Судья Обухова М.А.
Дело № 5-101/2024 (первая инстанция)
Дело № 12-70/2024 (вторая инстанция)
УИД 18RS0002-01-2024-002559-45
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Габдрахманов А.Р., при секретаре Питерских М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 14 мая 2024 года жалобу Ершова Андрея Сергеевича на постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 06 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 06 мая 2024 года Ершов Андрей Сергеевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, Ершов А.С. просит состоявшееся постановление изменить в части дополнительного наказания, указывая на чрезмерную суровость наказания, учитывая, что он состоит в официальном браке на протяжении трех лет с гражданкой Российской Федерации, имеется малолетний ребенок, проживает совместно с ними в городе Челябинске; он является этически русским поскольку его родители являлись гражданами СССР; не владеет государственным языком Республики Казахстан; имеет высшее образование, полученное в городе Челябинске; оплатил назначенный оспариваемым постановлением штраф.
Выслушав в судебном заседании Ершова А.С., его защитника адвоката Джабраилова С.И.о, поддержавших доводы жалобы, свидетеля, проверив дело в полном объеме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В пункте 1 статьи 44 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрено, что лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.
Медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 данной статьи, проводится по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, судьи или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в медицинских организациях, специально уполномоченных на то федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (пункт 2 статьи 44 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").
Как следует из подпункта 3.1 пункта 5 Приказа Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" медицинское освидетельствование проводится в отношении лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, - на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания, или направления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 названного Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
Согласно части 2 статьи 6.9 названного Кодекса то же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, - влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей вышеуказанного 40 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Из материалов дела следует, что 26 марта 2024 года в 13-30 часов по адресу: <адрес>, сотрудниками полиции был задержан гражданин Республики Казахстан Ершов А.С. с признаками опьянения. По результатам акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения №000075 от 26 марта 2024 года у гр. Ершова А.С. в биологическом объекте (моче) обнаружено вещество «тетрагидроканнабинол». Согласно заключению установлен факт потребления наркотических средств без назначения врача.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом № 641632 об административном правонарушении от 06 мая 2024 года, где в протоколе Ершов А.С. собственноручно написал, что с вину признает; письменными объяснениями Ершова А.С. от 06 мая 2024 года, в которых последний пояснил, что вину признает, в содеянном раскаивается, наркотическое вещество приобретал в Казахстане, которое употребил около двух месяцев назад; протоколом об административном задержании №641632 от 06 мая 2024 года, протоколом о направлении лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения №0256517 от 26 марта 2024 года, протоколом об отстранении от управления ТС №0371223 от 26 марта 2024 года, актом медицинского освидетельствования №000075 от 26 марта 2024 года, паспортом иностранного гражданина, и другими материалами дела, которым судьей районного суда дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт потребления Ершовым А.С. наркотического средства объективно подтвержден результатами химико-токсикологического исследования, из акта следует, что в исследованном биологическом объекте названного лица обнаружено наркотическое вещество: тетрагидроканнабинол, включенное в список I "перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории РФ", установленного постановлением Правительства РФ N 681 от 30 июня 1998 г.
Указанные доказательства соответствуют требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не противоречат действующему законодательству.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для привлечения к ответственности по данной норме имеет значение сам факт потребления без назначения врача, для квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности по вышеуказанной статье, установление времени и места употребления наркотического средства или психотропного вещества не имеет правового значения.
Ершов А.С. является гражданином Республики Казахстан.
Таким образом деяние Ершова А.С. правильно квалифицировано по части 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Доводы заявителя относительно наличия у Ершова А.С. родственников, имеющих гражданство Российской Федерации, и проживающих на ее территории, не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта. Следует отметить, что лицо, претендующее на соблюдение своих частных интересов и уважение семейной жизни, не должно злоупотреблять своими правами и пытаться уйти от установленной законом ответственности за совершенное правонарушение на том лишь основании, что на территории данного государства у него находятся родственники.
Право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Совершенное Ершовым А.С. правонарушение квалифицировано именно как обстоятельство, вынуждающее к применению такого наказания как административное выдворение в силу очевидной насущной социальной необходимости и защиты общественных интересов. Необходимость назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации подтверждается законодателем самим закреплением данного вида наказания в санкции части 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 года N 649-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
Если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных частями 5 - 8 статьи 6.21, частями 3 и 4 статьи 6.21.1, частями 3 и 4 статьи 6.21.2, частью 3 статьи 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов (часть 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введена Федеральным законом от 25 декабря 2023 года N 649-ФЗ).
Между тем, оснований для изменения назначенного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации и замены его на административный штраф, о чем просит заявитель в настоящей жалобе, не имеется.
Представленные с жалобой копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о рождении с ребенка, копии свидетельств о рождении родителей Ершова А.С., бытовая характеристика на Ершова А.С. по месту жительства, отобранная от соседей по месту проживания Ершова А.С., о незаконности назначенного административного наказания и наличия оснований для его изменения не свидетельствуют.
Наличие у него близких родственников, проживающих на территории Российской Федерации, постоянного места жительства, работы и дохода, не освобождают иностранного гражданина от обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, а потому перечисленные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о невозможности назначения иностранному гражданину административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации и не являются поводом для исключения или замены назначенного данного вида административного наказания.
С учетом отсутствия данных, подтверждающих наличие у Ершова А.С. на территории Российской Федерации работы и дохода, уплаты соответствующих налогов, жилья, а также о невозможности общения и поддержания семейных связей при проживании Ершова А.С. за пределами Российской Федерации при их действительном стойком наличии, принимая во внимание отношение иностранного гражданина к установленному на территории Российской Федерации правопорядку, оснований для исключения либо замены назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не имеется.
В статье 4 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" провозглашено, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Согласно пункту 9 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733 "Об утверждении", деятельность организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), связанная с незаконным оборотом наркотиков, появление новых форм противоправной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), усиление ими конспирации каналов поставки и сбыта наркотиков с использованием инновационных коммуникационных и других новых технологий, а также распространение наркомании признаны угрозами национальной безопасности.
Совершенное Ершовым А.С. административное правонарушение посягает на здоровье населения. Необходимость назначения дополнительного (обязательного, а не альтернативного) административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следует также учесть, что Ершов А.С. неоднократно привлекался к административной ответственности, что позволяет сделать вывод о пренебрежительном отношении к законам страны пребывания.
Требования, предусмотренные статьями 3.1, 3.9, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении Ершову А.С. административного наказания соблюдены.
Назначение Ершову А.С. обязательного дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих соразмерность этой меры ответственности предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанций и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не является.
При таких обстоятельствах состоявшееся судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Административное наказание назначено Ершову А.С. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 6.9 названного Кодекса.
Принимая во внимание установленный санкцией части 2 статьи 6.9 КоАП РФ обязательный характер дополнительного наказания в виде выдворения, обстоятельства, препятствующие применению такого вида наказания должны носить исключительный характер. Таковых в ходе рассмотрения дела не приведено, доказательств подтверждающих их наличие не представлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 06 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ершова Андрея Сергеевича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.Р. Габдрахманов
Копия верна: Судья А.Р. Габдрахманов