Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7п-126/2020 от 11.08.2020

Судья Игнатьева Э.Э. дело № 7п-126/2020

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 22 сентября 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г., при секретаре Кирилловой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Герасимова В.М. на постановление судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 28 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Герасимова В.М., родившегося <дата> в <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 28 июля 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Герасимова В.М. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с постановлением судьи, Герасимов В.М. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит постановление судьи отменить, дело в отношении него прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения. Ссылается на процессуальные нарушения, допущенные по делу об административном правонарушении – наличие в деле двух протоколов об административном правонарушении.

Герасимов В.М. и его защитник Яштаев А.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили прекратить производство по делу за недоказанностью и отсутствием состава административного правонарушения. Герасимов В.М. пояснил, что действительно он бы остановлен сотрудниками полиции в общественном месте на улице в дату и время указанные в протоколе об административном правонарушении, однако в его действиях каких-либо нарушений не имелось. На составление протокола об административном правонарушении на 10 июля 2020 года его не извещали, протокол составлен в его отсутствии.

Представитель Межмуниципального отдела МВД России «Сернурский» на рассмотрение жалобы не явился, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, выслушав Герасимова В.М. и его защитника, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что 10 июля 2020 года начальником ОУУП и ПДН МО МВД России «Сернурский» в отношении Герасимова В.М. составлен протокол <№> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, согласно которому Герасимов В.М., проживающий по адресу: <адрес>, без причины и острой необходимости выхода из места проживания в нарушение подпункта «г» пункта 5 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» покинул место проживания в период введенного режима повышенной готовности на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции – около 21 часа 15 минут 20 апреля 2020 года находился в общественном месте у дома <№> по <адрес>.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса, составляет три месяца.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Герасимова В.М. настоящего дела об административном правонарушении, имели место 20 апреля 2020 года.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 21 июля 2020 года, в связи с чем судьей первой инстанции 28 июля 2020 года производство по делу было прекращено на основании на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с правовой позицией, выраженной пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5), согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 24.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 названного Кодекса, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Кроме того, в силу положений данной нормы протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 4.1 этой статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье, должностному лицу необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Статья 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).

Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

В связи с этим уполномоченное должностное лицо административного органа обязано принять меры к извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола. Соответственно в материалах дела должны содержаться доказательства, подтверждающие факт извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола.

Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, не имеет юридической силы и является недопустимым доказательством по делу.

Из содержания протокола об административном правонарушении от 10 июля 2020 года 12 <№> следует, что он был составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В материалах дела имеется извещение Герасимова В.М. <№> о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, датированное 3 июля 2020 года. При этом к протоколу об административном правонарушении какие-либо доказательства, подтверждающие, что Герасимов В.М. был извещен о месте и времени его составления не приложено.

По запросу судьи Верховного Суда Республики Марий Эл МО МВД России «Сернурский» представлено почтовое уведомление, согласно которому извещение <№> от 3 июля 2020 года о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении 10 июля 2020 года Герасимов В.М. получил 23 июля 2020 года. Данное обстоятельство подтверждено Герасимовым В.М. в судебном заседании при рассмотрении его жалобы.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, что не было учтено судьей районного суда при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении и его рассмотрении.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При изложенных обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении Герасимова В.М. подлежит прекращению ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения (недоказанности факта совершения им административного правонарушения).

Изменением постановления не ухудшается положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу.

Доводы жалобы Герасимова В.М. о необходимости прекращения производства по делу по основанию отсутствия события административного правонарушения ввиду наличия в деле двух различных протоколов об административном правонарушении, являются не состоятельными. Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Герасимова М.В. 28 апреля 2020 года по указанным выше обстоятельствам, определением судьи от 7 мая 2020 года был возвращен в административный орган на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, поскольку также был составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, следовательно не имел юридической силы и не мог быть взят за основу судебного постановления.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 28 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Герасимова В.М., изменить - исключить из решения указание на прекращение дела на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ; прекратить производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья     С.Г. Орлова

7п-126/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Герасимов Владимир Максимович
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Орлова Светлана Геннадьевна
Статьи

ст. 20.6.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--mari.sudrf.ru
11.08.2020Материалы переданы в производство судье
03.09.2020Судебное заседание
22.09.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее