Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1135/2022 ~ М-553/2022 от 27.04.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара

07.06.2022

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи        Клюева С.Б.,

при ведении протокола судебного

заседания помощником судьи         Ишелевой В.В.,

с участием прокурора                                  Валюткиной С.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1135/2022 по административному исковому заявлению Ищенко Юрия Григорьевича к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Ищенко Ю.Г. (далее административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 (далее Перечень на 2022 год) в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером .

Требования обусловлены тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Данилова А.А. поддержала заявленные требования.

Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером , имеет наименование: здание административно-бытового корпуса (АБК) с производственным корпусом, что позволяет его отнести к объектам, предназначенным для использования целях размещения торговых объектов, кроме того, согласно акта осмотра нежилого здания от 07.03.2018, более 20 % площади здания на момент осмотра использовалось под автосервис, автомойку и шиномонтаж, а также офисные помещения.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан Приказ от 22.10.2021 № 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год; Приказ опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.

Факт включения нежилого здания в соответствующий перечень подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшим в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Ищенко Ю.Г. является собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

Нежилое здание включено в Перечень по наименованию здания, на котором оно расположено.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером имеет наименование: здание АБК с производственным корпусом (лит АА1). Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102155:14, с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания АБК с производственным корпусом.

По сведениям технической документации нежилое здание имеет наименование АБК с производственным корпусом, и состоит из следующих помещений: торговый зал 67,8 кв.м. вестибюль, склад, котельная раздевалка, комната отдыха, умывальная, душевая туалет, коридоры, касса, кабинеты, подсобные, лестничные клетки, коридоры, склады, кабинеты, производственные помещения.

Из акта осмотра, составленного кадастровым инженером ФИО9 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что нежилое здание состоит из: 2780,6 кв.м – производственное помещение, 360,3 кв.м, пустое помещение, 265,5 кв. м – кабинет, 88,3 подсобное помещение и помещение для складирования мебели, 24,6 кв. м. – санузел.

В рамках рассмотрения административного дела № 3а-243/2022 (3а-2313/2021) по административному исковому заявлению Ищенко Ю.Г. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативно-правовых актов в части установлено, что на основании договоров аренды № 08/12-17, 08/11-18, 08/10-19, заключенных между Ищенко Ю.Г. и ООО «ТольяттиГАЗавтосервис» на периоды с 08.12.2017 по 08.09.2020 последнему передавались нежилые помещения в данном здании площадью 751 кв.м (в 2017, 2018 г.г.) – 706 кв.м (в 2019 г.)., под размещение СТО и склада, в их числе – торговые площади (в 2017, 2018 г.г. – 61 кв.м., в 2019 – 16 кв.м). Часть здания площадью 751 кв.м. с 2017 г., и 706 кв.м. с 2019 г. передавалось в аренду ООО «ТольяттиГАЗавтосервис» и использовались им в качестве СТО для грузовых автомобилей.

Согласно пояснению представителя административного истца договор аренды с <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ не пролонгирован нежилые помещения с данного времени не используются, здание выставлено на продажу. Согласно акту осмотра, составленного кадастровым инженером ФИО8 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ здание в большей части фактически пустует и не используется.

    Исходя из системного толкования положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Указание в техническом паспорте на назначение здания - здание АБК с производственным корпусом (лит АА1) само по себе не может служить основанием для отнесения его к категории торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. При этом не имеется доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) здания в нем размещены либо предусмотрено размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживание.

Акт осмотра здания на момент утверждения Перечня на 2022 год Министерством не составлялся.

Анализируя совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что у министерства не имелось достаточной и достоверной информации, позволяющей включить указанный объект в Перечень.

Таким образом, спорный объект недвижимости, включенный в оспариваемый Перечень, не соответствует критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предусматривает оказания соответствующего вида услуг неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты в качестве самостоятельного вида деятельности, в силу чего требования административного истца о признании недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание ее недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Ищенко Юрия Григорьевича удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером ;

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                              С.Б. Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.06.2022

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

3а-1135/2022 ~ М-553/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Ищенко Ю.Г.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Клюев С. Б.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.04.2022Регистрация административного искового заявления
28.04.2022Передача материалов судье
29.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
21.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее