Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-34/2013 ~ М-41/2013 от 07.02.2013

Дело № 2-34/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Андреаполь 11 марта 2013 года

Андреапольский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Алексеева С. А.,

с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А. Н.,

представителя ответчика – главы администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> Павленко В. А.,

при секретаре Синевой Е. В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, третье лицо - Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, третье лицо - Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.

Свои требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведе­на проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> полномочий но организации сбора и вывоза бы­товых отходов и мусора. В ходе проверки прокуратурой установлено, что на территории МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> в 50 м. северо-западнее <адрес> на землях фонда пере­распределения, на территории кадастрового квартала № ор­ганизована несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора размера­ми 100 на 100 метров (1 га).

В силу ст. 80 Земельного кодекса РФ земли перераспределения отнесе­ны к землям сельскохозяйственного назначения.

Земельный участок, на котором размещены бытовые отходы и мусор, не поставлен на кадастровый учет, государственная собственность на него не разграничена.

Несанкционированное размещение бытовых отходов, мусора и отходов деревообработки на землях перераспределения (категория - земли сельскохо­зяйственного назначения), расположенных на территории МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, недопустимо ввиду следующего.

В ст. 1 Земельного кодекса РФ определены принципы земельного зако­нодательства, важнейшими среди которых являются: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; приоритет охраны земли как важней­шего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хо­зяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуще­ствлении деятельности по использованию и охране земель должны быть при­няты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые по­зволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить нега­тивное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ земли перераспреде­ления (фонд земель перераспределения) создаются из земель сельскохозяйст­венного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйст­венного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводст­ва, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Использование земель фонда перераспределения осуществляется в со­ответствии со статьей 78 Земельного кодекса РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздейст­вия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.

В реализацию указанной правовой нормы в п.п. 1, 2 ст. 51 Федерально­го закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регламен­тировано, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, исполь­зованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, ус­ловия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Действующее законодательство об отходах производства и потребле­ния (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах произ­водства и потребления») устанавливает, что отходы производства и потреб­ления должны размещаться исключительно на объектах размещения отходов, то есть на специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что создание объектов размеще­ния отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федераль­ными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается раз­мещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объ­ектов размещения отходов.

В силу ст. 13 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отхо­дах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Вместе с тем, согласно п. 1.2 Инструкции по проектированию, эксплуа­тации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержден­ной Минстроем РФ 02.11.1996, полигоны размещаются за пределами городов и других населенных пунктов. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона - 500 м. (СПиП 2.07.01-89, табл. 12). Кроме то­го, размер санитарно-защитной зоны уточняется при расчете газообразных выбросов. Размер зоны менее 500 м. не допускается.

Прокуратурой установлено, что вышеуказанная несанкционированная свалка расположена в непосредственной близости (50 м.) от <адрес> сельского поселения <адрес> и не являет­ся объектом размещения отходов, не внесена в государственный реестр объ­ектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответст­вии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: 1 класс - чрезвычайно опас­ные отходы; II класс - высокоопасные отходы; 111 класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные (91100100 01 00 4), мусор от бытовых помещений организаций несортиро­ванный, исключая крупногабаритный (91200400 01 00 4), отходы из жилищ крупногабаритные (91 100200 01 00 5), мусор от бытовых помещений органи­заций крупногабаритный (91200500 01 00 5) в силу Приказа Министерст­ва природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786 (ред. от 30.07.2003) «Об ут­верждении федерального классификационного каталога отходов» являются отходами IV и V класса опасности.

Согласно п.п. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка на­селенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана поч­вы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нор­мативы», утвержденных Постановлением Главного государственного сани­тарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, хранение отходов IV класса разреша­ется навалом, насыпью, в виде гряд.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на от­крытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; 2) поверхность хранящихся насыпью отходов или откры­тых приемников-накопителей должна быть защищена oт воздействия атмо­сферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); 3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, кера­мическая плитка и др.); 4) по периметру площадки должна быть предусмот­рена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным со­оружениям в соответствии с техническими условиями; 5) поступление за­грязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дожде­вой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускает­ся.

Аналогичные требования к размещению отходов регламентированы в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Глав­ным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г.

Как показала проверка, территория несанкционированной свалки, раз­мещенной в 50 м. северо-западнее <адрес> сель­ского поселения <адрес>, вышеуказанным требованиям не отвечает.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государст­венной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридиче­ских и физических лип, оказывающая воздействие па окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в частности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологиче­ской безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной вла­сти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

При этом в указанной выше статье регламентировано, что если хозяй­ственная или иная деятельность, последствия воздействия которой непред­сказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые мо­гут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других орга­низмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды должна быть запрещена.

Аналогичные требования содержатся в ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления».

Однако до настоящего времени вышеуказанная несанкционированная свалка не ликвидирована.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного зна­чения поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с подп. 21 п. 2 ст. 33 Устава муниципального образова­ния «Андреапольское сельское поселение» <адрес> к пол­номочиям администрации поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ч. 1, п. 12 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» в собственности поселений может на­ходиться имущество, предназначенное для решения установленных настоя­щим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно приложению № 1 к Закону Тверской области от 28.02.2005 № 17-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования <адрес> «<адрес>», и наделении их статусом городского, сельского поселения», п. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> входит в границы <адрес>.

Несанкционированная свалка создает угрозу повреждения плодородного слоя почвы на площади 1 га. и дальнейшее нахождение бытовых отходов, мусора, отходов деревообработки создает реальную угрозу деградации земель поселения.

Деградацией земель признается наиболее тяжелый вид последствий вредного воздействия на землю. Крайней степенью деградации земель счита­ется потеря почвенного покрова.

Помимо угрозы причинения вреда (ущерба) окружающей среде от не­санкционированно размещенных бытовых отходов, мусора, отходов дерево­обработки, способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обста­новки, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (ст.ст. 41, 42 Конституции РФ).

Бездействие администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, выраженное в непринятии мер по организации вывоза бытовых отходов и мусора с террито­рии несанкционированной свалки, расположенной в 50 м. северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, создает угрозу причинения вреда (ущерба) земле (почве), как компоненту ок­ружающей среды, а также создает угрозу причинения вреда другим компо­нентам окружающей среды и здоровью человека.

Кроме того, вышеуказанное бездействие администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> нарушает и права граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия от несанкционированного нахождения бытовых отходов, мусора и отходов деревообработки.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям привлечено в качестве третьего лица в связи с тем, что согласно подпункту «а» п. 5 Постановления Прави­тельства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее тер­риториальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного на­значения и земельных участках сельскохозяйственного использования в со­ставе земель поселений контроль за выполнением в соответствии с Феде­ральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодоро­дия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли. Просит:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> по непринятию мер по организации вывоза бытовых отходов и мусора (не санкционированной свалки), размещенных в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку площадью 1 га, расположенную в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, путем вывоза бытовых отходов и мусора на объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного прокурора Рыбников А. Н. исковые требования поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика – глава администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> Павленко В. А. исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что земельный участок, на котором находится свалка, не является муниципальной собственностью Андреапольского сельского поселения, территория муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» охватывает только территорию населенных пунктов, а вне населенных пунктов организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не входит в компетенцию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>.

Представитель Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, одновременно просил исключить Управление из числа третьих лиц, в связи с тем, что земельные участки, расположенные в <адрес> относятся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования «для внутрихозяйственного строительства», а контроль и надзор над данной категорией земель не входит в компетенцию Управления, в связи с чем, суд находит данные доводы обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования, суд находит иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления.», ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

Как следует из требований ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской. Федерации.

Как установлено в судебном заседании, обязанность по организации регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями на территории МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> в 50 м. северо-западнее <адрес> на землях фонда перераспределения возлагается на администрацию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичное требование закреплено в ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Таким образом, анализ вышеприведенных нор свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Как установлено в судебном заседании, Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> нарушаются требования природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: вопреки требованиям закона, МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> должных мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не принято.

Так, согласно акта проверки соблюдения федерального законодательства (л.д. 28-30) выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора в районе <адрес> и земельного участка с кадастровым №

Таким образом, указанное несанкционированное место складирования бытовых отходов и мусора свидетельствует о нарушении п.п. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка на­селенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана поч­вы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нор­мативы», утвержденных Постановлением Главного государственного сани­тарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, где хранение отходов IV класса разреша­ется навалом, насыпью, в виде гряд.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на от­крытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; 2) поверхность хранящихся насыпью отходов или откры­тых приемников-накопителей должна быть защищена oт воздействия атмо­сферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); 3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, кера­мическая плитка и др.); 4) по периметру площадки должна быть предусмот­рена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным со­оружениям в соответствии с техническими условиями; 5) поступление за­грязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дожде­вой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускает­ся.

Аналогичные требования к размещению отходов регламентированы в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Глав­ным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003.

Бездействие администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе природного и техногенного характера в границах поселения.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, администрацией МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> договор на вывоз бытовых отходов и мусора, расположенных в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес> не заключен.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с их финансовыми возможностями, отсутствие в бюджете Мо «Андреапольское сельское поселение» <адрес> денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не освобождает органы местного самоуправления поселения от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного обязание администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с бытовыми отходами и мусором (несанкционированной свалки) может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

С доводами представителя администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> о том, что территория муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» охватывает только территорию населенных пунктов, а вне населенных пунктов организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не входит в компетенцию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> суд согласиться не может по вышеприведенным основаниям, а также исходя из Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение», в котором определена компетенция администрации. Доводы представителя ответчика о том, что земельный участок, на котором находится свалка, не является муниципальной собственностью Андреапольского сельского поселения, суд также считает несостоятельными, поскольку данная позиция опровергается информацией начальника Андреапольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.18). Согласно данной информации следует, что несанкционированная свалка расположена на территории муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> у <адрес>, на землях фонда перераспределения администрации <адрес>, кадастровый квартал №, размером <данные изъяты> метров.

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ земли перераспределения отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.

Согласно приложению № 1 к Закону Тверской области от 28.02.2005 № 17-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования <адрес> «<адрес>», и наделении их статусом городского, сельского поселения», п. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> входит в границы Андреапольского сельского поселения <адрес>.

Таким образом, суд считает, что исковое заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора предъявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора удовлетворить, исключив Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям из числа третьих лиц.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> по непринятию мер по организации вывоза бытовых отходов и мусора (несанкционированной свалки), размещенных в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес>.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку площадью 1 га, расположенную в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, путем вывоза бытовых отходов и мусора на объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья С. А. Алексеев

Дело № 2-34/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Андреаполь 11 марта 2013 года

Андреапольский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Алексеева С. А.,

с участием заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рыбникова А. Н.,

представителя ответчика – главы администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> Павленко В. А.,

при секретаре Синевой Е. В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, третье лицо - Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, третье лицо - Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.

Свои требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведе­на проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> полномочий но организации сбора и вывоза бы­товых отходов и мусора. В ходе проверки прокуратурой установлено, что на территории МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> в 50 м. северо-западнее <адрес> на землях фонда пере­распределения, на территории кадастрового квартала № ор­ганизована несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора размера­ми 100 на 100 метров (1 га).

В силу ст. 80 Земельного кодекса РФ земли перераспределения отнесе­ны к землям сельскохозяйственного назначения.

Земельный участок, на котором размещены бытовые отходы и мусор, не поставлен на кадастровый учет, государственная собственность на него не разграничена.

Несанкционированное размещение бытовых отходов, мусора и отходов деревообработки на землях перераспределения (категория - земли сельскохо­зяйственного назначения), расположенных на территории МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, недопустимо ввиду следующего.

В ст. 1 Земельного кодекса РФ определены принципы земельного зако­нодательства, важнейшими среди которых являются: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; приоритет охраны земли как важней­шего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хо­зяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуще­ствлении деятельности по использованию и охране земель должны быть при­няты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые по­зволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить нега­тивное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ земли перераспреде­ления (фонд земель перераспределения) создаются из земель сельскохозяйст­венного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйст­венного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводст­ва, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Использование земель фонда перераспределения осуществляется в со­ответствии со статьей 78 Земельного кодекса РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздейст­вия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.

В реализацию указанной правовой нормы в п.п. 1, 2 ст. 51 Федерально­го закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регламен­тировано, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, исполь­зованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, ус­ловия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Действующее законодательство об отходах производства и потребле­ния (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах произ­водства и потребления») устанавливает, что отходы производства и потреб­ления должны размещаться исключительно на объектах размещения отходов, то есть на специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что создание объектов размеще­ния отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федераль­ными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается раз­мещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объ­ектов размещения отходов.

В силу ст. 13 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отхо­дах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Вместе с тем, согласно п. 1.2 Инструкции по проектированию, эксплуа­тации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержден­ной Минстроем РФ 02.11.1996, полигоны размещаются за пределами городов и других населенных пунктов. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона - 500 м. (СПиП 2.07.01-89, табл. 12). Кроме то­го, размер санитарно-защитной зоны уточняется при расчете газообразных выбросов. Размер зоны менее 500 м. не допускается.

Прокуратурой установлено, что вышеуказанная несанкционированная свалка расположена в непосредственной близости (50 м.) от <адрес> сельского поселения <адрес> и не являет­ся объектом размещения отходов, не внесена в государственный реестр объ­ектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответст­вии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: 1 класс - чрезвычайно опас­ные отходы; II класс - высокоопасные отходы; 111 класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритные (91100100 01 00 4), мусор от бытовых помещений организаций несортиро­ванный, исключая крупногабаритный (91200400 01 00 4), отходы из жилищ крупногабаритные (91 100200 01 00 5), мусор от бытовых помещений органи­заций крупногабаритный (91200500 01 00 5) в силу Приказа Министерст­ва природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786 (ред. от 30.07.2003) «Об ут­верждении федерального классификационного каталога отходов» являются отходами IV и V класса опасности.

Согласно п.п. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка на­селенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана поч­вы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нор­мативы», утвержденных Постановлением Главного государственного сани­тарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, хранение отходов IV класса разреша­ется навалом, насыпью, в виде гряд.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на от­крытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; 2) поверхность хранящихся насыпью отходов или откры­тых приемников-накопителей должна быть защищена oт воздействия атмо­сферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); 3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, кера­мическая плитка и др.); 4) по периметру площадки должна быть предусмот­рена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным со­оружениям в соответствии с техническими условиями; 5) поступление за­грязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дожде­вой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускает­ся.

Аналогичные требования к размещению отходов регламентированы в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Глав­ным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г.

Как показала проверка, территория несанкционированной свалки, раз­мещенной в 50 м. северо-западнее <адрес> сель­ского поселения <адрес>, вышеуказанным требованиям не отвечает.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государст­венной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридиче­ских и физических лип, оказывающая воздействие па окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в частности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологиче­ской безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной вла­сти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

При этом в указанной выше статье регламентировано, что если хозяй­ственная или иная деятельность, последствия воздействия которой непред­сказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые мо­гут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других орга­низмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды должна быть запрещена.

Аналогичные требования содержатся в ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления».

Однако до настоящего времени вышеуказанная несанкционированная свалка не ликвидирована.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного зна­чения поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с подп. 21 п. 2 ст. 33 Устава муниципального образова­ния «Андреапольское сельское поселение» <адрес> к пол­номочиям администрации поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ч. 1, п. 12 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» в собственности поселений может на­ходиться имущество, предназначенное для решения установленных настоя­щим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно приложению № 1 к Закону Тверской области от 28.02.2005 № 17-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования <адрес> «<адрес>», и наделении их статусом городского, сельского поселения», п. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> входит в границы <адрес>.

Несанкционированная свалка создает угрозу повреждения плодородного слоя почвы на площади 1 га. и дальнейшее нахождение бытовых отходов, мусора, отходов деревообработки создает реальную угрозу деградации земель поселения.

Деградацией земель признается наиболее тяжелый вид последствий вредного воздействия на землю. Крайней степенью деградации земель счита­ется потеря почвенного покрова.

Помимо угрозы причинения вреда (ущерба) окружающей среде от не­санкционированно размещенных бытовых отходов, мусора, отходов дерево­обработки, способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обста­новки, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (ст.ст. 41, 42 Конституции РФ).

Бездействие администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, выраженное в непринятии мер по организации вывоза бытовых отходов и мусора с террито­рии несанкционированной свалки, расположенной в 50 м. северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, создает угрозу причинения вреда (ущерба) земле (почве), как компоненту ок­ружающей среды, а также создает угрозу причинения вреда другим компо­нентам окружающей среды и здоровью человека.

Кроме того, вышеуказанное бездействие администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> нарушает и права граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия от несанкционированного нахождения бытовых отходов, мусора и отходов деревообработки.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям привлечено в качестве третьего лица в связи с тем, что согласно подпункту «а» п. 5 Постановления Прави­тельства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее тер­риториальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного на­значения и земельных участках сельскохозяйственного использования в со­ставе земель поселений контроль за выполнением в соответствии с Феде­ральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодоро­дия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли. Просит:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> по непринятию мер по организации вывоза бытовых отходов и мусора (не санкционированной свалки), размещенных в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку площадью 1 га, расположенную в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, путем вывоза бытовых отходов и мусора на объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании заместитель Осташковского межрайонного прокурора Рыбников А. Н. исковые требования поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика – глава администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> Павленко В. А. исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что земельный участок, на котором находится свалка, не является муниципальной собственностью Андреапольского сельского поселения, территория муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» охватывает только территорию населенных пунктов, а вне населенных пунктов организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не входит в компетенцию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>.

Представитель Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, одновременно просил исключить Управление из числа третьих лиц, в связи с тем, что земельные участки, расположенные в <адрес> относятся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования «для внутрихозяйственного строительства», а контроль и надзор над данной категорией земель не входит в компетенцию Управления, в связи с чем, суд находит данные доводы обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования, суд находит иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления.», ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

Как следует из требований ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской. Федерации.

Как установлено в судебном заседании, обязанность по организации регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями на территории МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> в 50 м. северо-западнее <адрес> на землях фонда перераспределения возлагается на администрацию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичное требование закреплено в ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Таким образом, анализ вышеприведенных нор свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Как установлено в судебном заседании, Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> нарушаются требования природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: вопреки требованиям закона, МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> должных мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не принято.

Так, согласно акта проверки соблюдения федерального законодательства (л.д. 28-30) выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора в районе <адрес> и земельного участка с кадастровым №

Таким образом, указанное несанкционированное место складирования бытовых отходов и мусора свидетельствует о нарушении п.п. 3.6, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Почва. Очистка на­селенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана поч­вы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нор­мативы», утвержденных Постановлением Главного государственного сани­тарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, где хранение отходов IV класса разреша­ется навалом, насыпью, в виде гряд.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на от­крытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; 2) поверхность хранящихся насыпью отходов или откры­тых приемников-накопителей должна быть защищена oт воздействия атмо­сферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); 3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, кера­мическая плитка и др.); 4) по периметру площадки должна быть предусмот­рена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным со­оружениям в соответствии с техническими условиями; 5) поступление за­грязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дожде­вой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускает­ся.

Аналогичные требования к размещению отходов регламентированы в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Глав­ным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003.

Бездействие администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций природного характера.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе природного и техногенного характера в границах поселения.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, администрацией МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> договор на вывоз бытовых отходов и мусора, расположенных в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес> не заключен.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с их финансовыми возможностями, отсутствие в бюджете Мо «Андреапольское сельское поселение» <адрес> денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не освобождает органы местного самоуправления поселения от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного обязание администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с бытовыми отходами и мусором (несанкционированной свалки) может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

С доводами представителя администрации МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> о том, что территория муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» охватывает только территорию населенных пунктов, а вне населенных пунктов организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не входит в компетенцию МО «Андреапольское сельское поселение» <адрес> суд согласиться не может по вышеприведенным основаниям, а также исходя из Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение», в котором определена компетенция администрации. Доводы представителя ответчика о том, что земельный участок, на котором находится свалка, не является муниципальной собственностью Андреапольского сельского поселения, суд также считает несостоятельными, поскольку данная позиция опровергается информацией начальника Андреапольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.18). Согласно данной информации следует, что несанкционированная свалка расположена на территории муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> у <адрес>, на землях фонда перераспределения администрации <адрес>, кадастровый квартал №, размером <данные изъяты> метров.

В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ земли перераспределения отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.

Согласно приложению № 1 к Закону Тверской области от 28.02.2005 № 17-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования <адрес> «<адрес>», и наделении их статусом городского, сельского поселения», п. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> входит в границы Андреапольского сельского поселения <адрес>.

Таким образом, суд считает, что исковое заявление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора предъявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес>, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора удовлетворить, исключив Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям из числа третьих лиц.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> по непринятию мер по организации вывоза бытовых отходов и мусора (несанкционированной свалки), размещенных в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес>.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию муниципального образования «Андреапольское сельское поселение» <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку площадью 1 га, расположенную в кадастровом квартале № в 50 метрах северо-западнее <адрес> сельского поселения <адрес>, путем вывоза бытовых отходов и мусора на объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья С. А. Алексеев

1версия для печати

2-34/2013 ~ М-41/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Осташковская природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация МО " Андреапольское сельское поселение" ИНН 6917010755 дата госрегистрации 29.12.2005 г.
Другие
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям
Судья
Алексеев С.А.
Дело на сайте суда
andreapolsky--twr.sudrf.ru
07.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2013Передача материалов судье
07.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2013Судебное заседание
13.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2013Дело оформлено
14.08.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее