Дело № 2-34/2013
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Андреаполь 11 марта 2013 года
Андреапольский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Алексеева С. А.,
с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А. Н.,
представителя ответчика – главы администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> Павленко В. А.,
при секретаре Синевой Е. В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, третье лицо - Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, третье лицо - Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.
РЎРІРѕРё требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведеВРЅР° проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> полномочий РЅРѕ организации СЃР±РѕСЂР° Рё вывоза Р±С‹Втовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР°. Р’ С…РѕРґРµ проверки прокуратурой установлено, что РЅР° территории РњРћ «Андреапольское сельское поселение» <адрес> РІ 50 Рј. северо-западнее <адрес> РЅР° землях фонда переВраспределения, РЅР° территории кадастрового квартала в„– РѕСЂВганизована несанкционированная свалка бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР° размераВРјРё 100 РЅР° 100 метров (1 РіР°).
Р’ силу СЃС‚. 80 Земельного кодекса Р Р¤ земли перераспределения отнесеВРЅС‹ Рє землям сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок, на котором размещены бытовые отходы и мусор, не поставлен на кадастровый учет, государственная собственность на него не разграничена.
Несанкционированное размещение бытовых отходов, РјСѓСЃРѕСЂР° Рё отходов деревообработки РЅР° землях перераспределения (категория - земли сельскохоВзяйственного назначения), расположенных РЅР° территории РњРћ «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, недопустимо РІРІРёРґСѓ следующего.
Р’ СЃС‚. 1 Земельного кодекса Р Р¤ определены принципы земельного закоВнодательства, важнейшими среди которых являются: учет значения земли как РѕСЃРЅРѕРІС‹ Р¶РёР·РЅРё Рё деятельности человека, согласно которому регулирование отношений РїРѕ использованию Рё охране земли осуществляется РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· представлений Рѕ земле как Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРј объекте, охраняемом РІ качестве важнейшей составной части РїСЂРёСЂРѕРґС‹; приоритет охраны земли как важнейВшего компонента окружающей среды Рё средства производства РІ сельском С…РѕВзяйстве перед использованием земли РІ качестве недвижимого имущества; приоритет охраны Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ человека, согласно которому РїСЂРё осущеВствлении деятельности РїРѕ использованию Рё охране земель должны быть РїСЂРёВняты такие решения Рё осуществлены такие РІРёРґС‹ деятельности, которые РїРѕВзволили Р±С‹ обеспечить сохранение Р¶РёР·РЅРё человека или предотвратить негаВтивное (вредное) воздействие РЅР° Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ человека, даже если это потребует больших затрат.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 80 Земельного кодекса Р Р¤ земли перераспредеВления (фонд земель перераспределения) создаются РёР· земель сельскохозяйстВвенного назначения РІ целях перераспределения земель для сельскохозяйстВвенного производства, создания Рё расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводстВРІР°, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
Рспользование земель фонда перераспределения осуществляется РІ СЃРѕВответствии СЃРѕ статьей 78 Земельного кодекса Р Р¤ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном законами Рё иными нормативными правовыми актами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно СЃС‚. 4 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Рє объектам охраны окружающей среды РѕС‚ загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения Рё РёРЅРѕРіРѕ негативного воздейстВРІРёСЏ хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности относятся земли, недра Рё почвы.
Р’ реализацию указанной правовой РЅРѕСЂРјС‹ РІ Рї.Рї. 1, 2 СЃС‚. 51 ФедеральноВРіРѕ закона РѕС‚ 10.01.2002 в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регламенВтировано, что отходы производства Рё потребления, подлежат СЃР±РѕСЂСѓ, испольВзованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению Рё захоронению, СѓСЃВловия Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ которых должны быть безопасными для окружающей среды Рё регулироваться законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ частности запрещается СЃР±СЂРѕСЃ отходов производства Рё потребления, РІ том числе радиоактивных отходов, РІ поверхностные Рё подземные водные объекты, РЅР° водосборные площади, РІ недра Рё РЅР° почву.
Действующее законодательство РѕР± отходах производства Рё потреблеВРЅРёСЏ (СЃС‚. 1 Федерального закона РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отходах РїСЂРѕРёР·Вводства Рё потребления») устанавливает, что отходы производства Рё потребВления должны размещаться исключительно РЅР° объектах размещения отходов, то есть РЅР° специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных РїРѕСЂРѕРґ Рё РґСЂСѓРіРѕРµ).
Статьей 12 Федерального закона РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отходах производства Рё потребления» установлено, что создание объектов размещеВРЅРёСЏ отходов осуществляется РЅР° основании разрешений, выданных федеральВными органами исполнительной власти РІ области обращения СЃ отходами РІ соответствии СЃРѕ своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся РІ государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается разВмещение отходов РЅР° объектах, РЅРµ внесенных РІ государственный реестр РѕР±СЉВектов размещения отходов.
Р’ силу СЃС‚. 13 Федерального Закона РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отхоВдах производства Рё потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке РѕС‚ отходов РІ соответствии СЃ экологическими, санитарными Рё иными требованиями.
Вместе СЃ тем, согласно Рї. 1.2 Рнструкции РїРѕ проектированию, эксплуаВтации Рё рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденВРЅРѕР№ Минстроем Р Р¤ 02.11.1996, полигоны размещаются Р·Р° пределами РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё РґСЂСѓРіРёС… населенных пунктов. Размер санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ РѕС‚ жилой застройки РґРѕ границ полигона - 500 Рј. (РЎРџРёРџ 2.07.01-89, табл. 12). РљСЂРѕРјРµ тоВРіРѕ, размер санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ уточняется РїСЂРё расчете газообразных выбросов. Размер Р·РѕРЅС‹ менее 500 Рј. РЅРµ допускается.
Прокуратурой установлено, что вышеуказанная несанкционированная свалка расположена РІ непосредственной близости (50 Рј.) РѕС‚ <адрес> сельского поселения <адрес> Рё РЅРµ являетВСЃСЏ объектом размещения отходов, РЅРµ внесена РІ государственный реестр РѕР±СЉВектов размещения отходов.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 4.1 Федерального закона РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отходах производства Рё потребления» отходы РІ зависимости РѕС‚ степени негативного воздействия РЅР° окружающую среду подразделяются РІ соответстВРІРёРё СЃ критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование РІ области охраны окружающей среды, РЅР° пять классов опасности: 1 класс - чрезвычайно опасВные отходы; II класс - высокоопасные отходы; 111 класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Отходы РёР· жилищ несортированные, исключая крупногабаритные (91100100 01 00 4), РјСѓСЃРѕСЂ РѕС‚ бытовых помещений организаций несортироВванный, исключая крупногабаритный (91200400 01 00 4), отходы РёР· жилищ крупногабаритные (91 100200 01 00 5), РјСѓСЃРѕСЂ РѕС‚ бытовых помещений органиВзаций крупногабаритный (91200500 01 00 5) РІ силу Приказа МинистерстВРІР° природных ресурсов Р Р¤ РѕС‚ 02.12.2002 в„– 786 (ред. РѕС‚ 30.07.2003) «Об СѓС‚Вверждении федерального классификационного каталога отходов» являются отходами IV Рё V класса опасности.
Согласно Рї.Рї. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка РЅР°Вселенных мест, отходы производства Рё потребления, санитарная охрана РїРѕС‡ВРІС‹. Гигиенические требования Рє размещению Рё обезвреживанию отходов производства Рё потребления. Санитарно-эпидемиологические правила Рё РЅРѕСЂВмативы», утвержденных Постановлением Главного государственного саниВтарного врача Р Р¤ РѕС‚ 30.04.2003 в„– 80, хранение отходов IV класса разрешаВется навалом, насыпью, РІ РІРёРґРµ РіСЂСЏРґ.
РџСЂРё временном хранении отходов РІ нестационарных складах, РЅР° РѕС‚Вкрытых площадках без тары (навалом, насыпью) или РІ негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) временные склады Рё открытые площадки должны располагаться СЃ подветренной стороны РїРѕ отношению Рє жилой застройке; 2) поверхность хранящихся насыпью отходов или открыВтых приемников-накопителей должна быть защищена oС‚ воздействия атмоВсферных осадков Рё ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом Рё С‚.Рґ.); 3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое Рё химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, кераВмическая плитка Рё РґСЂ.); 4) РїРѕ периметру площадки должна быть предусмотВрена обваловка Рё обособленная сеть ливнестоков СЃ автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение Рє локальным очистным СЃРѕВоружениям РІ соответствии СЃ техническими условиями; 5) поступление Р·Р°Вгрязненного ливнестока СЃ этой площадки РІ общегородскую систему РґРѕР¶РґРµВРІРѕР№ канализации или СЃР±СЂРѕСЃ РІ ближайшие водоемы без очистки РЅРµ допускаетВСЃСЏ.
Аналогичные требования Рє размещению отходов регламентированы РІ Рї. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования Рє размещению Рё обезвреживанию отходов производства Рё потребления», утвержденных ГлавВным государственным санитарным врачом Р Р¤ 30.04.2003 Рі.
Как показала проверка, территория несанкционированной свалки, разВмещенной РІ 50 Рј. северо-западнее <адрес> сельВСЃРєРѕРіРѕ поселения <адрес>, вышеуказанным требованиям РЅРµ отвечает.
Согласно СЃС‚. 3 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная Рё иная деятельность органов государстВвенной власти Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов государственной власти СЃСѓР±СЉВектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов местного самоуправления, юридичеВСЃРєРёС… Рё физических лип, оказывающая воздействие РїР° окружающую среду, должна осуществляться РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ принципов, РІ частности: ответственность органов государственной власти Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов государстВвенной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов местного самоВуправления Р·Р° обеспечение благоприятной окружающей среды Рё экологичеВСЃРєРѕР№ безопасности РЅР° соответствующих территориях; обязательность участия РІ деятельности РїРѕ охране окружающей среды органов государственной влаВсти Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов государственной власти субъектов Р РѕСЃВСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов местного самоуправления, общественных Рё иных некоммерческих объединений, юридических Рё физических лиц.
РџСЂРё этом РІ указанной выше статье регламентировано, что если С…РѕР·СЏР№Вственная или иная деятельность, последствия воздействия которой непредВсказуемы для окружающей среды, Р° также реализации проектов, которые РјРѕВРіСѓС‚ привести Рє деградации естественных экологических систем, изменению Рё (или) уничтожению генетического фонда растений, животных Рё РґСЂСѓРіРёС… РѕСЂРіР°ВРЅРёР·РјРѕРІ, истощению природных ресурсов Рё иным негативным изменениям окружающей среды должна быть запрещена.
Аналогичные требования содержатся РІ СЃС‚. 24 Федерального закона РѕС‚ 30.03.1999 в„– 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насеВления».
Однако до настоящего времени вышеуказанная несанкционированная свалка не ликвидирована.
Р’ силу Рї. 18 С‡. 1 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 06.10.2003 в„– 131-ФЗ (ред. РѕС‚ 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправВления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», СЃС‚. 8 Федерального закона РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отходах производства Рё потребления» Рє вопросам местного Р·РЅР°Вчения поселений отнесена организация СЃР±РѕСЂР° Рё вывоза бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР°.
Р’ соответствии СЃ РїРѕРґРї. 21 Рї. 2 СЃС‚. 33 Устава муниципального образоваВРЅРёСЏ «Андреапольское сельское поселение» <адрес> Рє РїРѕР»Вномочиям администрации поселения отнесена организация СЃР±РѕСЂР° Рё вывоза бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР°.
Р’ силу С‡. 1, Рї. 12 С‡. 2 СЃС‚. 50 Федерального закона РѕС‚ 06.10.2003 в„– 131-ФЗ (ред. РѕС‚ 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоВуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РІ собственности поселений может РЅР°Входиться имущество, предназначенное для решения установленных настояВщим Федеральным законом РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ местного значения, РІ том числе для СЃР±РѕСЂР° Рё вывоза бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР°.
Согласно приложению № 1 к Закону Тверской области от 28.02.2005 № 17-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования <адрес> «<адрес>», и наделении их статусом городского, сельского поселения», п. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> входит в границы <адрес>.
Несанкционированная свалка создает угрозу повреждения плодородного слоя почвы на площади 1 га. и дальнейшее нахождение бытовых отходов, мусора, отходов деревообработки создает реальную угрозу деградации земель поселения.
Деградацией земель признается наиболее тяжелый РІРёРґ последствий вредного воздействия РЅР° землю. Крайней степенью деградации земель считаВется потеря почвенного РїРѕРєСЂРѕРІР°.
РџРѕРјРёРјРѕ СѓРіСЂРѕР·С‹ причинения вреда (ущерба) окружающей среде РѕС‚ РЅРµВсанкционированно размещенных бытовых отходов, РјСѓСЃРѕСЂР°, отходов деревоВобработки, способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстаВРЅРѕРІРєРё, создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ причинения вреда Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан РЅР° охрану Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё РЅР° благоприятную окружающую среду (СЃС‚.СЃС‚. 41, 42 Конституции Р Р¤).
Бездействие администрации РњРћ «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, выраженное РІ непринятии мер РїРѕ организации вывоза бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР° СЃ территоВСЂРёРё несанкционированной свалки, расположенной РІ 50 Рј. северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ причинения вреда (ущерба) земле (почве), как компоненту РѕРєВружающей среды, Р° также создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ причинения вреда РґСЂСѓРіРёРј РєРѕРјРїРѕВнентам окружающей среды Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ человека.
Кроме того, вышеуказанное бездействие администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> нарушает и права граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия от несанкционированного нахождения бытовых отходов, мусора и отходов деревообработки.
Управление Федеральной службы РїРѕ ветеринарному Рё фитосанитарному надзору РїРѕ Тверской Рё РџСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ областям привлечено РІ качестве третьего лица РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что согласно подпункту «а» Рї. 5 Постановления ПравиВтельства Р Р¤ РѕС‚ 15.11.2006 в„– 689 «О государственном земельном контроле» Федеральная служба РїРѕ ветеринарному Рё фитосанитарному надзору Рё ее терВриториальные органы осуществляют РЅР° землях сельскохозяйственного РЅР°Взначения Рё земельных участках сельскохозяйственного использования РІ СЃРѕВставе земель поселений контроль Р·Р° выполнением РІ соответствии СЃ ФедеВральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодороВРґРёСЏ земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий РїРѕ сохранению Рё воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли. РџСЂРѕСЃРёС‚:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> по непринятию мер по организации вывоза бытовых отходов и мусора (не санкционированной свалки), размещенных в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>.
В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку площадью 1 га, расположенную в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, путем вывоза бытовых отходов и мусора на объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.
В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного прокурора Рыбников А. Н. исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика – глава администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> Павленко В. А. исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что земельный участок, на котором находится свалка, не является муниципальной собственностью Андреапольского сельского поселения, территория муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» охватывает только территорию населенных пунктов, а вне населенных пунктов организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не входит в компетенцию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>.
Представитель Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, одновременно просил исключить Управление из числа третьих лиц, в связи с тем, что земельные участки, расположенные в <адрес> относятся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования «для внутрихозяйственного строительства», а контроль и надзор над данной категорией земель не входит в компетенцию Управления, в связи с чем, суд находит данные доводы обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования, суд находит иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления.», ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
Как следует из требований ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской. Федерации.
Как установлено в судебном заседании, обязанность по организации регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями на территории МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> в 50 м. северо-западнее <адрес> на землях фонда перераспределения возлагается на администрацию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичное требование закреплено в ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Таким образом, анализ вышеприведенных нор свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как установлено в судебном заседании, Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> нарушаются требования природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: вопреки требованиям закона, МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> должных мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не принято.
Так, согласно акта проверки соблюдения федерального законодательства (л.д. 28-30) выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора в районе <адрес> и земельного участка с кадастровым №
Таким образом, указанное несанкционированное место складирования бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР° свидетельствует Рѕ нарушении Рї.Рї. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка РЅР°Вселенных мест, отходы производства Рё потребления, санитарная охрана РїРѕС‡ВРІС‹. Гигиенические требования Рє размещению Рё обезвреживанию отходов производства Рё потребления. Санитарно-эпидемиологические правила Рё РЅРѕСЂВмативы», утвержденных Постановлением Главного государственного саниВтарного врача Р Р¤ РѕС‚ 30.04.2003 в„– 80, РіРґРµ хранение отходов IV класса разрешаВется навалом, насыпью, РІ РІРёРґРµ РіСЂСЏРґ.
РџСЂРё временном хранении отходов РІ нестационарных складах, РЅР° РѕС‚Вкрытых площадках без тары (навалом, насыпью) или РІ негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) временные склады Рё открытые площадки должны располагаться СЃ подветренной стороны РїРѕ отношению Рє жилой застройке; 2) поверхность хранящихся насыпью отходов или открыВтых приемников-накопителей должна быть защищена oС‚ воздействия атмоВсферных осадков Рё ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом Рё С‚.Рґ.); 3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое Рё химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, кераВмическая плитка Рё РґСЂ.); 4) РїРѕ периметру площадки должна быть предусмотВрена обваловка Рё обособленная сеть ливнестоков СЃ автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение Рє локальным очистным СЃРѕВоружениям РІ соответствии СЃ техническими условиями; 5) поступление Р·Р°Вгрязненного ливнестока СЃ этой площадки РІ общегородскую систему РґРѕР¶РґРµВРІРѕР№ канализации или СЃР±СЂРѕСЃ РІ ближайшие водоемы без очистки РЅРµ допускаетВСЃСЏ.
Аналогичные требования Рє размещению отходов регламентированы РІ Рї. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования Рє размещению Рё обезвреживанию отходов производства Рё потребления», утвержденных ГлавВным государственным санитарным врачом Р Р¤ 30.04.2003.
Бездействие администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе природного и техногенного характера в границах поселения.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, администрацией МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> договор на вывоз бытовых отходов и мусора, расположенных в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес> не заключен.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с их финансовыми возможностями, отсутствие в бюджете Мо «Андреапольское сельское поселение» <адрес> денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не освобождает органы местного самоуправления поселения от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного обязание администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с бытовыми отходами и мусором (несанкционированной свалки) может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
С доводами представителя администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> о том, что территория муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» охватывает только территорию населенных пунктов, а вне населенных пунктов организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не входит в компетенцию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> суд согласиться не может по вышеприведенным основаниям, а также исходя из Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение», в котором определена компетенция администрации. Доводы представителя ответчика о том, что земельный участок, на котором находится свалка, не является муниципальной собственностью Андреапольского сельского поселения, суд также считает несостоятельными, поскольку данная позиция опровергается информацией начальника Андреапольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.18). Согласно данной информации следует, что несанкционированная свалка расположена на территории муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> у <адрес>, на землях фонда перераспределения администрации <адрес>, кадастровый квартал №, размером <данные изъяты> метров.
В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ земли перераспределения отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.
Согласно приложению № 1 к Закону Тверской области от 28.02.2005 № 17-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования <адрес> «<адрес>», и наделении их статусом городского, сельского поселения», п. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> входит в границы Андреапольского сельского поселения <адрес>.
Таким образом, суд считает, что исковое заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора предъявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Осташковского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, РѕР± обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР° удовлетворить, исключив Управление федеральной службы РїРѕ ветеринарному Рё фитосанитарному надзору РїРѕ Тверской Рё РџСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ областям РёР· числа третьих лиц.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> по непринятию мер по организации вывоза бытовых отходов и мусора (несанкционированной свалки), размещенных в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес>.
В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку площадью 1 га, расположенную в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, путем вывоза бытовых отходов и мусора на объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья С. А. Алексеев
Дело № 2-34/2013
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Андреаполь 11 марта 2013 года
Андреапольский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Алексеева С. А.,
с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А. Н.,
представителя ответчика – главы администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> Павленко В. А.,
при секретаре Синевой Е. В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, третье лицо - Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, третье лицо - Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.
РЎРІРѕРё требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведеВРЅР° проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> полномочий РЅРѕ организации СЃР±РѕСЂР° Рё вывоза Р±С‹Втовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР°. Р’ С…РѕРґРµ проверки прокуратурой установлено, что РЅР° территории РњРћ «Андреапольское сельское поселение» <адрес> РІ 50 Рј. северо-западнее <адрес> РЅР° землях фонда переВраспределения, РЅР° территории кадастрового квартала в„– РѕСЂВганизована несанкционированная свалка бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР° размераВРјРё 100 РЅР° 100 метров (1 РіР°).
Р’ силу СЃС‚. 80 Земельного кодекса Р Р¤ земли перераспределения отнесеВРЅС‹ Рє землям сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок, на котором размещены бытовые отходы и мусор, не поставлен на кадастровый учет, государственная собственность на него не разграничена.
Несанкционированное размещение бытовых отходов, РјСѓСЃРѕСЂР° Рё отходов деревообработки РЅР° землях перераспределения (категория - земли сельскохоВзяйственного назначения), расположенных РЅР° территории РњРћ «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, недопустимо РІРІРёРґСѓ следующего.
Р’ СЃС‚. 1 Земельного кодекса Р Р¤ определены принципы земельного закоВнодательства, важнейшими среди которых являются: учет значения земли как РѕСЃРЅРѕРІС‹ Р¶РёР·РЅРё Рё деятельности человека, согласно которому регулирование отношений РїРѕ использованию Рё охране земли осуществляется РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· представлений Рѕ земле как Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРј объекте, охраняемом РІ качестве важнейшей составной части РїСЂРёСЂРѕРґС‹; приоритет охраны земли как важнейВшего компонента окружающей среды Рё средства производства РІ сельском С…РѕВзяйстве перед использованием земли РІ качестве недвижимого имущества; приоритет охраны Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ человека, согласно которому РїСЂРё осущеВствлении деятельности РїРѕ использованию Рё охране земель должны быть РїСЂРёВняты такие решения Рё осуществлены такие РІРёРґС‹ деятельности, которые РїРѕВзволили Р±С‹ обеспечить сохранение Р¶РёР·РЅРё человека или предотвратить негаВтивное (вредное) воздействие РЅР° Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ человека, даже если это потребует больших затрат.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 80 Земельного кодекса Р Р¤ земли перераспредеВления (фонд земель перераспределения) создаются РёР· земель сельскохозяйстВвенного назначения РІ целях перераспределения земель для сельскохозяйстВвенного производства, создания Рё расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводстВРІР°, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
Рспользование земель фонда перераспределения осуществляется РІ СЃРѕВответствии СЃРѕ статьей 78 Земельного кодекса Р Р¤ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном законами Рё иными нормативными правовыми актами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно СЃС‚. 4 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Рє объектам охраны окружающей среды РѕС‚ загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения Рё РёРЅРѕРіРѕ негативного воздейстВРІРёСЏ хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности относятся земли, недра Рё почвы.
Р’ реализацию указанной правовой РЅРѕСЂРјС‹ РІ Рї.Рї. 1, 2 СЃС‚. 51 ФедеральноВРіРѕ закона РѕС‚ 10.01.2002 в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регламенВтировано, что отходы производства Рё потребления, подлежат СЃР±РѕСЂСѓ, испольВзованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению Рё захоронению, СѓСЃВловия Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ которых должны быть безопасными для окружающей среды Рё регулироваться законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ частности запрещается СЃР±СЂРѕСЃ отходов производства Рё потребления, РІ том числе радиоактивных отходов, РІ поверхностные Рё подземные водные объекты, РЅР° водосборные площади, РІ недра Рё РЅР° почву.
Действующее законодательство РѕР± отходах производства Рё потреблеВРЅРёСЏ (СЃС‚. 1 Федерального закона РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отходах РїСЂРѕРёР·Вводства Рё потребления») устанавливает, что отходы производства Рё потребВления должны размещаться исключительно РЅР° объектах размещения отходов, то есть РЅР° специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных РїРѕСЂРѕРґ Рё РґСЂСѓРіРѕРµ).
Статьей 12 Федерального закона РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отходах производства Рё потребления» установлено, что создание объектов размещеВРЅРёСЏ отходов осуществляется РЅР° основании разрешений, выданных федеральВными органами исполнительной власти РІ области обращения СЃ отходами РІ соответствии СЃРѕ своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся РІ государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается разВмещение отходов РЅР° объектах, РЅРµ внесенных РІ государственный реестр РѕР±СЉВектов размещения отходов.
Р’ силу СЃС‚. 13 Федерального Закона РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отхоВдах производства Рё потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке РѕС‚ отходов РІ соответствии СЃ экологическими, санитарными Рё иными требованиями.
Вместе СЃ тем, согласно Рї. 1.2 Рнструкции РїРѕ проектированию, эксплуаВтации Рё рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденВРЅРѕР№ Минстроем Р Р¤ 02.11.1996, полигоны размещаются Р·Р° пределами РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё РґСЂСѓРіРёС… населенных пунктов. Размер санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ РѕС‚ жилой застройки РґРѕ границ полигона - 500 Рј. (РЎРџРёРџ 2.07.01-89, табл. 12). РљСЂРѕРјРµ тоВРіРѕ, размер санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ уточняется РїСЂРё расчете газообразных выбросов. Размер Р·РѕРЅС‹ менее 500 Рј. РЅРµ допускается.
Прокуратурой установлено, что вышеуказанная несанкционированная свалка расположена РІ непосредственной близости (50 Рј.) РѕС‚ <адрес> сельского поселения <адрес> Рё РЅРµ являетВСЃСЏ объектом размещения отходов, РЅРµ внесена РІ государственный реестр РѕР±СЉВектов размещения отходов.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 4.1 Федерального закона РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отходах производства Рё потребления» отходы РІ зависимости РѕС‚ степени негативного воздействия РЅР° окружающую среду подразделяются РІ соответстВРІРёРё СЃ критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование РІ области охраны окружающей среды, РЅР° пять классов опасности: 1 класс - чрезвычайно опасВные отходы; II класс - высокоопасные отходы; 111 класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Отходы РёР· жилищ несортированные, исключая крупногабаритные (91100100 01 00 4), РјСѓСЃРѕСЂ РѕС‚ бытовых помещений организаций несортироВванный, исключая крупногабаритный (91200400 01 00 4), отходы РёР· жилищ крупногабаритные (91 100200 01 00 5), РјСѓСЃРѕСЂ РѕС‚ бытовых помещений органиВзаций крупногабаритный (91200500 01 00 5) РІ силу Приказа МинистерстВРІР° природных ресурсов Р Р¤ РѕС‚ 02.12.2002 в„– 786 (ред. РѕС‚ 30.07.2003) «Об СѓС‚Вверждении федерального классификационного каталога отходов» являются отходами IV Рё V класса опасности.
Согласно Рї.Рї. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка РЅР°Вселенных мест, отходы производства Рё потребления, санитарная охрана РїРѕС‡ВРІС‹. Гигиенические требования Рє размещению Рё обезвреживанию отходов производства Рё потребления. Санитарно-эпидемиологические правила Рё РЅРѕСЂВмативы», утвержденных Постановлением Главного государственного саниВтарного врача Р Р¤ РѕС‚ 30.04.2003 в„– 80, хранение отходов IV класса разрешаВется навалом, насыпью, РІ РІРёРґРµ РіСЂСЏРґ.
РџСЂРё временном хранении отходов РІ нестационарных складах, РЅР° РѕС‚Вкрытых площадках без тары (навалом, насыпью) или РІ негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) временные склады Рё открытые площадки должны располагаться СЃ подветренной стороны РїРѕ отношению Рє жилой застройке; 2) поверхность хранящихся насыпью отходов или открыВтых приемников-накопителей должна быть защищена oС‚ воздействия атмоВсферных осадков Рё ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом Рё С‚.Рґ.); 3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое Рё химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, кераВмическая плитка Рё РґСЂ.); 4) РїРѕ периметру площадки должна быть предусмотВрена обваловка Рё обособленная сеть ливнестоков СЃ автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение Рє локальным очистным СЃРѕВоружениям РІ соответствии СЃ техническими условиями; 5) поступление Р·Р°Вгрязненного ливнестока СЃ этой площадки РІ общегородскую систему РґРѕР¶РґРµВРІРѕР№ канализации или СЃР±СЂРѕСЃ РІ ближайшие водоемы без очистки РЅРµ допускаетВСЃСЏ.
Аналогичные требования Рє размещению отходов регламентированы РІ Рї. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования Рє размещению Рё обезвреживанию отходов производства Рё потребления», утвержденных ГлавВным государственным санитарным врачом Р Р¤ 30.04.2003 Рі.
Как показала проверка, территория несанкционированной свалки, разВмещенной РІ 50 Рј. северо-западнее <адрес> сельВСЃРєРѕРіРѕ поселения <адрес>, вышеуказанным требованиям РЅРµ отвечает.
Согласно СЃС‚. 3 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная Рё иная деятельность органов государстВвенной власти Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов государственной власти СЃСѓР±СЉВектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов местного самоуправления, юридичеВСЃРєРёС… Рё физических лип, оказывающая воздействие РїР° окружающую среду, должна осуществляться РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ принципов, РІ частности: ответственность органов государственной власти Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов государстВвенной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов местного самоВуправления Р·Р° обеспечение благоприятной окружающей среды Рё экологичеВСЃРєРѕР№ безопасности РЅР° соответствующих территориях; обязательность участия РІ деятельности РїРѕ охране окружающей среды органов государственной влаВсти Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов государственной власти субъектов Р РѕСЃВСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, органов местного самоуправления, общественных Рё иных некоммерческих объединений, юридических Рё физических лиц.
РџСЂРё этом РІ указанной выше статье регламентировано, что если С…РѕР·СЏР№Вственная или иная деятельность, последствия воздействия которой непредВсказуемы для окружающей среды, Р° также реализации проектов, которые РјРѕВРіСѓС‚ привести Рє деградации естественных экологических систем, изменению Рё (или) уничтожению генетического фонда растений, животных Рё РґСЂСѓРіРёС… РѕСЂРіР°ВРЅРёР·РјРѕРІ, истощению природных ресурсов Рё иным негативным изменениям окружающей среды должна быть запрещена.
Аналогичные требования содержатся РІ СЃС‚. 24 Федерального закона РѕС‚ 30.03.1999 в„– 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насеВления».
Однако до настоящего времени вышеуказанная несанкционированная свалка не ликвидирована.
Р’ силу Рї. 18 С‡. 1 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 06.10.2003 в„– 131-ФЗ (ред. РѕС‚ 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправВления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», СЃС‚. 8 Федерального закона РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отходах производства Рё потребления» Рє вопросам местного Р·РЅР°Вчения поселений отнесена организация СЃР±РѕСЂР° Рё вывоза бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР°.
Р’ соответствии СЃ РїРѕРґРї. 21 Рї. 2 СЃС‚. 33 Устава муниципального образоваВРЅРёСЏ «Андреапольское сельское поселение» <адрес> Рє РїРѕР»Вномочиям администрации поселения отнесена организация СЃР±РѕСЂР° Рё вывоза бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР°.
Р’ силу С‡. 1, Рї. 12 С‡. 2 СЃС‚. 50 Федерального закона РѕС‚ 06.10.2003 в„– 131-ФЗ (ред. РѕС‚ 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоВуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РІ собственности поселений может РЅР°Входиться имущество, предназначенное для решения установленных настояВщим Федеральным законом РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ местного значения, РІ том числе для СЃР±РѕСЂР° Рё вывоза бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР°.
Согласно приложению № 1 к Закону Тверской области от 28.02.2005 № 17-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования <адрес> «<адрес>», и наделении их статусом городского, сельского поселения», п. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> входит в границы <адрес>.
Несанкционированная свалка создает угрозу повреждения плодородного слоя почвы на площади 1 га. и дальнейшее нахождение бытовых отходов, мусора, отходов деревообработки создает реальную угрозу деградации земель поселения.
Деградацией земель признается наиболее тяжелый РІРёРґ последствий вредного воздействия РЅР° землю. Крайней степенью деградации земель считаВется потеря почвенного РїРѕРєСЂРѕРІР°.
РџРѕРјРёРјРѕ СѓРіСЂРѕР·С‹ причинения вреда (ущерба) окружающей среде РѕС‚ РЅРµВсанкционированно размещенных бытовых отходов, РјСѓСЃРѕСЂР°, отходов деревоВобработки, способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстаВРЅРѕРІРєРё, создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ причинения вреда Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан РЅР° охрану Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё РЅР° благоприятную окружающую среду (СЃС‚.СЃС‚. 41, 42 Конституции Р Р¤).
Бездействие администрации РњРћ «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, выраженное РІ непринятии мер РїРѕ организации вывоза бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР° СЃ территоВСЂРёРё несанкционированной свалки, расположенной РІ 50 Рј. северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ причинения вреда (ущерба) земле (почве), как компоненту РѕРєВружающей среды, Р° также создает СѓРіСЂРѕР·Сѓ причинения вреда РґСЂСѓРіРёРј РєРѕРјРїРѕВнентам окружающей среды Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ человека.
Кроме того, вышеуказанное бездействие администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> нарушает и права граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия от несанкционированного нахождения бытовых отходов, мусора и отходов деревообработки.
Управление Федеральной службы РїРѕ ветеринарному Рё фитосанитарному надзору РїРѕ Тверской Рё РџСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ областям привлечено РІ качестве третьего лица РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что согласно подпункту «а» Рї. 5 Постановления ПравиВтельства Р Р¤ РѕС‚ 15.11.2006 в„– 689 «О государственном земельном контроле» Федеральная служба РїРѕ ветеринарному Рё фитосанитарному надзору Рё ее терВриториальные органы осуществляют РЅР° землях сельскохозяйственного РЅР°Взначения Рё земельных участках сельскохозяйственного использования РІ СЃРѕВставе земель поселений контроль Р·Р° выполнением РІ соответствии СЃ ФедеВральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодороВРґРёСЏ земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий РїРѕ сохранению Рё воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли. РџСЂРѕСЃРёС‚:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> по непринятию мер по организации вывоза бытовых отходов и мусора (не санкционированной свалки), размещенных в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>.
В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку площадью 1 га, расположенную в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, путем вывоза бытовых отходов и мусора на объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.
В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного прокурора Рыбников А. Н. исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика – глава администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> Павленко В. А. исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что земельный участок, на котором находится свалка, не является муниципальной собственностью Андреапольского сельского поселения, территория муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» охватывает только территорию населенных пунктов, а вне населенных пунктов организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не входит в компетенцию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>.
Представитель Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, одновременно просил исключить Управление из числа третьих лиц, в связи с тем, что земельные участки, расположенные в <адрес> относятся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования «для внутрихозяйственного строительства», а контроль и надзор над данной категорией земель не входит в компетенцию Управления, в связи с чем, суд находит данные доводы обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования, суд находит иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления.», ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
Как следует из требований ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской. Федерации.
Как установлено в судебном заседании, обязанность по организации регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями на территории МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> в 50 м. северо-западнее <адрес> на землях фонда перераспределения возлагается на администрацию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичное требование закреплено в ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Таким образом, анализ вышеприведенных нор свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как установлено в судебном заседании, Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> нарушаются требования природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: вопреки требованиям закона, МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> должных мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не принято.
Так, согласно акта проверки соблюдения федерального законодательства (л.д. 28-30) выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора в районе <адрес> и земельного участка с кадастровым №
Таким образом, указанное несанкционированное место складирования бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР° свидетельствует Рѕ нарушении Рї.Рї. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка РЅР°Вселенных мест, отходы производства Рё потребления, санитарная охрана РїРѕС‡ВРІС‹. Гигиенические требования Рє размещению Рё обезвреживанию отходов производства Рё потребления. Санитарно-эпидемиологические правила Рё РЅРѕСЂВмативы», утвержденных Постановлением Главного государственного саниВтарного врача Р Р¤ РѕС‚ 30.04.2003 в„– 80, РіРґРµ хранение отходов IV класса разрешаВется навалом, насыпью, РІ РІРёРґРµ РіСЂСЏРґ.
РџСЂРё временном хранении отходов РІ нестационарных складах, РЅР° РѕС‚Вкрытых площадках без тары (навалом, насыпью) или РІ негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) временные склады Рё открытые площадки должны располагаться СЃ подветренной стороны РїРѕ отношению Рє жилой застройке; 2) поверхность хранящихся насыпью отходов или открыВтых приемников-накопителей должна быть защищена oС‚ воздействия атмоВсферных осадков Рё ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом Рё С‚.Рґ.); 3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое Рё химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, кераВмическая плитка Рё РґСЂ.); 4) РїРѕ периметру площадки должна быть предусмотВрена обваловка Рё обособленная сеть ливнестоков СЃ автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение Рє локальным очистным СЃРѕВоружениям РІ соответствии СЃ техническими условиями; 5) поступление Р·Р°Вгрязненного ливнестока СЃ этой площадки РІ общегородскую систему РґРѕР¶РґРµВРІРѕР№ канализации или СЃР±СЂРѕСЃ РІ ближайшие водоемы без очистки РЅРµ допускаетВСЃСЏ.
Аналогичные требования Рє размещению отходов регламентированы РІ Рї. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования Рє размещению Рё обезвреживанию отходов производства Рё потребления», утвержденных ГлавВным государственным санитарным врачом Р Р¤ 30.04.2003.
Бездействие администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе природного и техногенного характера в границах поселения.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, администрацией МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> договор на вывоз бытовых отходов и мусора, расположенных в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес> не заключен.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с их финансовыми возможностями, отсутствие в бюджете Мо «Андреапольское сельское поселение» <адрес> денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не освобождает органы местного самоуправления поселения от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного обязание администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с бытовыми отходами и мусором (несанкционированной свалки) может быть обеспечено судебным решением.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
С доводами представителя администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> о том, что территория муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» охватывает только территорию населенных пунктов, а вне населенных пунктов организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не входит в компетенцию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> суд согласиться не может по вышеприведенным основаниям, а также исходя из Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение», в котором определена компетенция администрации. Доводы представителя ответчика о том, что земельный участок, на котором находится свалка, не является муниципальной собственностью Андреапольского сельского поселения, суд также считает несостоятельными, поскольку данная позиция опровергается информацией начальника Андреапольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.18). Согласно данной информации следует, что несанкционированная свалка расположена на территории муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> у <адрес>, на землях фонда перераспределения администрации <адрес>, кадастровый квартал №, размером <данные изъяты> метров.
В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ земли перераспределения отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.
Согласно приложению № 1 к Закону Тверской области от 28.02.2005 № 17-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования <адрес> «<адрес>», и наделении их статусом городского, сельского поселения», п. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> входит в границы Андреапольского сельского поселения <адрес>.
Таким образом, суд считает, что исковое заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора предъявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Осташковского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, РѕР± обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов Рё РјСѓСЃРѕСЂР° удовлетворить, исключив Управление федеральной службы РїРѕ ветеринарному Рё фитосанитарному надзору РїРѕ Тверской Рё РџСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ областям РёР· числа третьих лиц.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> по непринятию мер по организации вывоза бытовых отходов и мусора (несанкционированной свалки), размещенных в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес>.
В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку площадью 1 га, расположенную в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, путем вывоза бытовых отходов и мусора на объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья С. А. Алексеев