Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-121/2022 ~ М-60/2022 от 04.02.2022

Дело № 2-121/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2022 года с. Улаган

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черлояковой Зои Сергеевны к администрации МО «Улаганский район», Министерству регионального развития Республики Алтай о постановке на учет с первоначальной даты подачи заявления в сводных списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, о признании членом семьи,

УСТАНОВИЛ:

Черлоякова З.С. обратилась в суд с иском к администрации МО «Улаганский район», Министерству регионального развития Республики Алтай о постановке на учет с первоначальной даты подачи заявления в сводных списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты с 13 декабря 2011 года; о признании внучки ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. членом семьи применительно к основному мероприятию «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; об обязании включить в состав семьи для получения жилищной субсидии для приобретения жилого помещения.

Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением администрации МО «Улаганский район» от 21.12.2012 г. №765 истец поставлена на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «пенсионеры» с датой постановки на учет с 10.01.2012 года. Заявление и заявление (рапорт) о постановке на учет по данной программе истцом подано 13.12.2011 года. Администрация МО «Улаганский район» объясняла причину поздней постановки на учет вынесением представления и.о. прокурора Улаганского района от 15.12.2009 года №7-4-2009 о прекращении постановки на учет граждан относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до решения данного вопроса Правительством Республики Алтай. Истец с датой постановки на учет с 10.01.2012 года не согласна, поскольку имеет право на постановку на учет с первоначальной даты подачи заявления, т.е. с 13.12.2011 года. Истец проживает с дочерью и внучкой в квартире по адресу: <адрес>. Истец обратилась в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о включении внучки в состав семьи, получен ответ, что данный вопрос решается в судебном порядке. Истец и внучка проживают совместно, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет.

Истец Черлоякова З.С. просила о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика администрации МО «Улаганский район», третье лицо Мирзабаева В.И., в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, причины неявки суду неизвестны.

Представитель ответчика Министерства регионального развития Республики Алтай, направив возражение, просила о рассмотрении дела без её участия.

Исследовав материалы дела и учетное дело, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Статьями 1, 3 ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. ФЗ от 25.10.2002 г.) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктами 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879 (в ред. постановления от 14.11.2007 г. № 780) было предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов РФ по месту их постоянного проживания; органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п.9, 12 вышеуказанного Положения (в ред. постановления от 14.11.2007 г. № 780) для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: а) заявление; б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров. Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан.

В материалах учетного дела имеется заявление Черлояковой З.С. от 13.12.2011 г., адресованное председателю жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район», о постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «пенсионеры» (вх. № 42 от 10.01.2012 г.).

В заявлении (рапорте) от 13.12.2011 г. о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Черлоякова З.С. указала, что в соответствии с Постановлением Правительства № 153 от 21.03.2006 г. относится к категории «пенсионеры».

К заявлению приложены следующие документы: копии паспортов заявителя и членов семьи; копии свидетельств о рождении членов семьи; копия трудовой книжки, заверенной нотариусом 23.11.2011 г.; копия пенсионного удостоверения; справка ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Улаганском районе от 01.12.2011 г.; справки сельской администрации Акташского сельского поселения от 07.12.2011 г.; справка БТИ от 08.12.2011 г.; выписка из ЕГРН от 09.12.2011 г.; уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 09.12.2011 г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что к заявлению от 13.12.2011 г. Черлояковой З.С. приложены все необходимые документы, предусмотренные п.9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Постановлением администрации МО «Улаганский район» от 21.12.2012 г. № 765 Черлоякова З.С. поставлена на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, в категорию «пенсионеры» с 10.01.2012 г.

В обоснование доводов об отсутствии оснований для постановки истца на учет с 13.12.2011 г. ответчиками представлено постановление администрации МО «Улаганский район» № 04 от 13.01.2010 г., которым на основании представления и.о прокурора Улаганского района от 15.12.2009 г. №7-4-2009 постановка на учет граждан, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, была прекращена до решения данного вопроса Правительством Республики Алтай.

Как установлено в судебном заседании, органы местного самоуправления на территории Республики Алтай наделены отдельными государственными полномочиями по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, на основании статей 1, 2 Закона Республики Алтай от 04.06.2012 г. № 31-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке на учет и учету граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений», вступившего в силу 22.06.2012 года.

Оценивая доводы ответчиков об отсутствии полномочий по постановке на учет, суд принимает во внимание, что несмотря на прекращение администрацией МО «Улаганский район» деятельности по постановке на учет граждан в 2010-2011 гг., исполнительный орган государственной власти Республики Алтай в указанный период прием таких заявлений и постановку на учет также не осуществлял, что свидетельствует о нарушении прав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Суд отклоняет доводы ответчиков об отсутствии в 2011 году полномочий по постановке на учет, поскольку абз.1 п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153, начиная с 13.04.2006 г., было предусмотрено, что для участия в основном мероприятии граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат) следующие документы: заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных с приложением следующих документов: документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.; выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров); копия пенсионного удостоверения и справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для пенсионеров и иные документы.

Материалы учетного дела подтверждают соблюдение истцом Черлояковой З.С. при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления условий, предусмотренных абз.1 п.19 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153.

Кроме того, согласно п.2.1 Положения о жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район», утвержденного 28.04.2011 г., к компетенции жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» отнесено формирование списков на получение государственных жилищных сертификатов.

На основании вышеизложенного, суд признает несостоятельными доводы ответчиков об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по регистрации и учету граждан до принятия закона Республики Алтай от 04.06.2012 г. №31-РЗ, поскольку с 13.04.2006 года федеральным законодателем полномочия по приему заявления (рапорта) об участии в основном мероприятии возложены на органы местного самоуправления.

Таким образом, администрация МО «Улаганский район» обладала полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании пункта 29 Правил утверждал единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формировал сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, а также сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году.

В соответствии с п.20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в ред. постановления от 14.11.2007 г. № 780), очередность предоставления социальных выплат определяется в зависимости номера и даты подачи заявления о постановке на учет.

Истец Черлоякова З.С. указывает, что 13.12.2011 года все документы сданы в администрацию, об этом свидетельствует дата в заявлении и дата выдачи приложенных документов.

Из протокола заседания жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» от 17.12.2012 г. № 16 установлено, что 13.01.2010 г. издано постановление администрации МО «Улаганский район» «О прекращении постановки на учет граждан относящихся к районам Крайнего Севера». В течение 2 лет граждане подавали заявления, но в книгу регистрации заявлений граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, записи не были внесены. С 10.01.2012 года начали принимать заявления, т.к. ответственные за программу работники Минрегиона Республики Алтай с устном порядке дали разрешение, 10.01.2012 года зарегистрировано 62 заявления.

Сводный список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры» по Республике Алтай по состоянию на 01.01.2022 г., исследованный судом, подтверждает, что несмотря на отсутствие закона о наделении отдельными государственными полномочиями администрации муниципальных районов фактически осуществляли постановку граждан на учет, формировали учетные дела, содержащие все документы, подтверждающие наличие оснований для постановки граждан на учет, о чем было известно органам исполнительной власти Республики Алтай, в том числе Министерству регионального развития Республики Алтай.

Таким образом, оценивая в совокупности объяснения сторон и письменные доказательства, суд приходит к выводу, что 13.12.2011 года Черлоякова З.С. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет, приложив все необходимые документы, указанное обстоятельство представителем ответчика администрации МО «Улаганский район» в судебном заседании не оспаривалось.

Вместе с тем, постановлением администрации МО «Улаганский район» от 21.12.2012 г. № 765 Черлоякова З.С. поставлена на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, с 10.01.2012 г., что свидетельствует о несоблюдении требований п.12, 20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879.

Ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами ответчиков и отсутствие у гражданина возможности реализовать свое право непосредственно в органе исполнительной власти Республики Алтай привело к постановке на учет истца с 10.01.2012 года, что не может являться основанием для ограничения, предусмотренного Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» права истца на получение жилищной субсидии при соблюдении ею предусмотренных законом условий, с даты подачи заявления, то есть с 13.12.2011 года.

    При рассмотрении дела доводы истца нашли свое подтверждение, ответчиками доказательства обратного не представлены. При таких обстоятельствах, исковые требования о постановке на учет с первоначальной даты подачи заявления в сводных списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты с 13 декабря 2011года, обоснованы.

По общему правилу в соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г., данным в п. 11 Постановления № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при применении Жилищного кодекса РФ», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В силу п.17 Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: в отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство;

в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Судом установлено, что в заявлении (рапорте) от 13.12.2011 г. Черлоякова З.С. указала в составе семьи дочь Мирзабаеву В.И.

Мирзабаева В.И. является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., запись об отце не внесена, что подтверждается свидетельством о рождении.

Из справки от 26.01.2022 г. № 278, выданной сельской администрацией Акташского сельского поселения, установлено, что в квартире по адресу: <адрес>, совместно с Черлояковой З.С. проживают: Мирзабаева В.И. (дочь), ФИО3 (внучка).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 15.12.2010 г. квартира по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Мирзабаевой В.И.

Из копий паспортов усматривается, что по адресу: <адрес>, состоят на регистрационном учете: Черлоякова З.С.(со ДД.ММ.ГГГГ), Мирзабаева В.И. (с ДД.ММ.ГГГГ).

Из врачебных справок от 31.01.2022 г.,01.02.2022 г. усматривается, что Черлоякова З.С., Мирзабаева В.И., ФИО3 состоят на учете в БУЗ РА «Акташская больница» по адресу: <адрес>.

ФИО3 обучается в МБОУ «Акташская СОШ им. Ст. Мохова», что следует из справки МБОУ «Акташская СОШ им. Ст. Мохова» от 27.01.2022 г.

Из ответа ОМВД России по Улаганскому району от 17.12.2022 г. на запрос суда следует, что в ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес>, фактически проживают Черлоякова З.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Мирзабаева В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Из уведомления от 02.02.2022 г. установлено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности Мирзабаевой Э.В. на недвижимое имущество.

Таким образом, внучка истца не обеспечена жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В соответствии со статьей 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей.

Судом установлено, что истец Черлоякова З.С., ее дочь Мирзабаева В.И. и внучка ФИО3 проживают в квартире по адресу: <адрес>, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет, имеют характерные для семьи признаки: взаимную заботу, ответственность друг перед другом и оказание поддержки, доказательства обратного ответчиком не представлены.

Сообщением от 26.01.2022 г. истцу отказано в удовлетворении заявления о включении внучки в состав семьи, поскольку данный вопрос разрешается в судебном порядке.

При рассмотрении дела доводы истца нашли свое подтверждение, при таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Черлояковой Зои Сергеевны к администрации МО «Улаганский район», Министерству регионального развития Республики Алтай о постановке на учет с первоначальной даты подачи заявления в сводных списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, о признании внучки членами семьи, удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Улаганский район», Министерство регионального развития Республики Алтай поставить Черлоякову Зою Сергеевну на учет с первоначальной даты подачи заявления с 13 декабря 2011 года в сводных списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в категорию «Пенсионеры» по Республике Алтай.

Признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р, членом семьи Черлояковой Зои Сергеевны применительно к основному мероприятию «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Обязать администрацию МО «Улаганский район» включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р, в состав семьи Черлояковой Зои Сергеевны для получения жилищной субсидии для приобретения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.

Решение суда в окончательной форме принято 24 марта 2022 года.

Председательствующий Е.В. Айманова

2-121/2022 ~ М-60/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черлоякова Зоя Сергеевна
Ответчики
Министерство регионального развития Республики Алтай
Администрация МО «Улаганский район»
Другие
Мирзабаева Валентина Ивановна
Суд
Улаганский районный суд Республики Алтай
Судья
Айманова Елена Васильевна
Дело на странице суда
ulagansky--ralt.sudrf.ru
04.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2022Передача материалов судье
11.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2022Дело оформлено
07.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее