Судья: Шешин В.С. Дело № 7 /21-365
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кострома «11» мая 2022 г.
Судья Костромского областного суда Шинкарь И.А., рассмотрев в порядке подготовки материалы административного дела по жалобе защитника по доверенности М. в интересах А. на определение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 13.04.2022 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Костроме от 02.04.2022 г. А. привлечена к административной ответственности по ч.3 ст. 12.14 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 13.04.2022 г., жалоба защитника по доверенности М. в интересах А. оставлена без рассмотрения в виду подачи ее ненадлежащим лицом.
Защитник по доверенности М. в интересах А. обратился с жалобой на определение судьи, выражая несогласие с ним.
Рассмотрев указанную жалобу и прилагаемые к ней документы, прихожу к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение (определение) суда по жалобе на такое постановление может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ, в вышестоящий суд.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 КоАП РФ следует, что в целях реализации гарантий права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Соответствующие разъяснения содержит п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно положений ч.5 ст. 25.5 КоАП РФ защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Тем не менее, в соответствии с правовой позицией, содержащейся в абзаце четвертом пункта 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, право на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.
Данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Такого вывода придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 января 2016 г. N 91-О.
Из материалов административного дела следует, что выданная нотариусом доверенность № № от 06.04.2022 г., со сроком действия три года без права передоверия М. не содержит специально оговоренное право на подачу и подписание им жалобы на решение (определение) судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в интересах А.
Указание в доверенности на полномочия на представление интересов в судебных органах лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на подачу жалобы, апелляционной жалобы, кассационной жалобы, жалобы в порядке надзора, заявлений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, заявление отводов и ходатайств, получение исполнительного документа, получение и истребование необходимых документов в административных и иных органах, не подразумевает и не предусматривает права на подписание и подачу жалобы на решение (определение) судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Иные указанные в доверенности полномочия защитника относятся непосредственно к гражданскому, арбитражному, исполнительному производству, регулируемые соответствующими нормами.
При указанных обстоятельствах жалоба защитника М. не может быть принята к рассмотрению по существу судьёй областного суда как поданная неполномочным лицом и подлежит оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Жалобу защитника по доверенности М. в интересах А. на определение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 13.04.2022 г. оставить без рассмотрения, материалы дела возвратить в Ленинский районный суд г. Костромы.
Судья Шинкарь И.А.