Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-421/2023 от 02.10.2023

Судья Афонин Г.В. Дело № 21-421/2023 УИД 37RS0010-01-2023-001962-48

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 16 ноября 2023 года

Судья Ивановского областного суда Кузнецова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобеФИО1 на определение ведущего специалиста-эксперта отдела по защите прав субъектов персональных данных, контроля и надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Ивановской области Харисова Р.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, решение старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководителя Управления Роскомнадзора по Ивановской области Титоренко С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

Определением ведущего специалиста-эксперта отдела по защите прав субъектов персональных данных, контроля и надзора в сфере связи Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области (далее - Управление Роскомнадзора по Ивановской области) Харисова Р.Д. от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления ФИО1 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты>, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководителя Управления Роскомнадзора по Ивановской области Титоренко С.В. от ДД.ММ.ГГГГ указанное определение должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ указанные определение должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решение вышестоящего должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по жалобе на указанное определение, оставлены без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд,ФИО1ставит вопрос об отмене вышеназванных процессуальных актов. Указывает, что оспариваемые определение и решения не соответствуют задачам, предусмотренным ст.ст. 1.2, 24.1 КоАП РФ, а также требованиям ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, поскольку их нельзя считать мотивированными. Считает определение и решения незаконными по доводам жалобы, рассмотренной районным судом. Полагает, что судья поддержал освобождение правонарушителя от ответственности, расширил свои полномочия, незаконно установив обстоятельства, которые в будущем могут иметь преюдициальное значение и негативно сказаться на его правах. Указывает, что вопреки позиции судьи, <данные изъяты> является оператором его персональных данных не только в связи с заявлением о возбуждении дела, но и в связи с рассмотрением иных его обращений и заявлений, также в связи с тем, что в настоящее время является участником судебных разбирательств с его участием. Заявитель не согласен с тем, что в оспариваемом решении судьей не установлено обстоятельство обработки его персональных данных. Полагает, что персональные данные должны были обрабатываться, в том числе, и в связи с поступлением материалов дела об административном правонарушении, которые были возвращены, поскольку определение о возвращении протокола об административном правонарушении могло быть им обжаловано в порядке главы 30 КоАП РФ. Считает, что не указание в протоколе об административном правонарушении сведений о нем, как о потерпевшем не исключало обязанность направления в его адрес указанного определения, поскольку впоследствии после устранения недостатков именно он был потерпевшим, в связи с чем, его права были нарушены. Харисовым Р.Д. проигнорировано то обстоятельство, что в адрес <данные изъяты> поступил не только протокол об административном правонарушении, который был возвращен, но и возбуждено дело об административном правонарушении, содержащее запись его персональных данных. Персональные данные были указаны в заявлении о возбуждении дела об административном правонарушении, и в самом протоколе. Также указывает, что сам факт поступления возбужденного дела об административном правонарушении свидетельствует о том, что <данные изъяты> и его сотрудники имели доступ к его персональным данным, поскольку в их распоряжении имелись документы, содержащие персональные данные. Считает, что факт неисполнения обязанностей по направлению в его адрес определения о возвращении протокола об административном правонарушении и, как следствие, нарушение его прав на обжалование указанного определения Харисовым Р.Д., Титоренко С.В. и судьей районного суда восприняты как повод для совершения в отношении него правонарушения.

Извещенные в установленном ст. 25.15 КоАП РФ порядке о месте и времени рассмотрения жалобыФИО1, ведущий специалист-эксперт отдела по защите прав субъектов персональных данных, контроля и надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Ивановской области Харисов Р.Д., старший государственный инспектор Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководитель Управления Роскомнадзора по Ивановской области Титоренко С.В. в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. Руководитель Управления <данные изъяты>. ходатайствовал о рассмотрении жалобы ФИО1 в отсутствие представителя <данные изъяты>, возражал против удовлетворения жалобы.

При таких обстоятельствах жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.

Оценив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 КоАП РФ).

В силу ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Такое определение должностное лицо обязано вынести при отсутствии события административного правонарушения, состава административного правонарушения, истечения сроков давности привлечения к административной ответственности и иных обстоятельствах, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ административная ответственность установлена за невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роскомнадзора по Ивановской области поступило перенаправленное из Прокуратуры Ивановской области обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил возбудить в отношении <данные изъяты> области, заместителя руководителя <данные изъяты>., начальника юридического отдела <данные изъяты>. дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ, по факту непредставления ему информации, предусмотренной ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», касающейся обработки его персональных данных.

Заявление ФИО1 мотивировано тем, что им был направлен запрос субъекта персональных данных, предусмотренный ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», основной целью которого являлось выяснение поступления из прокуратуры Фрунзенского района г. Иваново дела об административном правонарушении, возбужденного по его заявлению в отношении АО «<данные изъяты>». Указывает, что представленный <данные изъяты> ответ не содержал запрашиваемых сведений, в связи с чем, нарушены его права, как субъекта персональных данных. При этом Управление <данные изъяты> является оператором его персональных данных, поскольку дело с его персональными данными поступало в <данные изъяты>, но было возвращено.

По результатам проведенной проверки по доводам ФИО1 ведущим специалистом-экспертом отдела по защите прав субъектов персональных данных, контроля и надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Ивановской области Харисовым Р.Д. ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое определение , которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

По результатам рассмотрения жалоб ФИО1 на указанное определение вышестоящее должностное лицо и судья районного суда обоснованно не нашли правовых оснований для его отмены.

Оснований не согласиться с вынесенными процессуальными актами не имеется.

Объективная сторона правонарушения по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ выражается в непредставлении субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных.

В соответствии с ч.ч. 1, 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ) субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 152-ФЗ, оператор обязан сообщить в порядке, предусмотренном ст.14 настоящего Закона, субъекту персональных данных или его представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.

В случае отказа в предоставлении информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных или персональных данных субъекту персональных данных или его представителю при их обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение ч. 8 ст. 14 настоящего Закона или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа, в срок, не превышающий тридцати дней со дня обращения субъекта персональных данных или его представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя (ч. 2 ст. 20 Федеральный закон № 152-ФЗ).

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> за номером зарегистрирован запрос ФИО1, в котором он просил подтвердить факт обработки его персональных данных в целях рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных по его заявлениям в отношении АО «<данные изъяты>» и его сотрудников по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, а также предоставить информацию о наименовании и месте нахождения оператора/операторов, сведения о лицах (за исключением оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные, в связи с обработкой его персональных данных на основании договора с оператором или на основании федерального закона в целях рассмотрения указанных дел об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> за подписью руководителя ФИО2 (исполнитель ФИО3) дан ответ ФИО1, в котором заявителю сообщено, что дела об административном правонарушении в отношении АО «<данные изъяты>» и сотрудников АО «<данные изъяты>» по ч. 1 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, по факту ненадлежащего доставления письма ФИО1 в адрес ООО «<данные изъяты>», не принимались <данные изъяты>. В связи с чем, <данные изъяты> и должностными лицами <данные изъяты> персональные данные заявителя не обрабатывались.

Полагая, что <данные изъяты> не предоставлены сведения об обработке персональных данных ФИО1 обратился в Управление Роскомнадзора по Ивановской области с указанным выше заявлением о привлечении, в том числе, <данные изъяты> к административной ответственности по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ.

Исходя из ответа руководителя <данные изъяты> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Управления Роскомнадзора по Ивановской области, сведения, подтверждающие факт обработки персональных данных в обращении ФИО1, зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ, не изложены в связи с чем, оснований для признания указанного запроса, поданным в соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ, не имелось. Ответ на указанное обращение направлен ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты, указанный в обращении. Также указано, что в постановлении прокуратуры Фрунзенского района г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ участниками производства по делу об административном правонарушении являлись лицо, в отношении которого велось производство по делу и орган прокуратуры, иных участников производства по делу в постановлении не указывалось, в связи с чем, ни в какие формы учета сведений о ФИО1 по данному факту не заносились, данные о ФИО1 в <данные изъяты> не хранятся. Личность указанного лица не устанавливалась, сбор дополнительных сведений в целях установления личности не осуществлялся.

Из материалов дела также усматривается, что в 2022 году из прокуратуры Фрунзенского района г. Иваново в <данные изъяты> поступило дело об административном правонарушении в отношении директора УФПС <данные изъяты> области АО «<данные изъяты>» ФИО5 и дело об административном правонарушении в отношении должностного лица <данные изъяты> области АО «<данные изъяты>». Указанные дела об административных правонарушениях не были приняты к рассмотрению должностным лицом <данные изъяты>, а были возвращены в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ для устранения выявленных недостатков (л.д. 48-49, 54, 57-62).

Несмотря на то, что в возвращенных <данные изъяты> материалах дел об административных правонарушениях в отношении директора УФПС <данные изъяты> области АО «<данные изъяты>» ФИО5 и должностного лица <данные изъяты> области АО «<данные изъяты>» имелись сведения о фамилии и инициалах заявителя (ФИО1), оснований не согласиться с выводом должностного лица Управления Роскомнадзора по Ивановской области об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ в отношении <данные изъяты> не усматриваю по следующим основаниям.

Согласно положениям ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 152-ФЗ сфера действия указанного Закона распространяется на отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 152-ФЗ, если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных указанную в ч. 3 названной статьи информацию.

На основании положений п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 152-ФЗ оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 18 данного Закона, в случаях, если персональные данные получены оператором на основании федерального закона.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 сентября 2011года № 1251-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона «О полиции» и статьей 7 Федерального закона «О персональных данных», действие этого Закона не распространяется на отношения по собиранию, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и сам по себе он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и проверок сообщений о преступлениях.

Полагаю, что указанный подход применим и к случаям по проверке заявлений и сообщений о совершении административного правонарушения.

Поскольку <данные изъяты> получило доступ к информации, содержащейся в материалах дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении директора УФПС <данные изъяты> области АО «<данные изъяты>» ФИО5 и в отношении должностного лица <данные изъяты> области АО «<данные изъяты>», в рамках проверок, проводимых по обращениям ФИО1, при этом порядок разрешения таких материалов регламентирован КоАП РФ, обязанности сообщать заявителю информацию в соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 152-ФЗ в данном случае не возникало.

При таких обстоятельствах оснований считать неверным выводы должностных лиц Управления Роскомнадзора по Ивановской области и судьи районного суда об отсутствии состава административного правонарушения не имеется.

Каких-либо значимых доводов, ставящих под сомнение законность принятых по данному делу процессуальных актов, жалоба заявителя не содержит.

Доводы, приводимые ФИО1 в обоснование своей позиции и имеющие отношение к рассматриваемому делу, надлежащим образом оценены судьей районного суда и мотивированно отклонены. Несогласие заявителя с оценкой доказательств по делу об административном правонарушении не может служить основанием к отмене определения должностного лица административного органа, решения вышестоящего должностного лица и судебного акта.

Таким образом, обжалуемое определение должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ отвечает требованиям ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, а решения вышестоящего должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по жалобе на это определение, - положениям ст. 30.7 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену указанных процессуальных актов, не допущено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Определение ведущего специалиста-эксперта отдела по защите прав субъектов персональных данных, контроля и надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Ивановской области Харисова Р.Д. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.13.11 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты>, решение старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководителя Управления Роскомнадзора по Ивановской области Титоренко С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе ФИО1 на указанное определение, решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Е.В. Кузнецова

21-421/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Роспотребнадзор
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Кузнецова Елена Вадимовна
Статьи

ст.13.11 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--iwn.sudrf.ru
02.10.2023Материалы переданы в производство судье
16.11.2023Судебное заседание
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023Дело оформлено
15.12.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее