Дело № 2-310/2020
УИД 02RS0007-01-2020-000460-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 04 декабря 2020 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шадеевой С.А.,
при секретаре Шокшланове А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к сельской администрации Кырлыкское сельского поселения о возложении обязанности поставить стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, направить заявку и получить свидетельство о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду,
установил:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кырлыкского сельского поселения о возложении в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу обязанности поставить стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресу: <адрес>, на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для чего направить в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай заявку и получить свидетельство о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке контроля проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха при подаче заявок о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Проведенной проверкой установлено, что отопление административного здания сельской администрации Кырлыкского сельского поселения по адресу: <адрес>, осуществляется печным отоплением. В результате эксплуатации стационарного источника отопления осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в связи с чем, осуществляется негативное воздействие на окружающую среду. Ранее Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором в адрес ответчика по указанному факту вносилось представление. Вместе с тем нарушения, указанные в представлении, до настоящего времени ответчик в соответствующий уполномоченный орган надлежащим образом оформленную заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не направил.
В судебное заседание прокурор и представитель ответчика администрации Кырлыкского сельского поселения не явились.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 69 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно части I статьи 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты 11 категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ******* № утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, 11, III и IV категорий.
Установлено, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды при подаче заявок о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в ходе которой установлено, что сельская администрация Кырлыкского сельского поселения для отопления административного здания по адресу: <адрес>, эксплуатирует стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – твердотопливный котел, в связи с чем, осуществляется негативное воздействие на окружающую среду. В соответствующий уполномоченный орган заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, администрация не направляла.
******* Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором в отношении главы администрации «Кырлыкское сельское поселение» внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, причин и условий им способствовавших.
Из информации и.о. главы администрации «Козульское сельское поселение» от ******* следует, что ведется работа по направлению заявки в соответствующий уполномоченный орган о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
До настоящего времени нарушения, указанные в представлении, ответчиком не устранены, заявка о постановке объектов на учет в соответствующий уполномоченный орган не представлена.
Поскольку неисполнение требований природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд считает удовлетворить исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить на сельскую администрацию Кырлыкского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу обязанность поставить стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресу: <адрес>, на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для чего направить в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай заявку и получить свидетельство о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в через Усть-Канский районный суд.
Судья С.А. Шадеева
Мотивированное решение суда принято 09 декабря 2020 года.
Судья С.А. Шадеева.