Дело № 2-82/2024
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2024 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Сафроновой О.В.,
при секретаре Генераловой Е.И.,
с участием представителя истца помощника прокурора Севского района Брянской области Ипатенковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению ветеринарии Брянской области о признании имущества неиспользуемым (бесхозяйным) и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению ветеринарии Брянской области о признании имущества неиспользуемым (бесхозяйным) и понуждении к совершению действий, в котором просил признать скотомогильник, расположенный в <адрес>, неиспользуемым (бесхозяйным), обязать управление ветеринарии Брянской <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести его ветеринарно-санитарное освидетельствование посредством эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования, включить его в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории Брянской области, ссылаясь на то, что в ходе проведенного Брянской природоохранной прокуратурой анализа состояния законности при исполнении законодательства в сфере обращения биологических отходов, установлено, что данный скотомогильник площадью <...> кв.м с кадастровым № снят с кадастрового учета ДАТА, при этом Управлением ветеринарии Брянской области меры к организации ветеринарно-санитарного освидетельствования в отношении вышеуказанного неиспользуемого (бесхозяйного) скотомогильника не приняты, в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, данный скотомогильник не включен, что не обеспечивает необходимый уровень биологической безопасности и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, что поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены <...>, <...>, <...> /л.д. 19/.
В судебном заседании помощник прокурора Севского района Брянской области Ипатенкова Е.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления ветеринарии Брянской области представил в суд письменный отзыв от ДАТА /л.д. 41-43/, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав, что в случае отсутствия собственника земельного участка не возражает против удовлетворения исковых требований Брянского природоохранного прокурора.
Представители третьих лиц, будучи извещенными надлежащим образом, в суд не явились, просили о рассмотрении дела без их участия, не возражали против удовлетворения заявленных истцом требований /л.д.44, 46, 49/.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции РФ и ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право граждан па благоприятную окружающую среду (среду обитания), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно части 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
Как следует из п. 92 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 21.12.2021г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, предназначенное для осуществления органами публичной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно Указа Губернатора Брянской области от ДАТА № «Об утверждении Положения об управлении ветеринарии Брянской области» Управление ветеринарии Брянской области (далее - управление) является органом исполнительной власти Брянской области, уполномоченным в области ветеринарии и осуществляющим в пределах своей компетенции функции и полномочия по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, осуществлению государственного управления и оказанию государственных услуг в области ветеринарии, а также координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Брянской области в пределах компетенции управления.
Постановлением Правительства Брянской области от ДАТА № утвержден порядок ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области (далее - Порядок).
Согласно п. 1.3. Порядка, под неиспользуемым (бесхозяйным) скотомогильником понимается участок земли, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на который собственник отказался, а также имеющий одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет не менее 2 лет.
Пунктом 2.2 Порядка установлено, что мероприятия по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников включают в себя следующие этапы:
1-й этап - ветеринарно-санитарное освидетельствование неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников (эпизоотологическое и лабораторно-бактериологическое обследование);
2-й этап - формирование сводного перечня неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации (далее - перечень), расположенных на территории Брянской области;
3-й этап - ликвидация неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка, неиспользуемые (бесхозяйные) скотомогильники подлежат ветеринарно-санитарному освидетельствованию посредством эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования в целях определения их ветеринарно-санитарной безопасности (опасности). Эпизоотологическое обследование неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников проводится комиссией, образованной приказом управления ветеринарии Брянской области.
По итогам эпизоотологического обследования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников составляется акт по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п. 3.4 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка, на основании результатов ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников управление ветеринарии Брянской области утверждает перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации.
Как следует из материалов дела, согласно сообщению Управления ветеринарии Брянской области на территории Брянской области в Севском районе числится 6 бесхозяйных скотомогильников: в <адрес>, <адрес> (кадастровый №), <адрес> (кадастровый №), <адрес> (кадастровый №), <адрес> (кадастровый №), <адрес> (кадастровый №) /л.д. 5-7/.
Решением Севского районного суда Брянской области от ДАТА признано право муниципальной собственности за МО <...> на бесхозяйный объект недвижимости: сооружение «Скотомогильник», нежилого назначения, кадастровый (или условный) №, расположенный в <адрес> площадью застройки <...> кв.м /л.д. 24/.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке № на территории СПК <адрес> в <адрес> находится скотомогильник (биотермическая яма) площадью <...> кв.м, первое захоронение биологических отходов было в 1953 году, последнее захоронение биологических отходов в 2000 году /л.д. 35-38/.
Актом обследования на предмет дальнейшего использования и соответствия скотомогильника (биотермической ямы) требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от ДАТА подтверждается, что данный скотомогильник (биотермическая яма) инвентарный №, географические координаты: <адрес>, не эксплуатируется, площадь объекта указана <...> кв.м., последнее захоронение биологических отходов 2000 год /л.д.39-40/.
В соответствии с выписками ЕГРН от ДАТА №, от ДАТА № скотомогильник площадью <...> кв.м, кадастровый №, инвентарный №, снят с кадастрового учета ДАТА, правообладатель <...> /л.д. 8, 9/.
СПК «<...>», расположенный в <адрес>, прекратил свою деятельность ДАТА, в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда /л.д. 51-58/.
В соответствии с приказом Управления ветеринарии Брянской области от ДАТА № утвержден перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории Брянской области.
Вместе с тем, в указанном перечне сведений о скотомогильнике, расположенном на территории <...> Севского района Брянской области по адресу: <адрес>, не содержится /л.д. 59-84/.
По информации администрации Севского муниципального района Брянской области от ДАТА № /л.д. 49-50/ и сообщению <...> Севского района Брянской области от ДАТА № /л.д. 45/, данных о земельном участке, на котором расположен указанный в иске скотомогильник, не имеется, сведения о собственнике отсутствуют.
Таким образом, существование на территории сельского поселения скотомогильника в условиях отсутствия контроля за его использованием, не обеспечивает необходимый уровень биологической безопасности, что создает угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде.
Поскольку вышеуказанный скотомогильник является недействующим, по данным ЕГРН снят с кадастрового учета ДАТА, данных о нахождении его в чьей-либо собственности не имеется, суд, на основании ст. 225 ГК РФ, приходит к выводу о том, что имеются все основания для признания его неиспользуемым (бесхозяйным), с возложением на ответчика обязанности провести ветеринарно-санитарное освидетельствование указанного объекта посредством эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования, с включением его в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории Брянской области.
Учитывая вышеизложенное, суд находит требования Брянского природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагая при этом возможным установить ответчику, в соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ, шестимесячный срок исполнения судебного решения, с момента его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Брянского природоохранного прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать скотомогильник, расположенный в <адрес>, неиспользуемым (бесхозяйным).
Обязать Управление ветеринарии Брянской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ветеринарно-санитарное освидетельствование неиспользуемого бесхозяйного скотомогильника, расположенного в <адрес>, посредством эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования и включить указанный скотомогильник в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории Брянской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДАТА.
Председательствующий О.В. Сафронова