Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1231/2022 ~ М-1210/2022 от 23.08.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11 октября 2022 года                                г. Узловая

Узловский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тимофеевой Н.А.,

при секретаре Стрижак В.В.,

с участием представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда РФ по Тульской области по доверенности Старцева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1231/2022 по иску Балабаева Владислава Анатольевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Балабаев В.А. обратился в суд с вышеназванным иском. В обоснование требований указал, что 04.07.2022 он обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области (далее – Отделение ПФР по Тульской области) с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста. Решением от 08.07.2022 ему отказано в назначении пенсии по причине не достижения возраста, необходимого для назначения пенсии. С указанным решением не согласен, поскольку имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет в связи с работой в качестве работника локомотивных бригад, а также на 5 лет в связи с проживанием (работой) на территории радиоактивного загрязнения. 50-летнего возраста истец достиг ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, просит признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также в соответствии со ст. 33,34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав Отделение ПФР по Тульской области назначить и выплачивать ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

От ответчика Отделения ПФР по Тульской области поступили письменные возражения, в которых исковые требования считает не подлежащими удовлетворению. Указывает, что право на снижение пенсионного возраста истца на 5 лет в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком не оспаривается. Вместе с тем, документально подтвержденная продолжительность работы истца в зоне с правом на отселение составляет 6 лет 5 месяцев 19 дней, проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом – 24 года 5 месяцев 4 дня. Поэтому он имеет право на снижение пенсионного возраста в связи с работой (проживанием) на территории радиоактивного загрязнения лишь по одному основанию и максимум на 3 года. Просит в иске отказать в полном объеме.

В судебное заседание истец Балабаев В.А. и его представитель по ордеру адвокат Лобастов Д.А., о месте и времени его проведения извещенные надлежащим образом, не явились. Адвокат Лобастов Д.А. письменно просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения ПФР по Тульской области по доверенности Старцев Д.А. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении. Поддержал ранее поданные возражения.

Изучив мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пенсионное обеспечение граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяемого с 01.01.2015 в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    На основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет, соответственно, мужчины и женщины (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

    В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

    Право на назначение пенсии истцу по достижении 55-летнего возраста в связи наличием необходимой продолжительности страхового стажа и специального стажа работы в должности работника локомотивной бригады ответчиком не оспаривается.

    Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).

    Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Таким образом, назначение пенсии по старости вышеуказанным гражданам зависит от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

    Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

    Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

    Право на суммирование дополнительных величин уменьшения пенсионного возраста при определении возраста выхода на пенсию граждан, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, если ее границы изменялись в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 имеют только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте, который имел статус зоны проживания с правом на отселение (зона № 3) и в последующем данный населенный пункт отнесен к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (зона № 4).

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ Балабаев В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился с письменным заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости в Отделение ПФР по Тульской области.

    Решением Отделения ПФР по Тульской области от 07.07.2022 в назначении такой пенсии отказано, указано, что право на пенсионное обеспечение он приобретет либо в возрасте 53 лет в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1, либо в возрасте 52 лет в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1.

Судом установлено, что Балабаев Д.А. с 17.08.1989 по 07.08.1990, с 14.08.1990 по 09.10.1990, с 16.10.1990 по 04.12.1990, с 19.11.1992 по настоящее время проживает на территории г. Узловая Тульской области, что подтверждается справками управляющих организаций.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловая Тульской области отнесена к зоне с правом на отселение. С 01.02.1998 постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 статус территории г. Узловая Тульской области был изменен, и он стал относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074 статус территории г. Узловая Тульской области оставлен прежним.

    На момент вынесения пенсионным органом решения проживание (работа) истца в зоне с правом на отселение составляет полных 6 лет, проживание (работа) в зоне с льготным социально-экономическим статусом – более 24 лет.

В силу положений п. 7,8 ст. 13, ст.ст. 33, 34 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 г. истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста 2 года за каждые три года работы на территории зоны с правом на отселение в период, а также на снижение пенсионного возраста на 3 года за каждые четыре года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, а всего на пять лет снижения общеустановленного пенсионного возраста.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает отказ ответчика в назначении истцу пенсии по старости в связи с отсутствием у последнего достаточного возраста не основанным на законе и признает за истцом право на досрочную пенсию.

На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Поскольку 50 лет истцу исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, а за назначением пенсии он обратился к ответчику с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, поэтому с ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел право на пенсионное обеспечение.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Балабаева Владислава Анатольевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости – удовлетворить.

Признать за Балабаевым Владиславом Анатольевичем (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, паспорт гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, СНИЛС ) право на назначение ему пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и со ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области (ОГРН: , ИНН: назначить указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                                                    Решение в окончательной форме принято 18 октября 2022 года.

                                                    Председательствующий                                Н.А. Тимофеева

2-1231/2022 ~ М-1210/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Балабаев Владислав Анатольевич
Ответчики
ГУ-отделение ПФ РФ по ТО
Суд
Узловский районный суд Тульской области
Судья
Тимофеева Надежда Александровна
Дело на странице суда
uzlovsky--tula.sudrf.ru
23.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2022Передача материалов судье
29.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2022Подготовка дела (собеседование)
19.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2022Судебное заседание
18.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее