиду чего значение своих действий и последствий совершаемой сделки истец не понимал.
Ссылаясь на указанные обстоятельствами истец просит суд признать договор дарения от 25.12.2018, заключенный между Лаврехиным В.Д. и Морозовой Е.В., недействительным и применить последствия недействительности сделки.
В судебном заседании истец Лаврехин В.Д. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании ответчик Морозова Е.В. исковые требования признала. Пояснила о том, что ей было известно том, что Лаврехин В.Д. страдает психическим заболеванием, однако, заключая с ним договор дарения дома и земельного участка, не понимала юридически значимых последствий.
Последствия признания иска в порядке ст.173 ГПК РФ Морозовой Е.В. разъяснены и понятны, о чем указано в ее письменном заявлении.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Сделки могут быть двух-или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (пункты 1 и 2 статьи 154 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 154 ГК РФ, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктом 2 статьи 218 ГК РФ закреплено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Из статьи 574 ГК РФ следует, что договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
При этом не имеет правового значения дееспособность лица, поскольку тот факт, что лицо обладает полной дееспособностью, не позволяет сделать вывод об отсутствии порока воли лица при совершении сделки.
Основание недействительности сделки, предусмотренное указанной нормой, связано с пороком воли, то есть таким формированием воли стороны сделки, которое происходит под влиянием обстоятельств, порождающих несоответствие истинной воли такой стороны ее волеизъявлению.
Сделка, совершенная гражданином, находившимся в момент ее заключения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, не может рассматриваться в качестве сделки, совершенной по его воле.
Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость (абз. 2 п. 1 ст. 171 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В силу ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Как установлено в судебном заседании, на основании свидетельств о праве на наследство по завещанию от 01.08.2013 серия №, от 01.08.2013 серия № Лаврехин В.Д. являлся собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
25 декабря 2018 года между Лаврехиным В.Д. (даритель) и Морозовой Е.В. (одаряемый) заключен договор дарения жилого дома, кадастровый №, общей площадью 67,1 кв.м., и земельный участок, кадастровый №, площадью 1344 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Договор дарения от 25.12.2018 в установленном порядке прошёл государственную регистрацию, о чем в ЕГРН внесены записи №, дата регистрации 26.12.2018 о праве собственности Морозовой Е.В. на указанные объекты недвижимого имущества.
Вместе с тем, истец в своем иске указывает, что в момент заключения договора дарения он не осознавал значение своих действий и последствия совершения сделки, ввиду наличия у него психического заболевания и приема психотропных препаратов.
Так, ввиду наличия у Лаврехина В.Д. психического заболевания, выражающегося в стойкой бредовой симптоматики параноидального характера и возможной социальной опасностью, по результатам осмотра врачебной комиссией ГБУЗ Комаричская ЦРБ Лаврехин В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, поставлен на диспансерное наблюдение врача психиатра с диагнозом: <данные изъяты>.
Как следует из справки ГБУЗ « Комаричская ЦРБ» от 16.11.2020 Лаврехин В.Д. состоит на диспансерном наблюдении у врача <данные изъяты>.
В судебном заседании ответчик Морозова Е.В. исковые требования признала, пояснив, что ей было известно о психическом расстройстве Лаврехина В.Д., однако не предполагала, что могут возникнуть юридические последствия.
Согласно ч.1,2 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Суд в соответствии со ст.ст. 39,173 ГПК РФ принял признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Оценив, представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что на момент заключения договора дарения Морозова Е.В. обладала информацией, что Лаврехин В.Д. не мог понимать значение своих действий и руководить ими, вместе с тем, совершила сделку, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Лаврехина В.Д., а также признание ответчиком иска, суд приходит к выводу о том, что иск Лаврехина В.Д. к Морозовой Е.В. о признании договора дарения недействительным, подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание положения пункта 2 статьи 167 ГК РФ, вступившее в законную силу решение суда, является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав недвижимости записи регистрации права собственности Морозовой Е.В. на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> основанием для восстановления записи регистрации права собственности Лаврехина В.Д. на указанные объекты недвижимого имущества.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лаврехина В. Д. к Морозовой Е. В. о признании договора дарения недействительным -удовлетворить.
Признать недействительной сделкой договор дарения жилого дома и земельного участка от 25.12.2018, заключенный между Лаврехиным В. Д. и Морозовой Е. В..
Применить последствия недействительности указанной сделки, привести стороны в первоначальное состояние.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись №, дата регистрации 26.12.2018 о праве собственности Морозовой Е.В. на жилой дом, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, внесенную на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 25.12.2018.
Возвратить в собственность Лаврехина В. Д. жилой дом, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен вышеуказанный жилой дом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Кадыкова
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.12.2020
Мотивированное решение составлено 17.12.2020