Дело №2-369/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2023 года с. Енотаевка
Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Судаковой Е.В.,
при секретаре Хашкиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «ООШ с. Грачи» МО «Енотаевский район» Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управлению образования администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» о понуждении совершить определенные действия по обеспечению соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму,
установил:
Прокурор Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «ООШ с. Грачи» МО «Енотаевский район» Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управлению образования администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» об обязании Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «ООШ с. Грачи» МО «Енотаевский район» Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований законодательства о противодействии терроризму в части установки на окнах в кабинете русского языка в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>, замочных механизмов, установленных в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку повторного (распашного) открытия створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно - выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия»; обязании Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с обеспечением вышеуказанных требований законодательства о противодействии терроризму.
В обосновании заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверкаисполнения федерального законодательства в деятельности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «ООШ с. Грачи» МО «Енотаевский район» Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», далее МКОУ «ООШ с. Грачи», по результатам которой установлено, что на оконных рамах в кабинете русского языка в здании школы отсутствуют устройства, предотвращающие выпадения детей.
Оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
В этой связи прокуратурой района 14.06.2023г. директору МКОУ «ООШ с. Грачи» внесено представление об устранении федерального законодательства. Согласно полученному ответу на акт прокурорского реагирования выявленные нарушения не устранены.
Отсутствие у образовательного учреждения и органа местного самоуправления достаточных денежных средств на осуществление мероприятий по установке на окнах специальных механизмов в целях обеспечения благоприятных условий обучения не освобождает от обязанности исполнения действующего федерального законодательства.
Представитель истца - помощник прокурора Енотаевского района Астраханской области Чаадаев А.О. в судебном заседании исковые требования с учётом уточнений, заявленных в судебном заседании в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации поддержал, просил суд обязать МКОУ «ООШ с. Грачи» в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований законодательства о противодействии терроризму в части установки на окнах в кабинете русского языка в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>, замочных механизмов, установленных в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку повторного (распашного) открытия створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно - выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия»; обязании Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с обеспечением вышеуказанных требований законодательства о противодействии терроризму.
Представитель ответчика - директор МКОУ «ООШ с. Грачи» Сулейменова А.К. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя школы, исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской признаёт в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.
Представитель соответчика Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещён, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области об обязании обеспечить финансирование расходов, связанных с обеспечением вышеуказанных требований законодательства о противодействии терроризму, признаёт в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.
Представитель соответчика Управления образования Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещён, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления образования, исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области об обязании администрации Енотаевского муниципального района Астраханской области обеспечить финансирование расходов, связанных с обеспечением вышеуказанных требований законодательства о противодействии терроризму, признаёт в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Енотаевского района Астраханской области Чаадаева А.О., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства в деятельности МКОУ «ООШ с. Грачи», по результатам которой установлено следующее.
Согласно статьям 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; детство находится под защитой государства.
Пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 2 части 6 и части 7 этой же статьи образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из пункта 8 части 1 статьи 41 Закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Согласно пункту 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Установлено, что на оконных рамах в кабинете русского языка в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствуют устройства, предотвращающие выпадения детей.
Оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
В этой связи прокуратурой района 14.06.2023г. директору МКОУ «ООШ с. Грачи» внесено представление об устранении федерального законодательства.
Согласно полученному ответу на акт прокурорского реагирования выявленные нарушения не устранены.
Отсутствие у образовательного учреждения и органа местного самоуправления достаточных денежных средств на осуществление мероприятий по установке на окнах специальных механизмов в целях обеспечения благоприятных условий обучения не освобождает от обязанности исполнения действующего федерального законодательства.
Как следует из пункта 1.3 Устава МКОУ «ООШ с. Грачи» муниципального образования «Енотаевский район», учредителем образовательного учреждения и собственником её имущества является муниципальное образование «Енотаевский район» в лице администрации муниципального образования «Енотаевский район» (далее-учредитель).
Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «Енотаевский район» в сфере образования осуществляет Управление образования администрации муниципального образования «Енотаевский район» (далее-Управление образования).
Управление образования осуществляет финансирование, координацию и регулирование деятельности школы.
Функции и полномочия собственника имущества дошкольного образовательного учреждения осуществляет Управление земельных, имущественных отношений и строительства администрации муниципального образования «Енотаевский район».
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Основанием для предъявления данного искового заявления к образовательному учреждению и администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» послужило невыполнение вышеуказанных требований федерального законодательства.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «ООШ с. Грачи» МО «Енотаевский район» Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управлению образования администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» о понуждении совершить определенные действия по обеспечению соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму - удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «ООШ с. Грачи» МО «Енотаевский район» Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований законодательства о противодействии терроризму в части установки на окнах в кабинете русского языка в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>, замочных механизмов, установленных в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку повторного (распашного) открытия створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно- выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия.
Обязать администрацию муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с обеспечением требований законодательства о противодействии терроризму в части установки на окнах в кабинете русского языка в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>, замочных механизмов, установленных в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку повторного (распашного) открытия створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно - выдвижного открывания створок в соответствии с п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Енотаевский районный суд Астраханской области.
Судья подпись Е.В. Судакова