Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2230/2023 ~ М-1517/2023 от 04.05.2023

Дело № 2-2230/2023

64RS0043-01-2023-002098-29

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2023 года город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Тютюкиной И.В.,

при секретаре Ночевной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» к обществу с ограниченной ответственностью «Арбаттеплострой», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора администрация муниципального образования «Город Саратов» об организации места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для собственников помещений многоквартирного дома,

установил:

администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» обратилась в суд с иском к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Арбаттеплострой» (далее – «АТС») и просит суд обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вынесения решения суда в полном объеме организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и обеспечить ее содержание.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с Положением об администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 01 марта 2022 года №12-143, администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Волжского района (в части и объеме, установленных Положением).

Указывает, что ответственность за устройство и надлежащее содержание места сбора ТКО на территории многоквартирного дома лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом. Полагает, что пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Полагает, что законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Указывает, что в рамках имеющихся полномочий, администрацией района было выявлено, что на прилегающей территории по адресу: <адрес>, контейнерная площадки для сбора отходов отсутствует, обслуживаемая территория сборниками для твердых коммунальных и крупногабаритных отходов управляющей организацией не обеспечена.

В связи с чем просит суд обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вынесения решения суда в полном объеме организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного <адрес>, в <адрес>.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом заблаговременно, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.

Суд определил, рассмотреть дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие истца, третьего лица и в соответствии со ст. 233-237 ГПК РФ в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В соответствии с п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, - места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Следовательно, законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Судом установлено, что в соответствии с Положением об администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думой от 01 марта 2009 года № 12-143 администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительно - распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Волжского района.

На основании подпункта 3.1.4 вышеуказанного Положения, администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает полномочиями в сфере участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Установлено, что многоквартирный <адрес>, расположенный по
<адрес> находится в управлении ООО «АТС».

Согласно ответу АО «Ситиматик» договор между Саратовским филиалом АО «Ситиматик» в отношении многоквартирного <адрес> по
<адрес> в <адрес> с ООО «АТС» был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом на прямые договоры.

Судом установлено, что в рамках имеющихся полномочий, администрацией района было выявлено, что на прилегающей территории по адресу: г. Саратов,
ул. М.Горная, д. 33/39 отсутствуют контейнеры для накопления ТКО, контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы, не включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования г.Саратова.

В силу положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирными домами может осуществляться по выбору собственников помещений в многоквартирном доме управляющей организацией.

Из содержания положений части 1, части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее по тексту - Правила), следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, в числе прочего включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подп. д (2) п. 11 Правил).

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (пункт 26(1)).

Согласно пункту 3.7.2-3.7.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, - сбор бытовых отходов следует производить в: переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более. В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм. Временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями. Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону. Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора. При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин. Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов. Количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, содержат аналогичные требования.

В соответствии с п.148(26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, - Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

В соответствии с п.4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018г. № 1039, - В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

В соответствии с Положением об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», приложения к решению Саратовской городской Думы от 27.05.2010г. № 51-606, использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования допускается для размещения объектов систем коммунальной инфраструктуры.

Администрацией муниципального образования «Город Саратов» разработаны административные регламенты в данной сфере: Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов», приложение к постановлению администрации МО «Город Саратов» от 18.06.2020г. № 1051; Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Включение в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов», приложение к постановлению администрации МО «Город Саратов» от 15.06.2020г. № 1031.

Предоставление данных услуг возложено на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов».

Учитывая положения действующего законодательства, управляющие организации обязаны организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемых многоквартирных домов и сам по себе факт отсутствия возможности организации площадки места сбора ТКО на земельном участке, сформированном под многоквартирным домом, не освобождает управляющую организацию от обращения в орган местного самоуправления для согласования места размещения такой площадки за пределами сформированного земельного участка под многоквартирный дом, и организации самой площадки места накопления ТКО.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.

Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведёт к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.

В соответствии со с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом изложенного суд, считает возможным обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать места и оборудовать площадки накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>.

Выбор способа исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов, принадлежит ответчику.

Таким способом может являться как получение в установленном законом порядке земельного участка под обозначенные цели, так и заключение соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственником.

Оценив представленные доказательства с позиции ст. 67 ГПК РФ суд установил, что в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено допустимых и бесспорных доказательств, при наличии которых суд смог бы прийти к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при подаче иска, то судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 6000 руб. подлежат взысканию с ответчика.

В связи с удовлетворением требований с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ суд

решил:

обязать общество с ограниченной ответственностью «Арбаттеплострой» (ИНН 6453152940) в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать места (площадки) накопления ТКО для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Арбаттеплострой» (ИНН 6453152940) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» в размере 6000 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда через Волжский районный суд г. Саратова.

Заочное решение иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Волжский районный суд г.Саратова.

Судья      подпись И.В. Тютюкина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 июня 2023 года.

Судья         подпись И.В. Тютюкина

2-2230/2023 ~ М-1517/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов"
Ответчики
ООО "АрбатТеплоСтрой"
Другие
Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Суд
Волжский районный суд г. Саратова
Судья
Тютюкина Ирина Валентиновна
Дело на странице суда
volzhsky--sar.sudrf.ru
04.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2023Передача материалов судье
10.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
30.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
07.10.2023Дело оформлено
11.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее