УИД 16RS0026-01-2020-000432-96
Дело № 2-265/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2020 года пгт. Рыбная Слобода
Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Миндубаева М.Н.,
при секретаре судебного заседания Шариповой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хатимовой М.З. к Исполнительному комитету Нижнетимерлекского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан о включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования по закону,
У С Т А Н О В И Л:
Хатимова М.З. обратилась в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг – ФИО1, после смерти которого, открылось наследство на недвижимое имущество, в том числе жилой дом с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенный на земельном участке с кадастровым №, находящемся по адресу: <адрес>. Истец является наследником первой очереди после смерти супруга, других наследников не имеется, спор о праве на наследственное имущество отсутствует. В течение установленного срока, истец обратилась к нотариусу по вопросу оформления наследства на вышеуказанное имущество, однако в выдаче свидетельства о праве собственности на жилой дом отказано, в связи с отсутствием сведений о регистрации вышеуказанного имущества. По день смерти супруг истца постоянно проживал в указанном доме, открыто и добросовестно владел и пользовался вышеуказанным домом и земельным участком, обрабатывал и засаживал его. Земельный участок при жизни принадлежал супругу истца на праве собственности, на котором в 1969 году, в период брака с истцом, был построен жилой дом. В течение установленного срока, истец как наследник, совершил действия, являющиеся фактическим принятием наследства, а именно ею были приняты меры по сохранности имущества от посягательств третьих лиц, продолжает открыто и добросовестно владеть и пользоваться жилым домом и земельным участком, проживает в указанном доме, несет бремя содержания за вышеуказанным недвижимым имуществом. На основании изложенного, просит признать указанный жилой дом совместной собственностью супругов Хатимовой М.З. и ФИО1, определив доли супругов в общей совместной собственности на жилой дом в равных долях и составляющими по ? доли в праве каждому. Включить ? доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом в состав наследственной массы имущества оставшегося после смерти ФИО1., признать за истцом право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, как пережившей супруги, и право собственности в порядке наследования по закону на ? доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество.
Истец ФИО2 и ее представитель ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика - Исполнительного комитета Нижнетимерлекского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 33 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное (ч. 1).
В соответствии со ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (ч. 1). Общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства (ч. 2). Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (ч. 3).
В соответствии со ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
На основании ст. 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
На основании ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как следует из ст. 1150 ГК РФ принадлежавшее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их общей совместной собственностью. При этом доля умершего супруга входит в состав наследства и переходит к наследникам.
Совместная собственность супругов возникает в силу прямого указания закона (ст. 256 ГК РФ, ст. 33 СК РФ).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 и Хатимова М.З. с ДД.ММ.ГГГГ состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается копией повторного свидетельства о заключении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информациям нотариусов Рыбно-Слободского нотариального округа наследственное дело в отношении имущества ФИО1 не заводилось, наследники к нотариусу не обращались.
Согласно копии выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом с надворными постройками, находящийся по адресу: <адрес>, имеет кадастровый №, площадь – <данные изъяты> кв.м., материал наружных стен – деревянные, год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ и расположен на земельном участке с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно справок № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Исполнительным комитетом Нижнетимерлекского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ, ФИО1 постоянно проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. По указанному адресу по день своей смерти он проживал с супругой Хатимовой М.З.
Жилой дом с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенный на земельном участке с кадастровым №, находящиеся по адресу: <адрес>, при жизни принадлежал ФИО1, но правоустанавливающие документы надлежащим образом не были оформлены. Он открыто и добросовестно пользовался жилым домом, расположенным по указанному адресу, проживал в нем, оплачивал все необходимые платежи. Хатимова М.З. после смерти супруга ФИО1 фактически приняла в наследство имущество, оставшееся после его смерти, обеспечила его сохранность, открыто и добросовестно пользуется указанным жилым домом и земельным участком под ним, проживает в указанном доме, обрабатывает и засаживает земельный участок, оплачивает все необходимые платежи, связанные с использованием указанного наследственного имущества.
Из анализа представленных доказательств следует, что земельный участок и в последующем построенный на нем жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, были нажиты супругами Хатимовами в период брака.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество, а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное.
Согласно ст. 75 Основ законодательства РФ о нотариате, в случае смерти одного из супругов свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов выдается нотариусом по месту открытия наследства по письменному заявлению пережившего супруга с извещением наследников, принявших наследство. При этом свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов может быть выдано пережившему супругу на половину общего имущества, нажитого во время брака.
По смыслу приведенных правовых норм законный режим имущества супругов подразумевает, что любой из супругов в случае спора не обязан доказывать факт того, что нажитое во время брака имущество является общим. Для признания имущества совместной собственностью супругов необходимо наличие брачно-семейных отношений и факт приобретения имущества в зарегистрированном браке.
Суд считает, что в судебном заседании достоверно установлено приобретение супругами Хатимовыми указанного недвижимого имущества в период брака, поскольку доказательств подтверждающих, что указанное имущество не является общим совместным имуществом, приобретены хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, либо принадлежавшим одному из супругов до вступления в брак, не предоставлено.
Поскольку судом установлено, что во владении и пользовании супругов Хатимовых находилось вышеуказанное недвижимое имущество: то указанное имущество необходимо считать совместной собственностью супругов, с определением доли каждого из супругов в ? доли. При этом доказательств, позволяющих отступить от принципа равенства долей в отношении спорного имущества в ходе рассмотрения дела не предоставлено.
Из собранных по делу доказательств усматривается, что сведений о правах третьих лиц на спорный жилой дом не имеется, доказательств, свидетельствующих о предъявлении при жизни ФИО1 соответствующего требования о сносе возведенного строения, не имеется.
ФИО1 фактически являлся добросовестным владельцем указанного имущества, открыто, непрерывно пользовался жилым домом как своим собственным, земельный участок по указанному адресу, был предоставлен ему органом местного самоуправления на праве собственности.
Указанные обстоятельства следует расценивать, как правомерное пользование объектом недвижимости и земельным участком, на котором он расположен.
Судом установлено, что на момент введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ФИО1 являлся правообладателем спорного объекта недвижимости, его права на вышеуказанное жилое помещение никто не оспаривал.
Тот факт, что при жизни ФИО1 не зарегистрировал свое право на жилой дом в установленном законом порядке, не может служить основанием для исключения данного имущества из наследственной массы после его смерти, так как отсутствие у наследодателя свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество не может нарушать права его наследников на наследственное имущество.
В соответствии со ст. 1150 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Таким образом, в состав наследственного имущества после смерти ФИО1 входит ? доли в праве общей долевой собственности на спорный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Если к моменту открытия наследства наследник проживал совместно с наследодателем, презюмируется, что он фактически принял наследство. Совместное проживание предполагает совместное ведение хозяйства и совместное использование имущества. После смерти одного из совместно проживавших, другой продолжает пользоваться имуществом, ранее принадлежавшим наследодателю, но пользоваться уже в качестве наследника.
По смыслу ст. 1153 ГК РФ совместное проживание наследника с наследодателем на момент открытия наследства свидетельствует о вступлении наследника во владение или управление наследственным имуществом, поскольку, в общем пользовании наследодателя и совместно проживающего с ним наследника имеется имущество (предметы домашней обстановки и обихода), которое принадлежало в том числе и наследодателю.
Исходя из изложенного следует, что Хатимова М.З., которая по день смерти супруга ФИО1 проживала совместно с ним, вступила во владение и управление наследственным имуществом, то есть фактически приняла наследство, после смерти супруга ФИО1
В судебном заседании установлено совершение наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства в течение 6 месяцев со дня открытия наследства, в соответствии со ст. ст. 1153, 1154 ГК РФ.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Таким образом, за Хатимовой М.З. следует признать право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, как пережившей супруги и на ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования по закону, после смерти ФИО1
Ответчик Исполнительный комитет Нижнетимерлекского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ против удовлетворения исковых требований возражений не заявил.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а за истцом, с учетом положений ст. 12 ГК РФ, следует признать право собственности на данное наследственное имущество.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хатимовой М.З. к Исполнительному комитету Нижнетимерлекского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан о включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования по закону, удовлетворить.
Признать жилой дом с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ постройки, находящийся по адресу: <адрес>, совместной собственностью супругов ФИО1 и Хатимовой М.З., определив доли супругов в общей совместной собственности в равных долях по ? доли в праве каждому.
Признать за Хатимовой М.З. право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом.
Включить ? доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом в состав наследственной массы имущества, оставшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Хатимовой М.З. право собственности в порядке наследования по закону по ? доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через Рыбно-Слободский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий М.Н. Миндубаев