Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1428/2023 ~ М-1354/2023 от 23.10.2023

УИД № 14RS0016-01-2023-001689-57

Дело № 2-1428/2023

Строка 2.211

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 ноября 2023 года                                      г. Мирный РС (Я)

    Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при помощнике судьи Якимовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Анабарского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ Республики Саха (Якутия) «Анабарская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) о понуждении совершить определенные действия,

    у с т а н о в и л :

И.о. прокурора Абанарского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, которым просит возложить обязанность на ГБУ Республики Саха (Якутия) «Анабарская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулатории <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда.

     В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении. Медицинская деятельность ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ» осуществляется в соответствии с лицензией от 24.12.2018, предоставленной Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) бессрочно. Также ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ» Министерством здравоохранения РС(Я) выдана лицензия от 07.06.2012 на осуществление фармацевтической деятельности, в частности, на розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения. Установлено, что на территории <адрес> РС(Я) отсутствуют аптечные организации. При наличии соответствующих лицензий на осуществление фармацевтической деятельности в амбулатории ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ», расположенной по адресу: РС(Я), <адрес>, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с требованиями Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 547, п. 37 Правил, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, пп. «и» п.7, пп. «б» п.8 Правил, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, не осуществляется. В этой связи 03.08.2023 прокуратурой района в адрес главного врача ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ» внесено представление, однако нарушения не устранены. Из информации ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ» от <дата> следует, что розничная продажа населению лекарственных препаратов в амбулатории <адрес> осуществлялось до августа 2022 года, в настоящее время не осуществляется. Указанные нарушения недопустимы, влекут за собой возникновение угрозы жизни и здоровью как жителей <адрес>, так и неопределенного круга лиц, нуждающихся в незамедлительном приобретении жизненно необходимых важнейших препаратов с доступностью в пределах сельского поселения, однако вынужденных добираться до частной аптечной организации, расположенной в <адрес> РС(Я) и неся соответствующие временные и материальные затраты, риски для жизни.

На судебное заседание представитель истца - прокуратуры Анабарского района РС(Я) не явился (явился в Мирнинский районный суд РС(Я) постоянное судебное присутствие в с. Саскылах Анабарского района РС(Я)), в связи с занятостью залов судебных заседаний, оборудованных системой ВКС, ходатайством просил рассмотреть дело в его отсутствие, удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ» Мартазанова М.К. на судебное заседание не явилась, ходатайством от 20.11.2023 просила провести судебное заседание в отсутствие представителя ответчика, по доводам, изложенным в письменном возражении на исковое заявление, в удовлетворении требования отказать.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РС(Я) в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку участники процесса извещены о времени и месте судебного заседания, не просили рассмотреть дело без их участия и не сообщили суду об уважительных причинах неявки; неявка последних, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не сообщивших об уважительных причинах неявки, не является препятствием к разбирательству дела.

Кроме того, информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) (www.mirny.jak.sudrf.ru, раздел «Судебное делопроизводство»).

    Исследовав и проанализировав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

    На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

    В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

    Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно статьям 4 и 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ), основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 69 Федерального закона № 323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Из статьи 79 Федерального закона № 323-ФЗ следует, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность – деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В силу статьи 52 Федерального закона 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 55 Федерального закона 61-ФЗ).

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, которое устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1 - 27 к Положению.

      В соответствии с пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 547, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, в том числе о наличии производственного объекта или объектов (помещений, зданий, сооружений) и оборудования по месту осуществления фармацевтической деятельности, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования, либо принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании иному лицензиату, имеющему лицензию на осуществление фармацевтической деятельности по осуществлению работ, оказываемых услуг, составляющих деятельность по оптовой торговле лекарственными средствами для медицинского применения и договор (от 12 месяцев) о передаче работ (услуг) на аутсорсинг (в части хранения лекарственных средств для медицинского применения), соответствующих требованиям ст. 54 и 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», правилам надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза, правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).

    Разделом IV Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, определены требования к помещениям и оборудованию для хранения лекарственных препаратов.

    Так, в соответствии с п. 37 указанных Правил, к оборудованию, используемому в процессе хранения и (или) перевозки лекарственных препаратов, относятся: а) системы кондиционирования; б) холодильные камеры и (или) холодильники; в) охранная и пожарная сигнализация; г) системы контроля доступа; д) вентиляционная система: е) термогигрометры (психрометры) или иное оборудование, используемое для регистрации температуры и влажности.

    В соответствии с пп. «и» п. 7 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н (Правила), руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает, в том числе наличие информационных систем, позволяющих осуществлять операции, связанные с товародвижением и выявлением фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарственных препаратов.

    Согласно пп. «б» п. 8 Правил, руководитель субъекта розничной торговли в целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента организует, в том числе оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учет, реализацию и отпуск.

    Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении (решение о проведении проверки (л.д. 10)), которой установлено, что на территории <адрес> РС(Я) отсутствуют аптечные организации, при наличии соответствующих лицензий на осуществление фармацевтической деятельности в амбулатории ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ», расположенной по адресу: РС(Я), <адрес>, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с требованиями Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 547, п. 37 Правил, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, пп. «и» п.7, пп. «б» п.8 Правил, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, не осуществляется. По итогам проверки составлен Акт проверки от 29.09.2023 (л.д. 11-12).

    03.08.2023 прокуратурой района в адрес главного врача ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ» внесено представление о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих (л.д. 13-14).

    Информационным письмом от 01.09.2023 ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ» сообщает, что розничная продажа населению лекарственных препаратов в амбулатории <адрес> осуществлялась до августа 2022 года, поставка лекарственных препаратов осуществлялась АО «Сахафармация». С августа 2022 года розничная торговля населению лекарственных препаратов прекращена в связи с увольнением фельдшера <адрес> врачебной амбулатории К АО «Сахафармация» временно отказалась поставлять лекарственные препараты на розничную торговлю лекарственными препаратами из-за наличия долга по продаже лекарств в <адрес> у фельдшера К На данное время в <адрес> осуществляется бесплатный льготный отпуск лекарств. Большинство населения <адрес> являются представителями малочисленных народов Севера, и обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно (л.д. 15).

    Согласно сообщению МО «Юрюнг-Хаинский национальный (долганский) наслег» Анабарского национального (долгано-эвенкийского улуса (района) от 30.09.2023, на территории <адрес> Анабарского улуса отсутствуют аптечные организации. При этом имеется <адрес> врачебная амбулатория ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ». Вместе с тем, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения не осуществляется, что для местного населения является очень большой проблемой, т.к. оно не обеспечивается качественными лекарственными препаратами (л.д. 16).

    Медицинская деятельность ГБУ РС(Я) «Анабарская центральная районная больница» осуществляется в соответствии с лицензией № ЛО41-01179-14/00552168 от 24.12.2018, предоставленной Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) бессрочно (л.д. 19-23).

    Также ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ» Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) выдана лицензия № ЛО42-01179-14/00391854 от 07.06.2012 на осуществление фармацевтической деятельности, в частности, на розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (л.д. 17-18).

    Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.11.2021 № 455 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия).

    Согласно указанному Положению, Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), участвующим в проведении государственной политики и осуществляющим управление в области охраны здоровья населения (п. 1.1). Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно или через учреждения, организации и предприятия, находящиеся в непосредственном подчинении Министерству (п. 1.3).

    Нормами указанного Положения определено, что основными задачами Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) являются, в том числе: обеспечение создания условий для эффективного развития здравоохранения, лекарственного обеспечения (пп. 2 п. 2.1); осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (абз. «и» пп. 33, п. 3.1); Министерство осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных организаций посредством: проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; проведения проверок соблюдения медицинскими организациями требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению); проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (абз. «т» пп. 33, п. 3.1); разрабатывает, представляет на утверждение и обеспечивает реализацию программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения (абз. 4 пп. 3.1. п. 3); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утвержденный действующим законодательством Российской Федерации (пп. 14 пп. 3.1 п. 3); осуществляет полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья, переданные для осуществления органам государственной власти республики: а) лицензирование (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных Министерством лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Министерства с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) следующих видов деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти) (п. 34); осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (пп. 40 п. 3.1).

    В соответствии с Уставом ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ», утвержденным приказом Министерства здравоохранения РС(Я) от 03.05.2023, учредителем учреждения является Республика Саха (Якутия) (п. 1.2); функции и полномочия учредителя в части координации и регулирования деятельности учреждения от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (п. 1.3); отраслевое министерство РС(Я) осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а также иные функции и полномочия учредителя, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) (п.п. 4.1.3, 4.1.24) (л.д. 24-33).

    Согласно п. 2.1 Устава, целями создания Учреждения являются: обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере охраны здоровья граждан.

    Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности (в том числе): а) доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой медицинской помощи, деятельность, связанную с оборотом наркотических лекарственных средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ, фармацевтическая деятельность при наличии лицензий на избранный вид деятельности (п. 2.2).

    Учреждение может осуществлять следующую приносящую доход деятельность, отвечающую целям создания Учреждения, в виде платных услуг юридическим и физическим лицам, в соответствии с действующей лицензией, в том числе:) розничную торговлю медикаментами, изделиями медицинского назначения, товарами для здоровья, продуктами лечебного питания, в том числе детского (п. 2.3).

    Разрешая спор, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку неосуществление в амбулатории вышеуказанного сельского населенного пункта розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, препятствует реализации принципов охраны здоровья и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов, указанное приводит к нарушению прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2022 № 88-19238/2022, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2021 № 88-1128/2021).

    В силу вышеизложенного суд находит обоснованными и состоятельными доводы стороны истца о том, что указанные нарушения недопустимы, влекут за собой возникновение угрозы жизни и здоровью как жителей <адрес>, так и неопределенного круга лиц, нуждающихся в незамедлительном приобретении жизненно важных и необходимых препаратов с доступностью в пределах сельского поселения, в том числе в экстренных случаях, которые будут вынуждены добираться до частной аптечной организации, расположенной в <адрес> РС(Я), неся при этом соответствующие временные и материальные затраты, а также риски для жизни.

Соответственно судом не могут быть приняты, а потому подлежат отклонению доводы, изложенные представителем ответчика ГБУ РС(Я) «Анабарская ЦРБ» в письменном возражении на исковое заявление, в том числе о том, что «у Учреждения отсутствует реальная возможность для реализации права на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерских пунктах и врачебных лабораториях, в связи с увольнением фельдшера, отказом АО «Сахафармация» поставлять лекарственные препараты в связи с нерентабельностью, невысокой плотностью населения в удаленных населенных пунктах, сложностью доставки лекарственных препаратов, низкими показателями оборачиваемости фармацевтических товаров, невысокими показателями платежеспособности населения, наличием долгов населения»; учитывая, что в населенном пункте, где находится врачебная амбулатория, нет аптечных организаций, не осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей и гостей, проживающих и пребывающих в указанном населенном пункте, в том числе несовершеннолетних, нуждающихся в незамедлительном приобретении, в том числе в экстренных случаях, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с доступностью в пределах населенного пункта, вынужденных добираться до ближайших частных аптечных организаций в <адрес> РС(Я), расположенном в 149 км. от <адрес> РС(Я), неся соответствующие временные затраты и риски для жизни.

Из содержания вышеуказанных норм закона следует, что наличие лицензии само по себе не означает осуществление медицинской организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения. Получение лицензии является необходимым этапом организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, условием начала данной деятельности.

В соответствии с пунктом 8 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 547, при намерении осуществлять фармацевтическую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии лицензиат указывает этот адрес, а также представляет необходимые документы.

Таким образом, учитывая, что получение лицензии это один из этапов организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, который, как следует из перечисленного выше законодательства, не ставится в зависимость от обязанности организовать эту торговлю, по данному делу юридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, соответствуют ли требованиям закона действия ответчика в части не организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.

Судом также принято во внимание то существенное обстоятельство, что розничная торговля населению лекарственных препаратов в амбулатории <адрес> ранее (до августа 2022 года) фактически осуществлялась, при этом доказательств о признании розничной торговли лекарственных препаратов в амбулатории указанного населенного пункта не соответствующей требованиям действующего законодательства не представлено, судом не установлено.

Довод стороны ответчика о том, что не осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения связано с необходимостью обучения медицинских работников указанной деятельностью, приобретением необходимого оборудования, заключением договоров на поставку лекарственных препаратов, отсутствием медицинских работников также подлежат отклонению, т.к. допустимых и относимых законодательством доказательств о том, что ответчиком предпринимались все возможные меры для достижения той цели деятельности учреждения, для которой оно создано, в части реализации прав и гарантий граждан в надлежащем обеспечении лекарственными препаратами, не представлено, вопросы же связанные с организацией и финансированием данной деятельности не могут освобождать ответчика от исполнения основных задач деятельности врачебной амбулатории, входящих в его структуру.

Вопреки доводам указанной стороны об отсутствии в законодательстве прямого возложения обязанности по организации розничной торговли лекарственными препаратами, указанная обязанность медицинской организации следует из вышеуказанных нормативных актов, обратное противоречило бы установленному Конституцией РФ праву каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, основным принципам охраны здоровья в Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, а также свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8). Свобода предпринимательской деятельности, не являясь абсолютной, может быть ограничена федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Предусмотренная законом обязанность медицинской организации обеспечить розничную торговлю лекарственными препаратами фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, не свидетельствует о нарушении свободы экономической деятельности.

При изложенных и установленных обстоятельствах, проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

        Исковые требования исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить обязанность на ГБУ Республики Саха (Якутия) «Анабарская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулатории <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

    Председательствующий                                Иванова С.Ж.

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>

2-1428/2023 ~ М-1354/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Анабарского района
Ответчики
ГБУ РС(Я) "Анабарская центральная районная больница"
Министерство здравоохранения РС(Я)
Суд
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Иванова Саяна Жоржиевна
Дело на странице суда
mirny--jak.sudrf.ru
23.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2023Передача материалов судье
24.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2023Подготовка дела (собеседование)
31.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2024Дело оформлено
17.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее