РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» декабря 2022 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., при секретаре Анесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1395/2022 по иску АО «Сеть Телевизионных Станций» к Исяновой В.М. о взыскании компенсации за нарушение исключительных имущественных прав,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском к ответчику, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ истцом, во время проведения мероприятий по выявлению нарушений своих исключительных прав, в торговом павильоне, расположенном по адресу: <адрес>А, был выявлен факт продажи продукции, нарушающей исключительные права истца, а именно предлагался к продаже и был реализован товар «Набор игрушек». В подтверждение сделки продавцом был выдан чек с реквизитами ответчика. На данном товаре размещены изображения, сходные до степени смешения с товарными знаками, либо являющиеся воспроизведением/переработкой произведений изобразительного искусства: средство индивидуализации - товарный знак № (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ); средство индивидуализации - товарный знак № (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ); произведение изобразительного искусства – «Логотип Три Кота» (правообладатель - АО «Сеть Телевизионных Станций»); произведение изобразительного искусства – «Изображение персонажа Мама (Кисуля)» (правообладатель – АО «Сеть Телевизионных Станций»); средство индивидуализации – товарный знак № (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ); средство индивидуализации - товарный знак № (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ). Истец не давал своего разрешения ответчику на использование принадлежащих ему исключительных прав. Товар, реализованный ответчиком, не вводился в гражданский оборот истцом и (или) третьими лицами с согласия истца. Предложением к продаже и реализацией товара ответчик нарушил права истца. В связи с выявленным фактом нарушения исключительных прав истцом в порядке досудебного урегулирования спора ответчику была направлена претензия, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
В связи с этим истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей (товарный знак №), компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей (товарный знак №), компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей («Логотип Три Кота»), компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей («Изображение персонажа Мама (Кисуля)», компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей (товарный знак №), компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей (товарный знак №), компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей (товарный знак №), компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей («Изображение персонажа Компот»), компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей («Изображение персонажа Бабушка»), компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей («Изображение персонажа Карамелька»), компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей («Изображение персонажа Папа (Котя)», компенсацию нарушенных прав в размере 10000 рублей («Изображение персонажа Коржик»), расходы на приобретение товара у ответчика в размере 350 рублей, почтовые расходы за направление искового заявления в размере 62 рублей, направление претензии в размере 62 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 3600 рублей.
Представитель истца в судебное заседания не явился, извещен надлежащим образом, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, дело рассмотреть в своё отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила возражение на исковое заявление, в котором просила учесть незначительную стоимость приобретенного товара, непродолжительность осуществления предпринимательской деятельности, наличие непогашенных кредитных обязательств, пенсионный возраст, в связи с чем просила снизить размер компенсации ниже установленных законом пределов.
Суд, исследовав доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ, товарные знаки и знаки обслуживания являются средством индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
Статьей 1229 Гражданского кодекса РФ установлено исключительное право граждан или юридических лиц, обладающих исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), на использование такого результата или такого средства по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Таким образом, при определенных установленных законом условиях персонаж произведения, а также его логотип могут быть признан объектом авторского права (п. 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Факт принадлежности истцу исключительных прав на спорные изображения и товарный знак подтверждается представленными в материалы дела договорами и свидетельством на товарный знак. Кроме того, информация о товарных знаках располагается на официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», скриншот с указанным адресом также имеется в материалах дела.
Кроме того, общество является правообладателем товарного знака по свидетельству Российской Федерации №, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ (приоритет товарного знака ДД.ММ.ГГГГ).
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением) (абз. 2 п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ).
В силу п. 3 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Запрет на использование в гражданском обороте обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, в отношении однородных товаров и услуг, действует во всех случаях, за исключением предоставления правообладателем соответствующего разрешения любым способом, не запрещенным законом и не противоречащим существу исключительного права на товарный знак.
В соответствии с п. 1 ст. 1515 Гражданского кодекса РФ, товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и другими законами (абз. 3 п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ).
В силу ч. 3 ст. 1250 Гражданского кодекса РФ, меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат применению при наличии вины нарушителя.
Абзацем 2 данного пункта установлена презумпция вины нарушителя исключительных прав (отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим интеллектуальные права).
В соответствии со ст. 1251 Гражданского кодекса РФ, в случае нарушения личных неимущественных прав автора, их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право, компенсации морального вреда.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном этим Кодексом, требования о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб.
На основании п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ, в случаях, предусмотренных названным Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных этим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
В силу подп. 1 п. 4 ст. 1515 Гражданского кодекса РФ, правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
Истцом на основании подп. 1 п. 4 ст. 1515 Гражданского кодекса РФ, рассчитан размер компенсации из расчета по 10000 руб. за каждое из двенадцати нарушений.
Вместе с тем, ответчиком представлено ходатайство о снижении размера компенсации, мотивированное явной несоразмерностью заявленного размера компенсации последствием нарушения, сложным материальным положением, так как единственным источником дохода – пенсией, наличием непогашенных кредитных обязательств, непродолжительностью осуществления предпринимательской деятельностью (менее 1 года).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2 постановления от 13.12.2016 № 28-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края», положения подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системной связи с п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ и другими его положениями они не позволяют суду при определении размера компенсации, подлежащей выплате правообладателю в случае нарушения индивидуальным предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности одним действием прав на несколько объектов интеллектуальной собственности, определить с учетом фактических обстоятельств конкретного дела общий размер компенсации ниже минимального предела, установленного данными законоположениями, если размер подлежащей выплате компенсации, исчисленной по установленным данными законоположениями правилам с учетом возможности ее снижения, многократно превышает размер причиненных правообладателю убытков (притом что эти убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано ответчиком) и если при этом обстоятельства конкретного дела свидетельствуют, в частности, о том, что правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем впервые и что использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью его предпринимательской деятельности и не носило грубый характер.
Суд не вправе снижать размер компенсации ниже минимального предела, установленного законом, по своей инициативе. Сторона, заявившая о необходимости такого снижения, обязана доказать необходимость применения судом такой меры.
В соответствии с п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», рассматривая дела о взыскании компенсации, суд, по общему правилу, определяет ее размер в пределах, установленных Гражданским кодексом РФ (абз. 2 п. 3 ст. 1252).
Абзацем 3 п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных данным Кодексом, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.
Положения абз. 3 п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ применяются только в случае, если ответчиком заявлено о необходимости применения соответствующего порядка снижения компенсации (п. 64 названного постановления Пленума).
Снижение размера компенсации ниже минимального предела, установленного законом, является экстраординарной мерой, должно быть обязательно подтверждено соответствующими доказательствами (п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017).
Минимальный размер суммы взыскиваемой компенсации, исходя из п. 3 ст. 1252, ст. ст. 1301, 1515 Гражданского кодекса РФ, составляет 10000 рублей за каждый факт нарушения исключительных прав правообладателя.
Обращаясь в суд, общество заявило требование о взыскании компенсации за нарушение предпринимателем исключительных прав истца в размере 10000 рублей за каждый товарный знак и объект авторского права.
По смыслу разъяснений, изложенных в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10, суд при рассмотрении дела о взыскании компенсации в твердом размере определяет сумму компенсации, соразмерную нарушению в целом.
Принцип соразмерности гражданско-правовой ответственности, предполагающий восстановление нарушенного права, но не обогащение в результате защиты нарушенного (оспоренного) права (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ), является элементом публичного порядка Российской Федерации.
С учетом компенсационного характера гражданско-правовой ответственности под соразмерностью компенсации последствиям нарушения предполагается выплата лицу, чье исключительное право нарушено, такой компенсации, которая будет адекватна нарушенному интересу и соизмерима с ним.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет наличия условий для снижения размера подлежащей взысканию компенсации ниже низшего предела, суд, исходя из наличия заявленного Исяновой В.М. ходатайства о снижении заявленного обществом размера компенсации, учитывая принцип разумности и справедливости, приходит к выводу, что заявленная истцом сумма компенсации несоразмерна вредным для истца последствиям; из материалов следует возможная незначительность объема реализации продукции (товара) ответчиком, стоимость товара значительно ниже размера компенсации; правонарушение было допущено предпринимателем впервые в течение непродолжительного времени; незаконное использование объектов интеллектуальной собственности истца (товарных знаков, изображений) не являлось существенной частью предпринимательской деятельности ответчика; нарушение исключительных прав истца не носило грубый характер.
Размер компенсации, заявленный истцом, подлежит уменьшению до 5000 рублей за одно нарушение, т.е. до 60000 рублей за 12 нарушений объектов интеллектуальной собственности истца, которые могут использоваться самостоятельно.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
При выявлении нарушений исключительных прав и в связи с подготовкой искового заявления, истцом были понесены почтовые расходы за направление искового заявления в размере 62 руб., за направление претензии в размере 62 руб., расходы на приобретение товара у ответчика в размере 350 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3600 руб., что подтверждается товарным чеком и квитанциями об оплате, которые, также подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 60000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 124 ░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 350 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3600 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░