Дело №2-682/2023
УИД 21RS0017-01-2023-000995-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года г. Шумерля, Чувашской Республики
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Мироновой Н.Б., при секретаре Макаровой Т.М.,
с участием старшего помощника Шумерлинского межрайпрокурора Егоровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумерлинского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Чувашской Республики и к БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики об обязании осуществить финансирование для приобретения недостающего оборудования и об оснащении медицинским оборудованием,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – лиц с ограниченными возможностями здоровья обратился в суд с требованиями к Министерству здравоохранения Чувашской Республики об обязании в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование для приобретения недостающего оборудования; к БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – БУ «Шумерлинский ММЦ» об обязании в течении 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить медицинским оборудованием: кардиологическое отделение БУ «Шумерлинский ММЦ» - временным кардиостимулятором в количестве 2 шт., портативным электрокардиографом в количестве 1 шт., аппаратурой для исследования основных показателей гемодинамики 4 шт.; кабинет врача-хирурга поликлиники БУ «Шумерлинский ММЦ» - стерилизатором для медицинских инструментов в количестве 1 шт.; хирургическое отделение БУ «Шумерлинский ММЦ» - светильником бестеневым медицинским передвижным в количестве 2 шт., монитором, прикроватным включающим контроль частоты сердечных сокращений, контроль частоты дыхания, контроль насыщения гемоглобина кислородом (пульсоксиметром) в количестве 1 шт.; операционную БУ «Шумерлинский ММЦ» - инъектором автоматическим для внутривенных вливаний в количестве 1 шт., термоматрасом для операционного стола в количестве 1 шт., терапевтическое отделение БУ «Шумерлинский ММЦ» - насосом инфузионным роликовым (инфузомат» в количестве 4 шт., кроватью функциональной по числу коек в количестве 40 шт., системой разводки медицинских газов, сжатого воздуха и ваккума к каждой койке в количестве 1 шт.; педиатрическое отделение БУ «Шумерлинский ММЦ» - кроватью функциональной по числу коек в количестве 30 шт.; кабинет врача-оториноларинголога поликлиники БУ «Шумерлинский ММЦ» - эхосинускопом в количестве 1 шт.; кабинет врача-офтальмолога БУ «Шумерлинский ММЦ» - экзофтальмометром в количестве 1 шт., бинокулярным офтальмоскопом для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией в количестве 1 шт.; кабинет врача-стоматолога поликлиники БУ «Шумерлинский ММЦ» - аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр) в количестве 1 шт., аппаратом для снятия зубных отложений ультразвуковым в количестве 1 шт.
Исковые требования мотивированы тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении в БУ «Шумерлинский ММЦ», в ходе которой установлено нарушение медицинской организации обязательных требований в сфере здравоохранения, а именно, структурные подразделения не оснащены вышеуказанным необходимым медицинским оборудованием.
В судебном заседании старший помощник прокурора Егорова Е.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков Министерства здравоохранения ЧР, БУ «Шумерлинский ММЦ» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Представитель третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Согласно ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников.
Выслушав помощника прокурора, поддержавшего иск, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждому человеку гарантировано право на охрану его здоровья и медицинскую помощь.
В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе, обеспечение оказание доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан и Российской Федерации регулируются положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года №322-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ №323).
В соответствии с положениями ст.4 вышеуказанного закона основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Пунктом 5 ч.1 ст.16 ФЗ №323 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.33 ФЗ №323 первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч.1 ст.37 ФЗ №323).
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2 ст.37 ФЗ №323).
В силу ч.3 ст.37 ФЗ №323 порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группамс заболеваний или состояний) и включает в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, е структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Согласно п.2.2 Устава БУ ЧР «Шумерлинский ММЦ» основной его деятельностью является организация оказания медицинской помощи на территории г.Шумерля и Шумерлинского района.
Медицинская деятельность осуществляется, в том числе, в виде первичной медико-санитарной помощи (п.2.3 Устава).
БУ «Шумерлинский ММЦ» осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией № ___________ от "___" ___________ г., выданной Министерством здравоохранения ФИО1 Республики.
"___" ___________ г. территориальным органом Росздравнадзора по ЧР в соответствии с решением от "___" ___________ г. № ___________ проведена проверка в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, в ходе которой установлены указанные в иске нарушения БУ «Шумерлинский ММЦ» обязательных требований в сфере здравоохранения.
В связи с этими нарушениями ТО Росздравнадзора по Чувашской Республике выдал главному врачу БУ «Шумерлинский ММЦ» предписание от "___" ___________ г. № ___________ со сроком исполнения (устранения выявленных нарушений) до "___" ___________ г..
Определением врио руководителя ТО Росздравнадзора по Чувашской Республике от "___" ___________ г. срок исполнения предписания от "___" ___________ г. продлен до "___" ___________ г..
Однако, БУ «Шумерлинский ММАЦ» не приняты меры по устранению выявленных нарушений и оснащению структурных подразделений необходимым медицинским оборудованием.
Из сообщения главного врача БУ «Шумерлинский ММЦ» Кутина В.В. от "___" ___________ г. № ___________ в ответ на предписание, следует, что по состоянию на "___" ___________ г. предписание об оснащении необходимым медицинским оборудованием структурных подразделений: кардиологическое отделение, кабинет врача-хирурга, терапевтическое отделение, педиатрическое отделение, кабинет врача-невролога, кабинет врача-отоларинголога, кабинет врача-офтальмолога, кабинет врача-стоматолога-терапевта, отделение общей врачебной практики не исполнено.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований приложения №13 к «Порядку оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 года №918н, кардиологическое отделение БУ «Шумерлинский ММЦ» не укомплектован временным кардиостимулятором в количестве 2 шт., портативным электрокардиографом в количестве 1 шт., аппаратурой для исследования основных показателей гемодинамики 4 шт.
В нарушение положений приложения №3 к «Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Хирургия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 года №922н, не укомплектованы: кабинет врача-хирурга поликлиники - стерилизатором для медицинских инструментов в количестве 1 шт., хирургическое отделение - светильником бестеневым медицинским передвижным в количестве 2 шт., монитором, прикроватным включающим контроль частоты сердечных сокращений, контроль частоты дыхания, контроль насыщения гемоглобина кислородом (пульсоксиметром) в количестве 1 шт., операционная – инъектором автоматическим для внутривенных вливаний в количестве 1 шт., термоматрасом для операционного стола в количестве 1 шт.
В нарушение приложения №6 «Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Терапия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения от 15 ноября 2012 года №923н терапевтическое отделение не укомплектовано насосом инфузионным роликовым (инфузомат) в количестве 4 шт., кроватью функциональной по числу коек в количестве 40 шт., системой разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума к каждой койку в количестве 1 шт.
В нарушение приложения №12 «Порядка оказания педиатрической помощи», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 года №366н педиатрическое отделение не укомплектовано кроватью функциональной по числу коек в количестве 30 шт.
В нарушение приложения №3 «Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Оториноларингология», утвержденного приказом Минздрава России от 12 ноября 2012 года №905н кабинет врача-оториноларинголога поликлиники не укомплектован эхосинускопом в количестве 1 шт.
В нарушение приложения №6 «Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты», утвержденного приказом Минздрава России от 12 ноября 2012 года №902н кабинет врача-офтальмолога не укомплектован экзофтальмометром в количестве 1 шт., бинокулярным офтальмоскопом для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией в количестве 1 шт.
В нарушение приложения №3 «Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях», утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 года №786н кабинет врача стоматолога поликлиники не укомплектован аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр) в количестве 1 шт., аппаратом для снятия зубных отложений ультразвуковым в количестве 1 шт.
В соответствии с п.п. 1.4, 1.5 Устава БУ «Шумерлинский ММЦ» учреждение является бюджетным, его учредителем и собственником имущества является Чувашская Республика, полномочия учредителя от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство здравоохранения Чувашской Республики.
Согласно п.1.1 Устава БУ «Шумерлинский ММЦ» учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере здравоохранения.
В соответствии с п.2.7 Устава БУ «Шумерлинский ММЦ» финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется в соответствии с государственным зданием, которое формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными настоящим Уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики.
В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
На основании п.1.1 «Положения о Министерстве здравоохранения ЧР», утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР от 14 октября 2015 года №365, Министерство здравоохранения Чувашской Республики является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере здравоохранения.
Основными задачами Министерства здравоохранения Чувашской Республики являются: обеспечение соблюдения прав человека и гражданина при разработке и реализации нормативных правовых актов Чувашской Республики в сфере охраны здоровья граждан; разработка и реализация государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и санаторно-курортного дела; обеспечение оказания медицинской помощи гражданам в объеме Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи; организация и совершенствование оказания медицинской помощи, обеспечение доступности и повышения ее качества, профилактики заболеваний.
В соответствии с п.3.18 «Положения о Министерстве здравоохранения ЧР», утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР от 14 октября 2015 года №365 Минздрава Чувашской Республики реализует установленное бюджетным законодательством Российской Федерации право главного распорядителя средств республиканского бюджета Чувашской Республики по отношению к подведомственным получателям средств Министерства.
Согласно приложения №2 Постановления Кабинета Министров ЧР от 14 октября 2015 года №365 БУ «Шумерлинский ММЦ» находится в ведении Министерства здравоохранения Чувашской Республики.
Таким образом, Министерство здравоохранения, как учредитель и главный распорядитель средств бюджета обязан профинансировать оснащение БУ «Шумерлинский ММЦ» необходимым медицинским оборудованием.
Отсутствие в БУ «Шумерлинский ММЦ» необходимого медицинского оборудования не соответствует требованиям ч.ч.1, 2 ст.37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и нарушает права граждан на гарантированное государством своевременное, доступное и качественное оказание медицинской помощи, в связи с чем, исковые требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Шумерлинского межрайпрокурора удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Чувашской Республики в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики для приобретения недостающего оборудования в БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики.
Обязать БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики устранить нарушения федерального законодательства, а именно, в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить медицинским оборудованием:
- кардиологическое отделение БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» - временным кардиостимулятором в количестве 2 шт., портативным электрокардиографом в количестве 1 шт., аппаратурой для исследования основных показателей гемодинамики 4 шт.;
- кабинет врача-хирурга поликлиники БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» - стерилизатором для медицинских инструментов в количестве 1 шт.;
- хирургическое отделение БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» - светильником бестеневым медицинским передвижным в количестве 2 шт., монитором, прикроватным включающим контроль частоты сердечных сокращений, контроль частоты дыхания, контроль насыщения гемоглобина кислородом (пульсоксиметром) в количестве 1 шт.;
- операционную БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» - инъектором автоматическим для внутривенных вливаний в количестве 1 шт., термоматрасом для операционного стола в количестве 1 шт.;
терапевтическое отделение БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» - насосом инфузионным роликовым «инфузомат» в количестве 4 шт., кроватью функциональной по числу коек в количестве 40 шт., системой разводки медицинских газов, сжатого воздуха и ваккума к каждой койке в количестве 1 шт.;
- педиатрическое отделение БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» - кроватью функциональной по числу коек в количестве 30 шт.;
- кабинет врача-оториноларинголога поликлиники БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» - эхосинускопом в количестве 1 шт.;
- кабинет врача-офтальмолога БУ«Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» - экзофтальмометром в количестве 1 шт., бинокулярным офтальмоскопом для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией в количестве 1 шт.;
- кабинет врача-стоматолога поликлиники БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» - аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр) в количестве 1 шт., аппаратом для снятия зубных отложений ультразвуковым в количестве 1 шт.
Взыскать с Министерства здравоохранения Чувашской Республики и с БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики госпошлину в размере по 300 (триста) рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шумерлинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2023 года.
Судья Н.Б.Миронова