16RS0049-01-2021-006908-29
Дело № 5-4446/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
6 августа 2021 года город Казань
Судья Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан Федосова Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя главного врача ГАУЗ «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер имени профессора А.Г. Ге» Платоновой Ольги Валентиновны, ---
установил:
как следует из протокола об административном правонарушении от --.--.---- г., --.--.---- г. в 13 часов 30 минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки ГАУЗ «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер имени профессора А.Г. Ге» (далее – ГАУЗ «РККВД»), расположенном по адресу: ... ..., установлено, что заместителем главного врача ГАУЗ «РККВД» Платоновой О.В. нарушается законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно:
- в помещении приема биоматериала серологической лаборатории ГАУЗ «РККВД» на окнах используются жалюзи (тканевые с вертикальными ламелями) не устойчивые к действию дезинфицирующих средств;
- система вытяжной вентиляции с механическим побуждением, осуществляющая забор воздух из боксированных помещений ПЦР - отдела серологической лаборатории ГАУЗ «РККВД», не оснащена фильтрами тонкой очистки на выходе;
-не осуществляется контроль доставки и транспортировки в ПЦР - отдел серологической лаборатории ГАУЗ «РККВД» материала для исследования на новую короновирусную инфекцию, а именно: в зип-пакетах, в которых помещены пробирки с образцами, отсутствует вата, для адсорбции всего образца в случае его утечки;
- поверхность потолков и стен в боксированных помещениях рабочих зон 1,2,3 в ПЦР – отделе серологический лаборатории ГАУЗ «РККВД» не гладкая, имеются щели в кабель каналах;
- механический дозатор, используемый в работе ПЦР - отдела серологической лаборатории ГАУЗ «РККВД», не подвергается метрологическому контролю в установленные сроки;
- в ПЦР – отделе серологической лаборатории ГАУЗ «РККВД» мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19 в части лабораторного мониторинга, а также оценки эффективности проводимых мероприятий не выполняются, а именно: не соблюдается кратность взятия смывов с целью внутрилабораторного контроля качества дезинфекции и отсутствия комтаминации путем исследования смывов с рабочих поверхностей оборудования и поверхностей помещения, один раз в месяц (--.--.---- г., --.--.---- г.), при нормируемой кратности 1-2 раза в неделю, в зависимости от количества исследуемых проб.
Таким образом, Платонова О.В. не обеспечила соблюдение требований вышеуказанных санитарно-эпидемиологических норм и правил, что могло повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также явиться причиной возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), то есть совершила административное правонарушения, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Платонова О.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств о рассмотрении дела в ее отсутствие либо об отложении судебного заседания не заявляла, в связи с чем, на основании статьи 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело об административном правонарушении без ее участия.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан ФИО1, действующая на основании доверенности от --.--.---- г. №---Д, просила привлечь Платонову О.В. к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Частью 2 той же статьи предусмотрена административная ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В силу статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно статьи 29 данного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (часть 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (часть 3).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715.
В соответствии со статьями 30 и 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, реализуют свои полномочия по санитарной охране территории Российской Федерации, в том числе, путем издания постановлений об изоляции лиц с подозрением на инфекционные заболевания.
19 марта 2020 года "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан" в связи с угрозой распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан с 19 марта 2020 года и до особого распоряжения введен режим повышенной готовности и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принято постановление от 28 января 2008 года № 4, которым утверждены Санитарно-эпидемиологические правила "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитных болезней. СП 1.3.2322-08" (далее по тексту - СП 1.3.2322-08), в которых установлены требования к помещениям и оборудованию лаборатории, требования к проведению работ в лаборатории, требования к проведению дезинфекции различных объектов и уборке помещений.
Согласно пункту 2.3.11 СП 1.3.2322-08, внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами. Поверхность пола, стен, потолка в лабораторных помещениях "заразной" зоны должна быть гладкой, без щелей, устойчивой к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств. Полы должны быть не скользкими, иметь гидроизоляцию.
В помещениях "заразной" зоны выступающие и проходящие трубы (батареи отопления) располагают на расстоянии от стен с целью возможности проведения их дезинфекции, места ввода инженерных коммуникаций должны быть герметичными. Отопительные приборы должны иметь гладкую легко очищаемую поверхность (пункт 2.3.12).
Приборы, оборудование и средства измерений, используемые в работе лаборатории, должны быть аттестованы, технически исправны, иметь технический паспорт и рабочую инструкцию по эксплуатации с учетом требований биологической безопасности. Средства измерения подвергают метрологическому контролю в установленные сроки (пункт 2.3.15).
В лабораторных помещениях должна быть предусмотрена защита рабочих столов от попадания прямого солнечного света. Для этих целей могут быть использованы светозащитная пленка, жалюзи из материала, устойчивого к воздействию дезинфицирующих растворов (пункт 2.3.20).
Помещения блока для работы и содержания инфицированных животных, боксированные помещения, микробиологические комнаты должны быть оборудованы автономными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, оснащенными фильтрами тонкой очистки на выходе, проверяемыми на защитную эффективность, или боксами биологической безопасности II класса (пункт 2.3.24).
Доставка в лабораторию материала для исследования осуществляется в контейнерах, биксах или в сумках-холодильниках. Доставляемые емкости с жидкими материалами должны быть закрыты пробками, исключающими выливание содержимого во время транспортирования. Дно контейнеров, содержащих емкости с ПБА, должно быть покрыто адсорбирующим материалом (марлевая салфетка, ткань, вата и пр.), контейнеры, боксы или сумки-холодильники должны быть промаркированы и иметь международный знак "Биологическая опасность". Не допускается доставка материала в хозяйственных сумках, чемоданах, портфелях и других предметах личного пользования (пункт 2.4.1).
Прием и разборка доставленного материала (проб) должны проводиться с соблюдением мер предосторожности. Емкости с ПБА должны помещаться на поднос или лоток, покрытый многослойной марлевой салфеткой, смоченной дезинфицирующим раствором. Персонал должен использовать маску и резиновые перчатки (пункт 2.4.2).
В соответствии с пунктом 2.1 СП 3.1.3597 - 20 от 22 мая 2020 года № 15 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)" (в ред. от 13 ноября 2020 года) мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19, включают: мониторинг заболеваемости, лабораторный мониторинг (слежение за циркуляцией и распространением возбудителя), мониторинг напряженности иммунитета среди переболевших лиц, среди групп риска и среди всего населения, сбор и анализ полученной информации, эпидемиологическую диагностику, прогнозирование, оценку эффективности проводимых мероприятий; гигиеническое воспитание населения.
Первичные исследования без выделения возбудителя проводятся лабораториями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных болезней человека III - IV группы патогенности. К работе по проведению исследований допускаются специалисты, давшие письменное согласие и прошедшие подготовку/инструктаж по вопросам обеспечения требований биологической безопасности. Отбор и транспортировка биологического материала для лабораторных исследований проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении возбудителей инфекционных заболеваний человека I - II группы патогенности. Срок выполнения лабораторного исследования на COVID-19 не должен превышать 48 часов с момента поступления биологического материала в лабораторию до получения его результата лицом, в отношении которого проведено соответствующее исследование (пункт 3.2 СП 3.1.3597 – 20).
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются в том числе выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации (пункт 4.4 СП 3.1.3597 – 20).
Вина Платоновой О.В. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подтверждается исследованными судом доказательствами:
- распоряжением о проведении внеплановой проверки юридического лица от --.--.---- г. (л.д. 2-4);
- актом проверки от --.--.---- г. (л.д. 7-8);
- протоколом об административном правонарушении от --.--.---- г., в котором изложены обстоятельства совершенного правонарушения, а также из объяснения Платоновой О.В. следует, что выявленные нарушения будут устранены в установленный срок (л.д. 11-14);
- копией приказа №--/А от --.--.---- г. о возложении на Платонову О.В. обязанности за работу лаборатории, осуществляющей ПЦР диагностику на инфекционное заболевание, вызванное коронавирусом штамма COVID-19 (л.д. 17);
- должностной инструкцией заместителя главного врача ГАУЗ «РККВД» (л.д. 15-16).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении сведений о какой либо заинтересованности должностных лиц в исходе настоящего дела или допущенных злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение достоверность фактических данных, указанных должностными лицами в составленных ими процессуальных документах, не имеется.
Суд квалифицирует действия Платоновой О.В. как административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, те же действия, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), и невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
При избрании вида и меры наказания суд учитывает фактические обстоятельства дела, личность виновной, ее семейное и имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность - совершение административного правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Кроме того, при решении вопроса о назначении суд учитывает, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Основания для назначения наказания в виде предупреждения суд не усматривает, поскольку в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Вместе с тем, из обстоятельств дела следует, что допущенные должностным лицом нарушения связаны с непринятием надлежащих мер, направленных на предотвращение распространения опасного для жизни людей заболевания.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а также предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, не установлено.
Вместе с тем, суд учитывает представленные сведения об устранении допущенных нарушений, и полагает возможным применить положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, а именно в размере 25 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
постановил:
признать заместителя главного врача ГАУЗ «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер имени профессора А.Г. Ге» Платонову Ольгу Валентиновну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа УФК по РТ (Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан) р/с № 40102810445370000079, банк получателя Отделение - НБ Республики Татарстан//УФК по Республике Татарстан, БИК № 019205400, ИНН № 1655065057, КПП № 165501001, ОКТМО № 92701000, КБК № 14111601061010003140, УИН № 14110116100006050636.
В силу части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ново-Савиновский районный суд города Казани.
Судья Федосова Н.В.