Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-696/2024 ~ М-3805/2023 от 18.12.2023

Дело № 2-696/2024

УИД: 91RS0022-01-2023-005006-85

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 марта 2024 года                                                                        г. Феодосия

    Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                                Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря                                                   Аблязовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дживанова ФИО6 к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании права собственности на земельный участок,-

УСТАНОВИЛ:

Дживанов А.И. обратился в суд с иском к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью 1160 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

    В обоснование требований указал, что решением 23 сессии 6-го созыва Насыпновского сельского совета АР Крым от 30 марта 2012 года ему было                 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного                   участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома по адресу:                    <адрес> 0,1160 га. Для соблюдения, предусмотренной Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК, процедуры завершения оформления прав на земельные участки, 13 августа 2019 года он обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением, к которому приложил все необходимые документы. Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 20 ноября 2019 года № 3883 ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав на основании пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, так как он находился в зоне СХ-8. После обращения с заявлением в Администрацию города Феодосии Республики Крым об изменении территориального зонирования в отношении спорного земельного участка, ему 16 декабря 2019 года был дан ответ, из содержания которого следует, что его заявление принято для учета при подготовке комплекса предложений по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования округ Феодосия. Однако, только 28 апреля 2023 года решением 63 сессии Феодосийского городского совета 2-го созыва земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> переведен из зоны СХ-8 в зону застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1. Его повторное заявление о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления права было возвращено 11 августа 2023 года без рассмотрения, в связи с тем, что согласно пункту 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК, заявление должно было быть подано не позднее 01 января 2021 года.

Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, что в настоящее время он лишен возможности оформить в установленном законом порядке свое право собственности на данный земельный участок, просил исковые требования удовлетворить.

В судебное заседание истец Дживанов А.И. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств не заявил.

Ответчик – Администрация города Феодосии Республики Крым о времени и       месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представителем Ашихминой С.М., действующей на основании доверенности, подано суду ходатайство, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации города Феодосии Республики Крым.

Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда Республики Крым в Интернет-портале.

Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку лица, участвующие в деле, и их представители в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.

В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

При рассмотрении дела судом установлено, что решением 23 сессии 6 созыва Насыпновского сельского совета г. Феодосии АР Крым от 30 марта 2012 года «О даче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома гр. Украины» Дживанову ФИО7 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома на земельный участок в <адрес>, площадью 0,1160 га, из земель Насыпновского сельского совета, не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию земель жилой и общественной застройки в границах <адрес> сельского совета.

13 августа 2019 года Дживанов А.И. обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополь» в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:24:070301:495, расположенного по адресу: <адрес> К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе копия выписки из решения 23 сессии 6 созыва Насыпновского сельского совета г. Феодосии АР Крым № 396 от 30 марта 2012 года «О даче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома гр. Украины».

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 20 ноября 2019 года Дживанову А.И. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав площадью 1160 кв.м.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , для строительства и обслуживания жилого дома, на основании пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, так как земельный участок находился в зоне сельскохозяйственных угодий в составе населенных пунктов СХ-8, которая не предусматривает основной вид разрешенного использования, позволяющий использовать заявленный земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома.

09 декабря 2019 года Дживанов А.И. обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением 108 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым от 31 октября 2018 года № 1078, а также в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 29 марта 2019 года в части изменения отнесения земельного участка площадью 1160 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый с зоны СХ-8 (зона сельскохозяйственных угодий в составе населенных пунктов) на зону Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).

Как следует из ответа Заместителя главы Администрации города Феодосии от           16 декабря 2019 года в адрес Дживанова А.И., заявителю сообщено, что его предложение об изменении территориального зонирования принято для учёта при подготовке комплекса предложений по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования округ ФИО2.

Решением 63 сессии 2 созыва Феодосийского городского совета от 28 апреля 2023 года внесены изменения и дополнения в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 29 марта 2019 года № 1171, по предложениям физических, юридических лиц и органа местного самоуправления. В соответствии с пунктом 1.8 указанного решения земельный участок площадью 1160 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> переведен из зоны сельскохозяйственных угодий в составе населенных пунктов СХ-8 в зону застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1.

03 августа 2023 года Дживанов А.И. вновь обратился в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Переоформление и завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в новой редакции», утвержденному постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 30 сентября 2020 года , в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе копия выписки из решения                     23 сессии 6 созыва Насыпновского сельского совета г. Феодосии АР Крым от                30 марта 2012 года «О даче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома гр. Украины».

11 августа 2023 года в адрес Дживанова А.И. было направлено уведомление о возврате вышеуказанного заявления от 03 августа 2023 года по причине того, что согласно пункту 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополь», должно быть подано не позднее 01 января 2021 года.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, предоставленных Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № от 20 января 2024 года, сведения об объекте недвижимости – земельном участке площадью 1160 +/- 12 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, 16 июля 2019 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости как «актуальные», и данному объекту присвоен кадастровый ; категория земель: не установлена, вид разрешенного использования: не установлен, правообладатель: Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым, собственность: от 16 июля 2019 года.

Согласно Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1 статьи 36).

Пунктом 2 статьи 10 и пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса.

Как следует из пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован Договор           между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор).

С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора), и на основании части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено названным Федеральным конституционным законом.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Статьей 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 36 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым к полномочиям администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом.

В соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 – 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды;

- земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным;

- участком в трех экземплярах и их подписание, а также, направляет проекты;

- указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование;

- испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю.

В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов тогда, когда предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Согласно части 5 статьи 3 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 сентября 2019 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от                31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее – решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона (пункт 1 части 2 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).

В соответствии с частью 7 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от                   31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года.

На основании части 5 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года                 № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.

Пунктами 5 – 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313, предусмотрен перечень необходимых документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя с целью предоставления земельного участка в порядке завершения оформления прав.

Постановлениями Администрации города Феодосии Республики Крым от                      27 февраля 2019 № 770 и от 30 сентября 2020 года № 2788 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» утвержден Административный регламент «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым».

Административный регламент устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Пунктом 9.1 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Необходимые документы, указанные в перечне, заявителем были предоставлены.

В пункте 13.4 Административного регламента в качестве оснований для отказа в предоставления муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: решения и постановления судебных органов о запрете предоставлять муниципальную услугу в отношении конкретного земельного участка;    смерть заявителя либо признание его безвестно отсутствующим; отсутствие у Администрации полномочий распоряжаться указанным в заявлении земельным участком; предоставление заявителем решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, предусмотренного частью 1 статьи 13 Закона № 38-ЗРК, утратившего силу по состоянию на 18.03.2014; наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи (20 – в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; 21 – указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель); несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до               21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования либо документации по планировке территории;    наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Как следует из предоставленной информации Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по состоянию на 20 января 2024 года категория земель и вид разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> – не установлены.

В силу положений подпунктов 1 – 3 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 статьи 30, статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, разрабатываются Правила землепользования и застройки которые включают в себя градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверху земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года № 1171 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Никаких надлежащих относимых и допустимых доказательств несоответствия испрашиваемого земельного участка градостроительной документации, действующей до                 21 марта 2014 года, ответчиком не представлено.

Тот факт, что на момент обращения Дживанова А.И. в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополь» в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, принятые после выделения истцу в 2012 году спорного земельного участка, не предусматривал для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок такого разрешенного использования, как строительство и обслуживание жилого дома – не может являться препятствием для реализации истцом принадлежащего ему права на земельный участок в порядке завершения оформления прав, при том, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что эксплуатация земельного участка опасна для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в данной статье. Предъявление требований должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру отношения.

Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).

Обращаясь в суд с данным иском, истец указывает на то, что в настоящее время он лишен возможности в установленном законом порядке приобрести бесплатно в собственность земельный участок.

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные            правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, учитывая, что на момент вынесения постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 20 ноября 2019 года , которым истцу было отказано в предоставлении земельного участка площадью 1160 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав, указанный земельный участок находился в зоне СХ-8, что являлось основанием для отказа, а впоследствии – только 28 апреля 2023 года решением 63 сессии 2 созыва Феодосийского городского совета были внесены изменения и дополнения в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденные решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 29 марта 2019 года по предложениям физических, юридических лиц и органа местного самоуправления, в соответствии котором спорный земельный участок был переведен из зоны сельскохозяйственных угодий в составе населенных пунктов СХ-8 в зону застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, в связи с чем, у Дживанова А.И. отсутствовала возможность подать заявление в соответствии с пунктом 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для защиты гражданских прав истца путем признания за ним права собственности на земельный участок площадью 1160 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Мотивированное решение составлено 12 марта 2024 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

Иск Дживанова ФИО8 (паспорт гражданина Российской Федерации серии ) – удовлетворить.

Признать за Дживановым ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии ) право собственности на земельный участок площадью 1160 кв.м. +/- 12 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права собственности Муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на земельный участок площадью 1160 кв.м. +/- 12 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:    подпись                                          Чибижекова Н.В.

2-696/2024 ~ М-3805/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дживанов Азиз Исмаилович
Ответчики
Администрация города Феодосии Республики Крым
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Чибижекова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
feodosiya--krm.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2023Передача материалов судье
20.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2024Судебное заседание
12.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее