Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-162/2022 от 08.02.2022

Судья Акладская Е.В.

Дело № 7-359/2022 / 12-162/2022

УИД 59RS0043-01-2021-000739-28

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 3 марта 2022 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» в лице законного представителя - игумена Гавриловича Юрия Степановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»,

у с т а н о в и л а:

Постановлением судьи Чердынского районного суда Пермского края от 28.12.2021 религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.14.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель просит прекратить производство по делу, полагая о малозначительности правонарушения, освобождении религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» от административной ответственности с объявлением устного замечания, а также об объединении дел в отношении указанной организации в одно производство.

В рассмотрении жалобы в краевом суде законный представитель «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)», защитник Б., извещенные надлежащим образом, участие не принимали.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно ст. 3 которого к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Пунктом 1 ч. 3 ст. 52 названного Федерального закона установлено, что объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте.

Согласно ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

В силу п.2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст.30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст.45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Объект культурного наследия «Церковь Иоанна Богослова», расположенный по адресу: ****, поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия под регистрационным номером **. Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 28.07.2014 № СЭД-27-01-09-254, является памятником федерального значения, установлены границы территории объекта культурного наследия «Церковь Иоанна Богослова», а также утвержден режим использования его территории, приказом Министерства культуры Пермского края от 12.09.2016 №СЭД-27-01-10-510 приказ от 28.07.2014 № СЭД-27-01-09-254 дополнен приложением «Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения – памятник «Церковь Иоанна Богослова», в соответствии с которым предметом охраны является, в том числе металлическая ограда на кирпичном цоколе с металлической обделкой и кирпичными столбиками (п. 2.8), что также указано в паспорте объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 № 1906, в разделе 8 – Описание предмета охраны объекта культурного наследия – Церковь Иоанна Богослова, 1718 г., указано о составе объекта (1.3) – церковь, кирпичная ограда с воротами.

Согласно приказу государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 04.09.2017 № СЭД-55-01-05-212 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.

10.11.2010 по договору № ** о передаче недвижимого государственного имущества в безвозмездное пользование церковь Иоанна-Богослова (кадастровый номер **) и земельный участок (кадастровый номер **) переданы в безвозмездное пользование религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)».

Начальником отдела государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в ходе выездного обследования 30.08.2021, произведенным на основании задания от 27.08.2021 № 29-Ф-2021 установлено, что вокруг здания церкви по границам территории объекта культурного наследия и земельного участка располагается металлическая фигурная ограда на кирпичном цоколе с кирпичными столбиками, являющаяся составной частью и предметом охраны памятника, цоколь и столбики оштукатурены, окрашены, крыты черным железом, окрашенным в зеленый цвет. Часть ограды со стороны ул. **** от угла до ворот с калитками демонтирована, то есть снесена. На ее месте зафиксировано производство работ по строительству новой ограды (устроен фундамент, выложены цоколь и четыре столбика из кирпича красного и желтого цвета). Подлинный кирпич и фигурные решетки отсутствуют, детали демонтированного железного покрытия и строительные материалы (песок и кирпич) складированы на земле. Указанное зафиксировано актом выездного обследования объектов культурного наследия федерального значения, территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия от 30.08.2021 № 194.

Прилагаемыми к акту осмотра фотоматериалами подтверждается, что работы на объекте ведутся, устроен новый фундамент, выложены цоколь и четыре столбика из кирпича, наличие строительных материалов.

При этом исходный внешний вид и состояние ограды подтверждается аннотированной фотофиксацией к акту осмотра состояния объекта археологического наследия «Чердынь, поселение (посад)» от 16.06.2021 № 101 (л.д. 28, 29).

То есть, в период с 16.06.2021 по 30.08.2021 религиозная организация «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)», являясь пользователем объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Иоанна Богослова» по адресу: ****, допустила силами неустановленных лиц демонтаж, то есть снос части металлической фигурной ограды на кирпичном цоколе с кирпичными столбиками, являющейся составной частью объекта культурного наследия, а также производство работ по строительству новой ограды из современных материалов, не соответствующих историческому облику и предмету охраны объекта культурного наследия.

Указанным в совокупности подтверждается, что действия религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» в нарушение требований п. 3 ст. 44 Конституции РФ, п.13 ст.18, п. 1 ст. 33, пп. 2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ причинили вред объекту культурного наследия федерального значения «Церковь Иоанна Богослова», привели к уничтожению его составной части и повреждению объекта культурного наследия в целом.

Указанное послужило основанием для составления в отношении религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)», являющегося пользователем объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Иоанна Богослова», протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.7.14.1 КоАП РФ, и привлечения ее к административной ответственности по данной норме.

Признавая «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении указанным лицом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 7.14.1 КоАП РФ.

Оценка судьей районного суда имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки установленных судьей районного суда обстоятельств судья краевого суда не усматривает.

В жалобе законный представитель религиозной организации Гаврилович Ю.С. не оспаривал факт демонтажа части ограды, являющейся составной частью и предметом охраны памятника.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» возможности выполнить требования Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ в материалы дела не представлено.

Таким образом, обоснованность привлечения религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» к административной ответственности сомнений не вызывает.

Относительно доводов жалобы о том, что в данном случае подлежали применению положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, является несостоятельным.

Согласно указанной норме при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Вмененные учреждению нарушения допущены в результате разных действий, то есть совершено несколько самостоятельных правонарушений, в связи с чем оно подлежит административной ответственности за каждое из них.

Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.

Доводы жалобы не влекут отмену вынесенного судьей районного суда постановления, так как не опровергают правильные выводы судьи о наличии в действиях религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» состава вмененного административного правонарушения, направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, переоценку установленных по делу доказательств.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности соответствует положениям ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, вынесено в пределах установленного ст.4.5 названного Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание назначено юридическому лицу в размере менее минимального, предусмотренном ч.1 ст.7.14.1 КоАП РФ.

Исключительные обстоятельства, которые бы позволили признать совершенное правонарушение малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ и освобождения организации от административной ответственности не установлены, поскольку объектом правонарушения в данном случае является объект культурного наследия, представляющий уникальную ценность, что обусловливает существенную значимость общественных отношений по его охране и не предполагает возможность признать правонарушение малозначительным.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения либо отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 28.12.2021 оставить без изменения, жалобу религиозной организации «ЧЕРДЫНСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись

12-162/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
религиозная организация "Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Соликамской Епархии Русской Православной Церкви (Московской Патриорхат)"
Другие
Гаврилович Юрий Степанович
Бушуев Александр Сергеевич
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Филатова Екатерина Сергеевна
Статьи

ст.7.14.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
08.02.2022Материалы переданы в производство судье
03.03.2022Судебное заседание
03.03.2022Вступило в законную силу
03.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее