РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Навроцкой Н.А.
при помощнике судьи Филатовой К.П.
с участием административных истца – Кутушина А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1100/2021 по административному исковому заявлению Кутушина Андрея Владимировича к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации г.о. Самара об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Кутушин А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, указывая что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 24.07.2013 год составляет 13 706 577,09 руб., что превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости нежилого здания. Просит с учетом уточнения, восстановить срок на предъявление требования, установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью 474,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 24.07.2013 года равной его рыночной стоимости в размере 3 892 563рублей. Обязать ответчика внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости-3 892 563 рубля.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представители административных ответчиков Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, заслушав административного истца, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Кутушину А.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № наименование: гараж на 10 автомашин, площадью 474,1кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.11.2020 года
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118, актом ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, которая по состоянию на 24.07.2013 года составляет 13 706 577,09 руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26.11.2020 года, соответствующим актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
Административный истец, как собственником спорного объекта, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Не согласившись с кадастровой стоимостью объекта недвижимости и считая свои права нарушенными, Кутушин А.В. обратился в суд с заявленными требованиями.
При этом, просил восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Кутушина А.В.. в суд с заявленными требованиями очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорного объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости
С учетом изложенного, положений статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости является обоснованным.
Суд отмечает, что целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Административный истец в обоснование своих требований представил отчет об оценке от 25.02.2021 года №16-О/20, подготовленный ООО «<данные изъяты>», из которого усматривается, что объектом оценки являлся объект недвижимости –нежилое здание с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 24.07.2013 года составила 3 892 563рублей
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на 24.07.2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Предоставленный отчет об оценке объекта недвижимости содержит выводы оценщика, которые не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости нежилого здания основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчет об оценке от 25.02.2021 года №16-О/20, подготовленный ООО «<данные изъяты>» в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению в части.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
Административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд – 01.06.2021 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249, 111, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кутушина Андрея Владимировича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.
Восстановить Кутушину Андрею Владимировичу срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 474,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 3 892 563рублей 00 копеек.
В остальной части заявление Кутушина А.В. оставить без удовлетворения.
Датой подачи административного иска в суд считать 01.06.2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.07.2021 года.
Председательствующий: Н.А. Навроцкая
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
12 июля 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Навроцкой Н.А.
при помощнике судьи Филатовой К.П.
с участием административных истца – Кутушина А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1100/2021 по административному исковому заявлению Кутушина Андрея Владимировича к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации г.о. Самара об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
Руководствуясь статьями 175-180, 249, 111, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кутушина Андрея Владимировича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.
Восстановить Кутушину Андрею Владимировичу срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 474,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 3 892 563рублей 00 копеек.
В остальной части заявление Кутушина А.В. оставить без удовлетворения.
Датой подачи административного иска в суд считать 01.06.2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Навроцкая