Судья Пуцыкина Н.Ю. |
№21-80/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
28 марта 2019 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 25 октября 2018 г. и решение судьи Питкярантского городского суда Республики Карелия от 31 января 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»,
установил:
постановлением уполномоченного должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 25 октября 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Питкярантского городского суда РК от 31 января 2019 г., ПАО «МРСК Северо-Запада» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, и с учетом положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник ПАО «МРСК Северо-Запада» Сополева Е.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи и прекратить производство по делу на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, мотивируя свои доводы недопустимостью принятого субъектами административной юрисдикции в качестве доказательства нарушения правил пожарной безопасности в лесах акта осмотра лесного участка от 07 июня 2018 г. и неоднократностью привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение одного и того же деяния.
Заслушав объяснения защитника фио1, поддержавшей доводы жалобы, представителей административного органа фио2 и фио3, возражавших по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 ст.8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Согласно ч.3 ст.16, ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п.1 Правил).
В соответствии с пп.34, 35 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.38).
Согласно ст.30 Федерального закона РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2018 №371р-П, действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, на территории Республики Карелия с 28 мая 2018 г. был установлен особый противопожарный режим.
Исследование материалов дела показало, что ПАО «МРСК Северо-Запада» является собственником линии электропередачи ВЛ 35 кВт Л-65С РП-Койриноя-ПС-16С Карьер, проходящей, в том числе по землям Питкярантского участкового лесничества ГКУ РК «Питкярантское центральное лесничество», включая территории квартала 101 выдела 3, 4, 6, 13, 15, 16, 17 (защитные леса, нерестоохранные полосы), входящего в состав территории данного лесничества.
В ходе проведенного 07 июня 2018 г. уполномоченными должностными лицами осмотра в порядке патрулирования лесных участков на территории Питкярантского участкового лесничества ГКУ РК «Питкярантское центральное лесничество» был установлен факт нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» в процессе деятельности, связанной с расширением просеки, правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, выразившийся в оставлении срубленной древесины, раскряжеванной на сортименты до 6 метров, находящейся в штабелях на месте заготовки, и порубочных остатков, не собранных на волоках, расположенных на расстоянии менее 10 метров от стены леса.
В связи с выявленным нарушением пп.34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, зафиксированным в акте осмотра от 07 июня 2018 г., государственным лесным инспектором ГКУ РК «Питкярантское центральное лесничество» 09 июля 2018 г. в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, который наряду с другими материалами дела передан для рассмотрения по подведомственности в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, и постановлением должностного лица данного ведомства от 25 октября 2018 г. юридическое лицо признано виновным в совершении вменяемого противоправного деяния (решением судьи Питкярантского городского суда РК от 31 января 2019 г. постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения).
При принятии обжалуемого постановления должностное лицо сочло, что юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, чем создана угроза возникновения и распространения лесных пожаров в условиях особого противопожарного режима.
Поскольку выводы субъектов административной юрисдикции о наличии события и состава инкриминируемого правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, привлечение ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности незаконным признать нельзя.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание определено в соответствии с положениями КоАП РФ, предусматривающими возможность назначения административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (учтены обстоятельства устранения юридическим лицом выявленных нарушений).
Доводы подателя жалобы о недопустимости доказательства в виде акта осмотра лесного участка от 07 июня 2018 г. и нарушении принципа двойной ответственности за одно и то же противоправное деяние подвергнуты подробному анализу судьей при пересмотре постановления о назначении административного наказания и обоснованно отклонены по приведенным в решении мотивам.
Акт осмотра лесного участка составлен при проведении должностными лицами мероприятий по контролю за исполнением требований специального законодательства, и обязанность по содержанию лесного объекта в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах подлежит исполнению юридическим лицом независимо от времени завершения требующихся для достижения целей деятельности работ, которые производились в период особого противопожарного режима (оценка качества проведенных пользователем лесного участка работ предметом упомянутого контроля не являлась).
С учетом анализа положений ст.96 Лесного кодекса РФ и Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 01.04.2011 №28, нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности по факту обнаружения правонарушения при патрулировании должностными лицами участков лесного фонда на предмет проверки соблюдения требований лесного законодательства предприятием, осуществляющим использование лесов в целях эксплуатации линейных объектов, не установлено.
Таким образом, обстоятельства совершения юридическим лицом вменяемого правонарушения установлены и доказаны в процессе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.
Несогласие с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и норм законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Иных значимых доводов, опровергающих выводы субъектов административной юрисдикции и дающих основания для сомнения в законности принятых по делу актов, в жалобе не заявлено.
Поскольку существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление должностного лица и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 25 октября 2018 г. и решение судьи Питкярантского городского суда Республики Карелия от 31 января 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова |