УИД 02RS0001-01-2024-004021-89 Дело № 2-1286/2024
Категория 2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2024 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Ушаковой Ю.А.,
с участием прокурора Затеевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Молчанова Г.О. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Молчанов Г.О. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей. Исковые требования мотивирует тем, что он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 135 УК РФ. Молчанову Г.О. была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Республике Алтай. 11 декабря 2023 года Майминским районным судом Республики Алтай продлен срок содержания под стражей на два месяца, а всего на четыре, то есть до 13 февраля 2024 года включительно. 11 декабря 2023 года адвокатом была подана жалоба на постановление Майминского районного суда. Верховный Суд Республики Алтай согласился с доводами жалобы о том, что суд первой инстанции не проверил правильность исчисления сроков. Верховный суд постановил, что срок содержания под стражей продлен на 1 месяц 29 суток, а всего до 3 месяцев 29 суток, то есть до 12 февраля 2024 года, мотивируя тем, что суд первой инстанции ошибочно указал датой окончания срока содержания Молчанова Г.О. под стражей – 13 февраля 2024 года включительно, что выходит за пределы допустимого срока предварительного следствия. Затем Чемальским районным судом Республики Алтай было вынесено постановление от 07 февраля 2024 года, в котором судья, не проверив правильность ходатайства МСО СУСК России по Республике Алтай, вновь продлевает срок на 1 месяц, а всего до пяти месяцев 00 суток, то есть до 13 марта 2024 года включительно. Затем (13 марта 2024 года) уголовное дело в отношении Молчанова Г.О. было возвращено прокурору Чемальского района, мера пресечения в виде заключения под стражу продлена на два месяца, то есть до 13 мая 2024 года включительно. Ни один из органов не проверил правильность исчисления сроков, которое указал Верховный суд Республики Алтай – 12 число. Указанные нарушения причинили Молчанову Г.О. моральные и нравственные страдания, которые он оценивает в 15 000 рублей 00 копеек.
Определением суда от 10.06.2024 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены МСО СУ СК России по Республике Алтай, СУ СК России по Республике Алтай.
Истец Молчанов Г.О., участвующий в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Пальчикова О.А. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица СУ СК России по Республике Алтай Тодокова О.Э. полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, прокурора, давшего заключение об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу Молчанова Г.О, компенсации морального вреда, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Возложение данной статьей Конституции Российской Федерации ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов (должностных лиц), непосредственно на государство, следует рассматривать как укрепление гарантий прав и свобод граждан. Одновременно эта норма имеет и превентивное значение, поскольку направлена на укрепление законности во взаимоотношениях органов государственной власти и их должностных лиц с гражданами.
Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения, являются личными неимущественными правами гражданина.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности и имуществу гражданина, а также вреда, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно абз. 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Ст. 1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, когда вина является основанием возмещения вреда.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащее гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна т.п.) или нарушающими его неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства) либо нарушающими неимущественные права гражданина.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 ГК РФ).
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п.1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 настоящего кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу (п. 2).
Судом установлено, что в производстве следователей Майминского МСО находилось уголовное дело № 12302840003000056, возбужденное 12 октября 2023 года, по обвинению Молчанова Г.О., 13.06.1988 года рождения, в совершении двух эпизодов преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 135 УК РФ (совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим 18-летнего возраста, в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста), в отношении своей падчерицы, 31.01.2008 года рождения.
Молчанов Г.О. задержан органом предварительного следствия в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ 13 октября 2023 года в 13 час. 35 мин.
15 октября 2023 года Чемальским районным судом Республики Алтай в отношении обвиняемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 2 месяца 00 суток, то есть до 13 декабря 2023 года включительно.
11 декабря 2023 года Майминским районный судом Республики Алтай обвиняемому продлен срок содержания под стражей на 2 месяца, а всего до 4 месяцев 00 суток, то есть до 13 февраля 2024 года включительно.
07 февраля 2024 года Чемальским районным судом Республики Алтай обвиняемому продлен срок содержания под стражей на 1 месяц, а всего до 5 месяцев 00 суток, то есть до 13 марта 2024 года включительно.
Дальнейшее продление сроков содержания под стражей осуществлялось на стадии судебного рассмотрения уголовного дела.
Согласно положениям ч. 1 ст. 156, ч. 1 ст. 158 и ч. 2 ст. 162 УПК РФ предварительное расследование по уголовному делу осуществляется следователями следственных органов с места возбуждения уголовного дела и до его направления прокурору в установленные УПК РФ процессуальные сроки.
Срок предварительного следствия по уголовному делу № № продлен заместителем руководителя следственного управления 06 декабря 2024 года до 4 месяцев 00 суток, то есть до 12 февраля 2024 года.
06 февраля 2024 года срок предварительного следствия по нему продлен также заместителем руководителя следственного управления до 5 месяцев 00 суток, то есть до 12 марта 2024 года.
12 февраля 2024 года Молчанову Г.О. в порядке ст.ст. 171-172, 175 УПК РФ предъявлено новое обвинение по ч. 1 ст. 135, ч. 1 ст. 135 УК РФ.
14 февраля 2024 года обвиняемый и его защитник были ознакомлены с материалами уголовного дела. 15 февраля 2024 года уголовное дело с обвинительным заключением направлено прокурору в порядке ч. 6 ст. 220 УПК РФ.
21 февраля 2024 года уголовное дело по обвинению Молчанова Г.О. с обвинительным заключением направлено прокурором в суд для рассмотрения по существу в порядке ч. 1 ст. 2252 УПК РФ.
В настоящее время уголовное дело не рассмотрено, приговор по нему не постановлен, обвиняемый продолжает содержаться под стражей, срок содержания под стражей ему продлен до 12 июля 2024 года. В Майминский МСО уголовное дело из суда или органами прокуратуры не возвращалось.
Суд полагает, что органом предварительного следствия не допущено нарушений действующего уголовно-процессуального законодательства при продлении процессуальных сроков как следствия, так и содержания под стражей обвиняемого Молчанова Г.О. Выравнивание (приведение в единообразие) процессуальных сроков следствия и содержания под обвиняемого под стражей судом апелляционной инстанции не повлекли за собой нарушений прав истца, поскольку вне процессуальных сроков (незаконно, необоснованно) под стражей он не содержался.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Молчанова Г.О. у суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По смыслу ст.ст. 4, 45, 46, 47, 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания лежит на сторонах, заявляющих требования относительно предмета спора. Стороны доказывают не только те обстоятельства, на которые ссылаются, но и те, которые в их интересах должны быть установлены судом по конкретной категории дел.
Процессуальный закон также предусматривает понятие состязательности сторон в судебном процессе. Стороне следует самостоятельно представлять суду доказательства по делу – сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Гражданское законодательство не исключает принятие судом решения о компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении уголовного судопроизводства, в иных случаях, однако в таких случаях компенсация морального вреда определяется исходя из обстоятельств конкретного дела, при предоставлении истцом доказательств степени претерпеваемых физических и нравственных страданий и в чем они выражаются, наличия причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими нравственными и физическими страданиями.
Доказательств вины причинителя вреда, а также степени претерпеваемых физических и нравственных страданий и в чем они выражаются, наличия причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими нравственными и физическими страданиями Молчанов Г.О. суду не представил.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для деликтной ответственности государства и взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Молчанову Г.О. в удовлетворении искового заявления к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Решение в окончательной форме изготовлено 16 июля 2024 года