Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-106/2024 ~ М-79/2024 от 27.03.2024

Гражданское дело №2- 106/2024

УИД 57RS0003-01-2024-000172-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2024 года          пгт. Глазуновка Орловской области

Глазуновский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Сухова Ю.Т.,

с участием и.о. прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёв И.В.,

при секретаре судебного заседания Тамарковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В., действующей в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Глазуновского района Орловской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Глазуновская средняя общеобразовательная школа о понуждении к совершению действий (оборудование спортивного зала системой пожарной сигнализации),

установил:

прокурор Глазуновского района Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Глазуновского района Орловской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Глазуновская средняя общеобразовательная школа (далее МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа) о понуждении к совершению действий (оборудование спортивного зала системой пожарной сигнализации).

В обоснование иска указано, что прокуратурой Глазуновского района 27.04.2024 проведена проверка исполнения федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, обеспечении безопасности зданий и сооружений образовательных организаций, в ходе которой выявлены нарушения в МБОУ «Глазуновская средняя общеобразовательная школа», а именно в нарушение ст.ст. 6, 32, 54, 83 Федерального закона № 123-ФЗ, требований СП 484.1311500.2020, п. 54 ППР в РФ законодательства о пожарной безопасности спортивный зал МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа, расположенный на 1-ом этаже учреждения, не оборудован системой автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающей автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей. Спортивный зал используется образовательной организацией для реализации образовательных программ по физической культуре обучающимися МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа, проведения спортивных мероприятий и закреплен на праве оперативного управления. Учредителем образовательного учреждения является Глазуновский район Орловской области, функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет администрация Глазуновского района в лице управления образования администрации Глазуновского района. Обязанности по финансированию работ по оборудованию системой пожарной сигнализации в помещении спортивного зала МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа, возложены на учредителя образовательной организации и публичного собственника муниципального имущества – администрацию Глазуновского района. Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении ответчиками обязанностей по обеспечению оборудования помещений образовательной организации системой пожарной сигнализации, что влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов детей на создание благоприятных и безопасных условий обучения. Учитывая вышеизложенное просит су обязать администрацию Глазуновского района Орловской области до 1 июня 2024 года обеспечить финансирование работ по оборудованию помещения спортивного зала, расположенного на 1-ом этаже здания МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа, системой пожарной сигнализации; обязать МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа до 1 сентября 2024 года обеспечить проведение работ по оборудованию помещения спортивного зала, расположенного на 1-ом этаже здания МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа, системой пожарной сигнализации.

В судебном заседании и.о. прокурора Глазуновского района Орловской области Грудачёв И.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика и.о. директора МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа Жарикова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставила заявление о признание исковых требований в полном объеме и о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика администрации Глазуновского района Орловской области Кураков Н.А., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о признание исковых требований в полном объеме и о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав и.о. прокурора Глазуновского района Орловской области, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с п. 1, 4, 5, 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно положениям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Таким образом, бремя содержания имущества предполагает возложение на субъекта права обязанностей по обеспечению безопасных условий эксплуатации и состояния принадлежащего ему имущества для третьих лиц, по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных обязательных требований.

В силу ст. 2 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от <ДД.ММ.ГГГГ> (далее - Закон № 69-ФЗ) основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, в том числе организации, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статьей 5 Федерального закона №123-ФЗ установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В соответствии с п. 3 ст. 52 Федерального закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов, среди которых - устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Статьей 32 Федерального закона №123-ФЗ установлено, что здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на классы Ф1, Ф2, Ф3,Ф4, в том числе: Ф4 - здания образовательных организаций, из них Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций.

В силу п. 4, п. 6, п. 7 ст. 83 Федерального закона №123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.

Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Постановлением Правительства РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> N 1464 утверждены Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в пункте 3 которых указано, что объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N1, согласно которому здания общественного и административно-бытового назначения оборудуются системой пожарной сигнализации независимо от площади и этажности здания.

Согласно ст. 16 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.

Постановлением Правительства Российской Федерации <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> утверждены Правила противопожарного режима, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> утвержден СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования (далее – Свод правил).

В силу п. 6.1.1 Свода правил система пожарной сигнализации должна проектироваться с целью выполнения следующих основных задач: своевременное обнаружение пожара; достоверное обнаружение пожара; сбор, обработка и представление информации дежурному персоналу; взаимодействие с другими (при их наличии) системами противопожарной защиты.

В соответствии с п. 6.1.2 Свода правил своевременность обнаружения должна обеспечиваться выбором типа и класса пожарных извещателей, а также их размещением в соответствии с требованиями настоящего свода правил.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 27.02.2024 прокуратурой Глазуновского района с привлечением специалиста – ст.инспектора ОНД и ПР по Глазуновскому и Малоархангельскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Орловской области проведена проверка исполнения законодательства исполнения федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, обеспечении безопасности зданий и сооружений образовательных организаций, в, в результате которой установлено, что на 1-ом этаже здания МБОУ «Глазуновская СОШ» по адресу: <адрес>, расположен спортивный зал, который используется образовательной организацией для реализации образовательных программ по физической культуре обучающимися МБОУ «Глазуновская СОШ», проведения спортивных мероприятий. Вместе с тем, в нарушение ст.ст. 6, 32, 54, 83 Федерального закона № 123-ФЗ, требований СП 484.1311500.2020, п. 54 ППР в РФ законодательства о пожарной безопасности спортивный зал не оборудован системой автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающей автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, что подтверждается актом проверки (осмотра) и фотототаблицей (л.д.<№>).

Согласно Устава МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа учредителем образовательного учреждения является Глазуновский район Орловской области. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет администрация Глазуновского района в лице управления образования администрации Глазуновского района. Полномочия собственника имущества выполняет отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Глазуновского района. источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются, в том числе средства, выделяемые целевым назначением из бюджетов Орловской области и Глазуновского района и целевые субсидии на основании утвержденного учредителем муниципального задания или в соответствии с областными программами и муниципальными ведомственными программами (л.д.<№>).

Согласно ч. 6 ст. 9.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, обязанности по финансированию работ по текущему ремонту помещений МБОУ Глазуновская СОШ в возложены на учредителя образовательной организации и публичного собственника муниципального имущества – администрацию Глазуновского района в лице управления образования администрации Глазуновского района.

Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении администрацией района и МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа обязанностей по финансированию по обеспечению оборудования помещений образовательной организации системой пожарной сигнализации, что влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов детей на создание благоприятных и безопасных условий обучения

Представителями ответчиков – директором МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа Жариковой Т.Н. и представителем ответчика администрации Глазуновского района Орловской области Кураковым Н.А., действующим по доверенности, предоставлено заявления о признании исковых требований в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч.4.1 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны, о чем указано в его заявлении.

Учитывая, что признание представителем ответчика иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, суд принимает признание иска.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором Глазуновского района Орловской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ч.3 ст. 173, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

принять признание иска представителем ответчика и.о. директора муниципального бюджетного образовательного учреждения Глазуновская средняя общеобразовательная школа Жариковой Т.Н. и представителем ответчика администрации Глазуновского района Орловской области Кураковым Н.А., действующим по доверенности.

Исковое заявление прокурора Глазуновского района Орловской области Тапехиной М.В., действующей в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Глазуновского района Орловской области (ИНН 5706001125, ОГРН 1025700559752), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Глазуновская средняя общеобразовательная школа (ИНН 5706002249, ОГРН 1025700559092) о понуждении к совершению действий (оборудование спортивного зала системой пожарной сигнализации), – удовлетворить.

Обязать администрацию Глазуновского района Орловской области (ИНН 5706001125, ОГРН: 1025700559752) до 1 июня 2024 года обеспечить финансирование работ по оборудованию помещения спортивного зала, расположенного на 1-ом этаже здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Глазуновская средняя общеобразовательная школа, системой пожарной сигнализации.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глазуновская средняя общеобразовательная школа (ИНН 5706002249, ОГРН 1025700559092) до 1 сентября 2024 года обеспечить проведение работ по оборудованию помещения спортивного зала, расположенного на 1-ом этаже здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Глазуновская средняя общеобразовательная школа, системой пожарной сигнализации, системой пожарной сигнализации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Глазуновский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2024 года.

Председательствующий                         Ю.Т. Сухов

2-106/2024 ~ М-79/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Глазуновского района Орловской области
Ответчики
МБОУ "Глазуновская средняя общеобразовательная школа"
Администрация Глазуновского района Орловской области
Суд
Глазуновский районный суд Орловcкой области
Судья
Сухов Юрий Тимофеевич
Дело на сайте суда
glazunovsky--orl.sudrf.ru
27.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2024Передача материалов судье
27.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2024Подготовка дела (собеседование)
04.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее