Дело № 2 – 24/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Сернур |
07 февраля 2023 года |
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием помощника прокурора Сернурского района Республики Марий Эл Александрова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Марисолинской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Марисолинской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, указывая, что прокуратурой района проведен мониторинг информации, размещенной в сети Интернет на сайтах с доменными именами https://www.gosuslugi.ru – Портал государственных услуг Российской Федерации и https://mari-el.gov.ru/municipality/sernur/smsp - официальный сайт органов местного самоуправления Марисолинского сельского поселения Сернурского муниципального района Республики Марий Эл на предмет соблюдения органами местного самоуправления законодательства о предоставлении муниципальных услуг, в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, установлено, что администрацией сельского поселения не обеспечена возможность получения гражданами, юридическими лицами и иными лицами муниципальных услуг в электронной форме как на Едином портале государственных и муниципальных услуг, так и на официальном сайте органа местного самоуправления. Требования, предусмотренные п. 2 ст. 2, п. 6 ст. 4, п.п. 2, 3 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч.ч. 1, 2, 3 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 1 Положения «О Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 года №, п. 2 Требований к предоставлению в электронном форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 года №, Приложения 2 к распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 года №-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» ответчиком не исполнены, возможность для заявителей представлять документы в электронном виде, осуществлять мониторинг хода предоставления муниципальных услуг, получения результатов предоставления услуги в электронном виде с использованием как Единого портала государственных и муниципальных услуг, так и официального сайта, не обеспечена; формы заявлений и иных документов, необходимых для получения муниципальных услуг, как на Едином портале государственных и муниципальных услуг, так и на официальном сайте не размещены, доступ к ним для копирования и заполнения в электронном виде не обеспечен. Для получения муниципальных услуг, предоставляемых ответчиком, в том числе по предоставлению информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма, предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, принятию документов, а также выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение, выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов, выдаче копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей, предоставлению информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду, требуется личное, непосредственное обращение в администрацию поселения. Заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц, что не позволяет индивидуализировать всех заинтересованных лиц, привлечь их в процессе в качестве истцов и разрешить вопрос о правах каждого из них. Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обращение и получение муниципальных услуг, не служит достижение целей по реализации приоритетного национального проекта. Просит обязать Марисолинскую сельскую администрацию Сернурского муниципального района Республики Марий Эл в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Прокурор Александров Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по ихложенным в иске доводам, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Марисолинской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно заявлению от 02 февраля 2023 года просят рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме – предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством РФ.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 14 настоящего Федерального закона; 2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; 3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно ч.ч. 1, 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 22 июля 2014 года № 138-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 - 8 ст. 26 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», гражданам и иным установленным Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.
В силу п. 2 Требований предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Распоряжением Правительства РФ № 1993-р от 17 декабря 2009 года утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложением № 2 к распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.
Так, первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до 01 декабря 2010 года. Второй этап предусматривает размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до 01 января 2011 года. Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предельный срок реализации этапа до июля 2012 года. Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до 01 января 2013 года. Пятый этап с предельным сроком реализации до 01 января 2014 года предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Из п. 1 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 года № 861, следует, что федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал) обеспечивает, в том числе: а) доступ физических лиц и организаций (далее – заявители) к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в подпунктах «в» - «д» п. 2 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (далее соответственно - федеральный реестр, Положение о федеральном реестре); б) предоставление заявителям в электронной форме государственных и муниципальных услуг, в том числе в упреждающем (проактивном) режиме, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, которое осуществляется органами власти и организациями с возможностью последующей передачи заявителями результатов предоставления таких услуг и (или) документов (сведений) с использованием единого портала заинтересованным органам власти и организациям (по их запросу) в порядке, устанавливаемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ; в) учет обращений заявителей, связанных с функционированием единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить в электронной форме отзыв о качестве предоставления государственных и муниципальных услуг (осуществления функций), предоставления таких услуг учреждениями (организациями) посредством опросных форм, размещаемых оператором единого портала; г) доступ заявителей к иной информации, связанной с предоставлением государственных и муниципальных услуг и исполнением государственных и муниципальных функций, содержащейся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, размещение в открытом доступе которой предусмотрено законодательством Российской Федерации; д) доступ заявителей к сведениям, размещаемым в информационных системах в соответствии с абзацем вторым п. 5 настоящего Положения; е) возможность электронной записи на прием, в том числе для представления заявлений и документов, необходимых для получения государственной, муниципальной услуги, иных услуг, предусмотренных подпунктами «в» - «д» п. 2 Положения о федеральном реестре, а также для получения результата предоставления такой услуги или исполнения функции (далее - электронная запись); з) предоставление услуг, предусмотренных подпунктом «д» п. 2 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (далее - Положение о федеральном реестре); и) доступ заявителей с использованием подсистемы единого личного кабинета к сведениям о ходе рассмотрения заявления, истории обращений за получением государственных и муниципальных услуг, иных услуг, предусмотренных подпунктами «в» - «д» п. 2 Положения о федеральном реестре, а также возможности хранения полученных заявителем в электронной форме результатов предоставления таких услуг и иных связанных с предоставлением таких услуг документов в электронной форме.
Судом установлено, что постановлениями Марисолинской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл от 03 декабря 2019 года № (в редакции постановления от 26 сентября 2022 года №), от 16 марта 2017 года № (в редакции постановления от 20 сентября 2019 года №), от 01 декабря 2016 года № (в редакции постановления от 15 марта 2022 года №, от 10 июня 2022 года №), от 01 сентября 2021 года № (в редакции постановления от 24 января 2022 года №), от 01 июня 2021 года № (в редакции постановления от 21 сентября 2021 года №), от 13 января 2020 года №, от 13 января 2020 года № (в редакции постановления от 14 апреля 2021 года №), от 01 июня 2021 года № утверждены административные регламенты Марисолинской сельской администрации Сернурского муниципального района по предоставлению муниципальных услуг: «Присвоение адреса объектам недвижимого имущества», «Выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок», «Присвоение адреса объекту капительного строительства», «Постановка на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях», «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства», «Присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам недвижимого имущества» соответственно.
Прокуратурой Сернурского района был проведен мониторинг информации, размещенной в сети Интернет на сайтах с доменными именами https://www.gosuslugi.ru – Портал государственных услуг Российской Федерации и https://mari-el.gov.ru/municipality/sernur/smsp – официальный сайт органов местного самоуправления Марисолинского сельского поселения Сернурского муниципального района Республики Марий Эл на предмет соблюдения органами местного самоуправления законодательства о предоставлении муниципальных услуг, в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате чего установлено, что администрацией сельского поселения не обеспечена возможность получения гражданами, юридическими лицами и иными лицами муниципальных услуг в электронной форме как на Едином портале государственных и муниципальных услуг, так и на официальном сайте органа местного самоуправления.
Следовательно, для получения предоставляемых ответчиком муниципальных услуг, в том числе по предоставлению информации о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о признании жилого помещения непригодным для проживания, а также по выдаче справок и иных документов, требуется личное, непосредственное обращение в администрацию поселения.
С учетом изложенного, отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан, юридических лиц на получение муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Учитывая положения указанного выше законодательства, регулирующего спорные правоотношения, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является обязательным.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц основаны на законе и подлежат удовлетворению.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ст. 206 ГПК РФ).
Суд считает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенной на ответчика обязанности установить предложенный истцом срок – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Марисолинскую сельскую администрацию Сернурского муниципального района Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: Д.Г. Попова
Мотивированное решение составлено 07 февраля 2023 года.