дело № 2-80/2022
УИД 10RS0003-01-2022-000145-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2022 г. гор. Кемь
Кемский городской суд республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре Рассоловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панеш О.И. к государственному унитарному предприятию республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее в том числе ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») о защите прав потребителей,
установил:
Истец обратилась в суд с требованиями признать незаконным начисление ей государственным унитарным предприятием республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» платы за отопление мест общего пользования многоквартирного дома <адрес>; обязать государственное унитарное предприятие республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» произвести перерасчет платы за отопление мест общего пользования, начисленные ей за период с июля 2021 по январь 2022 года и исключить задолженность из финансового лицевого счета открытого на ее имя для оплаты жилищно-коммунальных услуг и в дальнейшем данные начисления не производить.
Свои требования истец обосновывает тем, что с 22.03.2016 является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Сособственниками квартиры являются дочери истца Панеш Ф.М. и Куга Е.М. имеющие по 1/3 доли в праве собственности.
В августа 2021 ответчиком в адрес истца направлена квитанция на оплату услуг по отоплению общего имущества многоквартирного дома на сумму 3239 руб.69 коп. по состоянию на 01.01.2022 долг составляет 5721руб. 67 коп.
С начислением платы за отопление мест общего пользования истец не согласна, поскольку коридоры и лестничные клетки дома не отапливаются, радиаторы отопления отсутствуют. Квартира истца отключена от централизованного отопления. Жилой дом <адрес> находился в ведении многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства, которым и произведено переустройство системы отопления. Договор между истцом и ответчиком на оказание услуг по теплоснабжению не заключался, действия, свидетельствующие о намерении заключить такой договор, не совершались.
Определением Кемского городского суда республики Карелия от 09.02.2022 в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация Кривопорожского сельского поселения и ООО «Управляющая компания -Кривопорожское коммунальное хозяйство».
В судебном заседании Панеш О.И. требования поддержала по основаниям изложенным в заявлении.
Ответчик в суд своего представителя не направил в удовлетворении иска просил отказать.
Третьи лица Панеш Ф.М., Куга Е.М., администрация Кривопорожского сельского поселения, ООО «Управляющая компания-Кривопорожское коммунальное хозяйство» в суд своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истец является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности квартиры расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 22.03.2016.
Сособственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности квартиры расположенной по адресу: <адрес> являются дочери истца Панеш Ф.М., Куга (Панеш) Е.М., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от 22.03.2016 и № от 22.03.2016.
По состоянию на 11.01.2022 в спорной квартире зарегистрирована Панеш Ф.М.
Из акта осмотра многоквартирного дома <адрес> от 28.09.2021 составленного комиссией состоящей из главы Кривопорожского сельского поселения <данные изъяты>., директора ООО «УК ККХ» <данные изъяты>., директора МУП «КТП» <данные изъяты> следует, что в подъезде № 1: по всем помещениям подъезда отсутствуют стояки и радиаторы отопления. Около квартиры № 1 есть изолированная труба, которая предполагает присоединение к ней радиатора отопления, но он фактически отсутствует; подъезд № 2: на первом этаже, около квартиры № 9 и № 10 присутствует 1радиатор отопления, труба к нему проведена от квартиры № 9. Квартиры № 9 и № 10 отделены от общего помещения коридора отдельным тамбуром (1,2х2м) с дверью. В остальных помещениях подъезда стояки и радиаторы отопления отсутствуют.
Из акта технического обслуживания ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» от 01.12.20…. составленного представителем ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» <данные изъяты>., собственником дома <данные изъяты>., директором ООО «УК ККХ» <данные изъяты>., главой Кривопорожского сельского поселения <данные изъяты> с цель установления наличий в местах общего пользования элементов централизованной системы теплоснабжения, следует, что на первом этаже имеется подводка к батареи отопления. Радиатор отсутствует. Техническая документация отсутствует. Вывод комиссии: имеется техническая возможность для подачи теплоносителя при условии монтажа радиаторов отопления.
Из ответов администрации Кривопорожского сельского поселения и ООО «УК ККХ» следует, что документы о переустройстве системы отопления в местах общего пользования в доме по адресу: <адрес> отсутствуют.
Из технического паспорта дома следует, что он состоит из подвального помещения, помещений первого этажа и помещений второго этажа. Наружные внутренние стены кирпичные, перегородки -дощатые, перекрытия -железобетонные плиты, отопление –центральное от квартальной котельной.
Из справки ООО «Управляющая компания Кривопорожское коммунальное хозяйство» от 22.03.2022 следует, что внутридомовая систем отопления представляет собой совокупность стоков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры проходящей через подвал многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
В квартире истца произведено отключение центрального отопления и организовано автономное электрическое отопление.
Осуществление работ по электроотоплению квартиры истца подтверждается следующими документами:
-однолинейной схемой (устройство отопления) составленного ООО «Спектр-Энергия», 2016;
-техническими условиями на присоединение к внутридомовым электрическим сетям нагрузок электроснабжения;
-техническими условиями № 1-Т-2016 на отключение от общедомовой системы отопления;
-пояснительной запиской;
-постановлением администрации Кривопорожского сельского поселения от 11.04.2016 №;
-решением о согласовании переустройства и(или) перепланировки жилого помещения № от 29.03.2016;
-актом № 60 приемочной комиссии о завершении переустройства и(или) перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес> от 07.04.2016.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию.
Положениями ст.ст. 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника жилого помещения, с момента возникновения права собственности, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из пунктов 2,32,40,63,64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, следует, что обязанность оплачивать коммунальные услуги возлагается на лицо, пользующееся на праве собственности или ином законом основании помещением в многоквартирном доме и потребляющее коммунальные услуги.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, пункты 3.1.2 и 3.2.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Несмотря на то что многоквартирные дома -в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения- могут обогреваться различными способами (в том числе предполагающими оказание собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), в основу регулирования отношений по представлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования.
Такой подход, обуславливающий по общему правилу, недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на призумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.
Данная призумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы (п.37 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление от 20.12.2018 № 46-П).
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этом помещении отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилыми, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т д.)
Сказанное в свою очередь, обуславливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, представляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения-за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от представления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку путем подачи через централизованную систему отопления и соответственно внутридомовые инженерные системы отопления происходит отопление общего имущества собственников многоквартирного дома к которым относится и истец, обязанная в силу закона платить за названную коммунальную услугу, суд полагает правильным отказать истцу в требовании признать незаконным начисление ей государственным унитарным предприятием республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» платы за отопление мест общего пользования многоквартирного дома <адрес>.
Доводы истца о том, что в подъездах дома сняты радиаторы отопления ввиду чего отопление подъездов не осуществляется, суд в силу вышеизложенных положений считает не верными.
Схема теплоснабжения многоквартирного дома и разводка внутридомовой системы отопления, предполагает прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты, перекрытия и т.п.) таких элементов внутридомовой системы отопления, от которых осуществляется передачи тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения (включая помещения общего пользования). Поэтому, не смотря на отсутствие непосредственно в помещениях общего пользования отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления, тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется жилыми и нежилыми помещениями, которые отапливаются централизовано, но и фактически используются для обогрева помещений общего пользования (то есть на общедомовые нужды).
Таким образом, сам по себе демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется, в том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая как индивидуально квартиры, так и весь объект теплоснабжения в целом.
При этом не стоит забывать и о том, что образуемая в подвальном помещении значительная масса тепла формируемая от системы отопления, так же поднимается вверх и способствует сохранению дома от замерзания, отсыревания.
В связи с отказом в иске о признании незаконным начисления платы за отопление мест общего пользования многоквартирного дома, суд отказывает в удовлетворении вытекающих из основного требования, требований о перерасчете платы за отопление мест общего пользования начисленной за июль 2021-январь 2022 и исключении задолженности из лицевого счета и не начислении задолженности по спорной коммунальной услуге в дальнейшем.
Суд так же не принимает во внимание довод истца о том, что с ней не заключался договор теплоснабжения, поскольку в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ссылка истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 16-П от 27.04.2021г. в котором рассмотрен вопрос о конституционности абзаца третьего пункта 42(1) Правил представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не имеет значения для настоящего дела в том смысле, что для расчета платы за отопление мест общего пользования ответчиком в рассматриваемой ситуации применялась формула предусмотренная абзацем вторым пункта 42(1) Правил.
До вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации отношения, связанные с установкой в жилых помещениях многоквартирных домов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, регулировались статьей 84 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу с 01.03.2005года на основании Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ), так же предусматривавшей необходимость получения разрешения местной администрации на переустройство жилых помещений.
Само по себе введение нормативных требований к порядку переустройства системы отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов жильцов многоквартирного дома подключенного к централизованным сетям теплоснабжения предполагает в том числе недопустимость такого использования источников теплоснабжения, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых и нежилых помещениях, а так же в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание)
Иное выходило бы за рамки конституционно допустимых пределов осуществления прав и свобод, а для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме создало бы необоснованные препятствия в реализации конституционного права на жилище (статья 17, часть 3; статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Как следует из представленных документов процедура переустройства системы отопления в подъездах дома была проведена с нарушением закона, ввиду чего собственники не могут быть освобождены от оплаты поставляемого им ресурса. Радиаторы отопления подлежат восстановлению.
При отсутствии отопительных приборов в местах общего пользования плата за коммунальную услугу отопления начисляется в соответствии с положениями абзаца шестого п. 42(1) Правил № 354. В данном случае расчет в отношении помещений, отключенных от централизованного теплоснабжения, не производится при условии соблюдения нижеследующих требований к отсутствию элементов системы отопления в местах общего пользования.
все помещения общего пользования не должны быть оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, то есть во всех без исключения таких помещениях не должны присутствовать никакие элементы системы теплоснабжения (радиаторы, стояки, магистральные трубопроводы и т.п.)
отсутствие элементов системы отопления в местах общего пользования должно быть подтверждено технической документацией на многоквартирный дом. В том случае, если изначально (при его вводе к эксплуатацию) места общего пользования были оборудованы отопительными приборами, их демонтаж должен быть произведен в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, и подтвержден документально. При этом плата за коммунальную услугу по отоплению изменяется начиная с расчетного периода, в котором исполнителю предоставлено заявление от потребителя, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений о переустройстве, произведенном в установленном законом порядке, то есть перерасчеты за прошедший периоды действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
В ходе рассмотрения дела, получить сведений о произведенном с соблюдением требований закона переустройстве системы отопления дома с изъятием элементов системы отопления не представилось возможным ввиду чего оснований для изменения (снижения, освобождения) платы так же не усматривается.
На основании ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Панеш О.И. к государственному унитарному предприятию республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее в том числе ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») о защите прав потребителей -отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Хольшев
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ
составлено 28 марта 2022 г.