№ 2-1468\2022
26RS0035-01-2022-001812-14
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 июня 2022 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Миронюк В.В.,
при секретаре Шапагатян А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда гражданское дело по иску администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края к Шпаковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
УСТАНОВИЛ:
представитель администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края обратился в суд с иском к Шпаковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, в котором просил освободить истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от 11.04.2022г. о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей на основании исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ №
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав - исполнитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Шпаковского районного отдела судебных приставов А.Г. Габрелян вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей на основании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №, возбужденного на основании исполнительного документа: Исполнительный лист ДД.ММ.ГГГГ №, выданного органом: Шпаковский районный суд по делу №, предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, в течении месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, приняв меры по обустройству автомобильной дороги по <адрес>, согласно требованиям ГОСТ Р. Срок для исполнения требований постановления установлен до ДД.ММ.ГГГГ. На основании закона Ставропольского края от 31.01.2020 № 16-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Шпаковского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Шпаковского района Ставропольского края» администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края ликвидирована путем преобразования. Согласно решению Думы Шпаковского муниципального округа Ставропольского края первого созыва от 01.10.2020 № 20 «О вопросах правопреемства» администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края является правопреемником по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам, находящимся в стадии исполнения. Исполнение решения Шпаковского районного суда Ставропольского края по делу № не представлялось возможным в виду отсутствия достаточного объема финансовых средств на проведение работ. Администрацией Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в 2021 году проведены мероприятия по доведению лимитов бюджетных средств на выполнение работы по обустройству автомобильной дороги по <адрес>. В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ подпункта 4 п. 9 Классификации работ, утвержденных Приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края проведена паспортизация пер. Ямский. На проезжей части пер. Ямский проведены работы по устранению повреждений автомобильной дороги в виде выбоин, обустройству тротуаров, нанесения горизонтальной дорожной разметки, установке стационарного электрического освещения.
Просит суд освободить истца от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей.
Представитель истца администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края по доверенности Юркова Ю.Ю., извещенная надлежащим образом о дне и времени судебного заседания не явилась.
Представитель УФССП по СК Шпаковского районного отдела судебных приставов извещенный надлежащим образом о дне и времени судебного заседания не явился.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, исследовав материалы дела пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Шпаковского районного отдела судебных приставов А.Г. Габреляном возбуждено исполнительное производство №, на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Шпаковским районным судом по делу №.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом- исполнителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Шпаковского районного отдела судебных приставов А.Г. Габреляном вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей в отношении должника- Администрации МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.
На основании закона Ставропольского края от 31.01.2020 № 16-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Шпаковского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Шпаковского района Ставропольского края» администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края ликвидирована путем преобразования.
Согласно решению Думы Шпаковского муниципального округа Ставропольского края первого созыва от 01.10.2020 № 20 «О вопросах правопреемства» администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края является правопреемником по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам, находящимся в стадии исполнения.
Как указывает истец исполнение решения Шпаковского районного суда Ставропольского края по делу № не представлялось возможным в виду отсутствия достаточного объема финансовых средств на проведение работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 2 ст. 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что на момент вступления в законную силу решения Шпаковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № были приняты меры по его исполнению.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края не уклонялась от исполнения решения суда, принимала меры по надлежащему исполнению решения суда, но в связи с особенность бюджетного планирования, финансирования муниципальных бюджетных учреждений, характер возложенных обязанностей, исполнение которого требует большого временного интервала в силу необходимости соблюдения установленных законодательством процедур, исполнение решения вследствие объективных причин не представлялось возможным.
В связи с чем, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края.
При таких обстоятельствах, суд находит требования администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края к Шпаковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░.