Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-645/2024 ~ М-537/2024 от 01.04.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 мая 2024 года                                                                               г. Узловая

Узловский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Максимовой О.Н.,

при секретаре Буданове М.А.,

с участием представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального Страхования РФ по Тульской области по доверенности Гаак О.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-645/2024 (УИД 71RS0021-01-2024-000731-93) по иску Орлова Юрия Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального Страхования РФ по Тульской области о признании права на пенсию по старости,

установил:

    истец Орлов Ю.И. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 15 февраля 2024 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет на основании ст. 28.1 и ст.ст. 33-34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», представив необходимые документы. Однако в назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия необходимого периода проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом для снижения пенсионного возраста. Указал, что имеет право на снижение пенсионного возраста на пять лет в связи с работой с тяжелыми условиями труда, которое ответчиком не оспаривается. Кроме того ответчиком не оспаривается его право на снижение пенсионного возраста на два года в связи с проживанием (работой) на территории зоны с правом на отселение и три года в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально экономическим статусом, но не произвел суммирование.

    По изложенным основаниям просил обязать ответчика назначить и выплатить ему пенсию по старости со снижением пенсионного возраста с 06 мая 2023 года и взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, расходы по оказанию юридических услуг в сумме 20000 рублей и расходы по оплате нотариальной доверенности в сумме 2150 рублей.

    От ответчика поступили письменные возражения, в которых он заявленные исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, ссылаясь на то, что необходимого периода проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения для назначения пенсии в возрасте 50 лет истец не имеет. Кроме того, указал, что требуемые истцом расходы по оказанию юридической помощи завышены, просил снизить их до разумных пределов.

В судебное заседание истец Орлов Ю.И. и его представитель по доверенности Смагина Н.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщили.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального Страхования РФ по Тульской области по доверенности Гаак О.Б. заявленные исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит следующему.

    Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    На основании ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

    Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

    Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Таким образом, назначение пенсии по старости вышеуказанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

    Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

    Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).

    Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

    Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

    15 февраля 2024 года Орлов Ю.И. обратился к ответчику по вопросу назначения пенсии по старости в связи с проживанием на загрязненной территории, что подтверждается соответствующим заявлением, копия которого имеется в материалах дела.

    Как следует из решения ОСФР по Тульской области от 29 февраля 2024 года, истцу отказано в назначении пенсии по старости на основании ст. 33,34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1 с применением норм п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания в зоне радиоактивного загрязнения.

    Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ досрочная пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые 2 года такой работы.

    Наличие необходимых индивидуального пенсионного коэффициента, страхового стажа и права на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ ответчиком не оспаривается.

    Ответчик отказал истцу в снижении возраста в связи с проживанием на загрязненной территории.

    Орлов Ю.И. с 28 декабря 1991 года по 15 февраля 2024 года (день обращения к ответчику) зарегистрирован в г. Узловая Тульской области, что подтверждается копией паспорта истца и не отрицалось стороной ответчика.

    Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория пос. Брусянский Узловского района Тульской области была отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, территория г. Узловая Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, с 01 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года территория г. Узловая Тульской области стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, к этой же зоне она относится и в настоящее время согласно постановлению Правительства РФ N 1074 от 08 октября 2015 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Таким образом, истец на момент обращения за назначением пенсии имеет 06 лет -01 месяц 04 дня (с 28 декабря 1991 года по 31 января 1998 года), проживания в зоне с правом на отселение, которые ответчиком не оспаривались.

    Кроме того, истец имеет принятые ответчиком к зачету 21 год 06 месяцев 08 дней (с 01 февраля 1998 года по 30 сентября 2012 года, с 03 октября 2012 года по 31 декабря 2014 года, с 01 апреля 2015 года по 30 июня 2015 года, с 01 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года, с 01 января 2020 года по 25 сентября 2023 года, с 29 сентября 2023 года по 06 ноября 2023 года и с 11 ноября 2023 года по 15 февраля 2024 года) проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

    В соответствии с Определением КС РФ от 11.07.2006 года № 403-О суммировании дополнительных величин уменьшения пенсионного возраста при определении возраста выхода на пенсию граждан, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, если ее границы изменялись в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) в населенном пункте, который имел статус зоны проживания с правом на отселение и в последующем данный населенный пункт отнесен к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

    Таким образом, истец в силу положений п. 7, 8 ст. 13, ст.ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину в 1 год за каждые 3 года проживания в зоне с правом на отселение, то есть на 2 года в общей сложности.

    Кроме того, он имеет право на дополнительную величину на 1 год за каждые полные 4 года проживания, но не более чем на 3 года в общей сложности в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть на 3 года.

    Проживая на территории с правом на отселение, истец приобрел право на максимальное снижение пенсионного возраста на 5 лет в зависимости от времени проживания (работы) на загрязненной территории, в связи с чем последующее проживание (работа) на территории с иным статусом не может лишать его права на снижение пенсионного возраста именно в этом размере.

    Поскольку истец приобрел право на снижение возраста выхода на пенсию на 2 года в связи с проживанием (работой) в зоне с правом на отселение и 3 года в связи с проживанием (работой) с зоне с льготным социально-экономическим статусом, то с учетом права на максимальное снижение этого возраста на 5 лет и с учетом снижения возраста на 5 лет в связи с работой на работах с тяжелыми условиями труда имеет право на пенсию по достижению возраста 50 лет.

    Истец, имея необходимый страховой стаж, обратился за назначением льготной пенсии с уменьшением возраста на 10 лет по достижению 50 лет, то есть возраста с учетом вышеуказанных положений закона.

    Наличие у истца необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

    На основании ч.1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2001 года, страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 этой же статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Право на указанную пенсию у Орлова Ю.И. возникло 06 мая 2023 г., за ее назначением он обратился 15 февраля 2024 года. Таким образом, пенсия подлежит назначению с 15 февраля 2024 года.

    В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. Судебные расходы состоят, в соответствии со ст. 88 ГПК РФ, из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

    В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истец понес расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей, которые подлежат удовлетворению в полном объеме.

    Кроме того, истец понес расходы на оплату подготовки искового заявления и представление интересов в суде в сумме 20000 рублей, что подтверждается соответствующими копиями договоров на оказание юридический услуг и чека об оплате.

    Суд относит расходы по оплате подготовки искового заявления к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в связи с чем, данные требования также подлежат удовлетворению.

    Определяя размер подлежащих взысканию расходов за составление искового заявления, суд приходит к следующему.

    В соответствии с Примерным положением о минимальных расценках, применяемых при заключении соглашения между доверителем и адвокатом об оказании юридической помощи, утвержденным Советом Тульской областной адвокатской палаты от 19.11.2010 года № 1432 и решением Конференции от 19.11.2010 № 91 в редакции решения Конференции адвокатов Тульской области № 180 от 18.03.2022 года стоимость услуг по составлению искового заявления составляет от 10000 рублей.

    Однако, учитывая характер и категорию спора, степень его сложности, объем и характер оказанной правовой помощи, принципы разумности, справедливости, баланс между правами лиц, участвующих в деле, и полагает необходимым взыскать расходы по составлению искового заявления в размере 5000 рублей.

    Расходы за представление интересов в суде удовлетворению не подлежат, поскольку представитель истца в судебном заседании участия не принимал.

    Согласно абзацу 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

    Как следует из имеющейся в материалах дела копии доверенности, Смагина Н.А. уполномочена представлять интересы Орлова Ю.И. во всех государственных, административных и иных учреждениях и организациях, то есть она является общей и выдана не для участия в суде в конкретном деле, следовательно, требования Орлова Ю.И. о взыскании в его пользу расходов по оформлению доверенности удовлетворению не подлежат

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

иск Орлова Юрия Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального Страхования РФ по Тульской области о признании права на пенсию по старости удовлетворить частично.

Признать за Орловым Юрием Ивановичем, <данные изъяты>) право на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 19 мая 1991 года № 1244-1, с 15 февраля 2024 года, обязав Отделение Фонда пенсионного и социального Страхования РФ по Тульской области назначить и выплачивать ему данную пенсию с указанной даты.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального Страхования РФ по Тульской области (ИНН 7106015458, ОГРН 1027100742711) в пользу Орлова Юрия Ивановича, <данные изъяты>) в возмещение судебных расходов 5300 (пять тысяч триста) рублей, где 300 (триста) рублей расходы по оплате госпошлины и 5000 (пять тысяч) рублей расходы за составление искового заявления).

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                    Максимова О.Н.

2-645/2024 ~ М-537/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Орлов Юрий Иванович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области
Другие
Смагина Наталия Анатольевна
Суд
Узловский районный суд Тульской области
Судья
Максимова Олеся Николаевна
Дело на сайте суда
uzlovsky--tula.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
03.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2024Судебное заседание
03.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее