УИД 58RS0008-01-2023-002953-51 Дело № 12-143/2023
Р Е Ш Е Н И Е
27 ноября 2023 года г. Пенза
Судья Пензенского районного суда Пензенской области Бормотина Н.В.,
с участием заявителя Дмитриевской Л.А.,
защитника Дмитриевской Л.А. – адвоката Бунтова К.Е.,
представителя Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области – начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области Малина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области Ф.И.О.9 от (Дата) №-Л по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дмитриевской Людмилы Александровны,
установила:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области Ф.И.О.5 от (Дата) № Дмитриевская Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным выше постановлением, Дмитриевская Л.А. подала жалобу, в которой указала, что (Дата) в 20 часов 00 минут во время её отдыха с мужем на берегу Сурского водохранилища <...> к ним подошёл инспектор отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области, попросил предъявить паспорт и сообщил, что в отношении неё будет составлен протокол об административном правонарушении. С действиями инспектора не согласна, так как он не выяснил, кому принадлежит мангал с разведенным огнём, не принял от неё письменные пояснения, не опросил находившихся рядом других лиц. Кроме того, указывает, что не была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении. Считает постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области Ф.И.О.5 от (Дата) № незаконным и необоснованным, поскольку в её действиях отсутствовал состав административного правонарушения.
На основании изложенного просила отменить постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области Ф.И.О.5 от (Дата) № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении неё, производство по делу б административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании заявитель Дмитриевская Л.А. и её защитник Бунтов К.Е. жалобу поддержали, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области Малин А.С. в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, поскольку оно было принято с учётом установленных по делу обстоятельств, при наличии доказательств, объективно подтверждающих вину Дмитриевской Л.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, дело было рассмотрено без каких-либо грубых процессуальных нарушений, наказание назначено в пределах санкции вменяемой Дмитриевсой Л.А. статьи.
Заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материал дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 КоАП РФ, Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно подпункту 2 и 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Содержание приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что (Дата) заместитель начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области Ф.И.О.5 рассмотрел дело в отношении Дмитриевской Л.А. в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, указав, что Дмитриевской Л.А. неоднократно направлялись извещения о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении по адресу её места регистрации, которые на момент рассмотрения дела имели статус «Прибыло в место вручения», «Неудачная попытка вручения», что было расценено как попытка уклонения от получения почтовых отправлений.
Согласно положений частей 1 и 2 статьи 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Как следует из обстоятельств дела и представленных материалов, о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Дмитриевой Л.А., назначенном на (Дата) и затем отложенном на (Дата), Дмитриевская Л.А. извещалась по адресу: <...>. В акте патрулирования лесов ГКУ ПО «Ахунско-Ленинское лесничество» от (Дата) № в качестве места регистрации/фактического места жительства Дмитриевской Л.А. указан адрес: <...>.
Вместе с тем, согласно имеющейся в материалах дела копии паспорта и подтверждено заявителем в судебном заседании Дмитриевкая Л.А. с (Дата) зарегистрирована и проживает по адресу: <...>
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были созданы необходимые условия для реализации права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, и допущено существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в связи с чем, постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности составляет один год.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом, в отсутствие надлежащего извещения Дмитриевской Л.А. о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области Ф.И.О.5 от (Дата) № подлежит отмене, а материал направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решила:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области Ф.И.О.5 от (Дата) № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дмитриевской Людмилы Александровны, подвергнутой административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в отдел федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области.
Данное решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Бормотина