Дело №г.
УИД: 05RS0№-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2023 года <адрес>
Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего – судьи Кудиновой Э.А., при секретаре судебного заседания – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению главы администрации МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО4 к ФИО1 о признании права собственности отсутствующим,
установил:
Глава администрации МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО4 обратился в Тарумовский районный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к ФИО1 о признании права собственности отсутствующим, в обоснование заявленных исковых требований указывая, что ФИО1 (далее – ФИО1, арендатор) в августе 2022 года зарегистрировала право собственности на пруд, который находится на арендованном ею земельном участке с кадастровым номером 05:04:000096:360 с присвоением кадастрового номера 05:04:000096:668, пл. 99900 кв.м. с наименованием: «рыбоводный пруд» и назначением: «сооружения рыборазведенческие».
Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № между администрацией МО «<адрес>» (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 05:04:000096:360 на 49 лет до ДД.ММ.ГГГГ.
На указанном земельном участке с кадастровым номером 05:04:000096:360, площадью 153 286 м2, арендатор вместе с родственниками общими усилиями соорудили пруд-копань для удовлетворения своих нужд, связанных с сельским хозяйством, разведения и ловли рыбы и иной деятельности.
Впоследствии арендатор в августе 2022 года, считая необходимым осуществить регистрацию права собственности на пруд, представил документы в Кизлярский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по <адрес>, который поставил на кадастровый учет пруд с присвоением кадастрового номера 05:04:000096:668, пл. 99900 кв.м.
Считает что регистрация права собственности на пруд, который не подлежит кадастровому учету, является незаконным и нарушает права и законные интересы публично-правового образования по следующим основаниям.
Так, согласно ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ (далее – ВК РФ) водные объекты не могут считаться недвижимым имуществом, поэтому пруд либо обводненный карьер (являющийся поверхностным водным объектом) не подлежат кадастровому учету и государственной регистрации в ЕГРП, поскольку статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что государственной регистрации подлежат только права на недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Часть 2 ст. 8 ВК РФ предусматривает, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Из вышеуказанного контекста следует, что пруд не является недвижимым имуществом, следовательно, право на пруд не подлежит государственной регистрации.
Пруд — искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы, а также для санитарных, противопожарных и спортивных потребностей.
По смыслу статьи 8 ВК РФ прудами считаются искусственные водоёмы площадью не более 1 км?, границы которого полностью расположены в границах земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию или иному субъекту права.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Из ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что к природным объектам относятся естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
В соответствии со статьей 1 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Статьей 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам отнесены среди прочих пруды.
В соответствии со ст. 3 ВК РФ регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под природными ресурсами понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Кроме того, как следует из пункта 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка водные объекты, если иное не установлено законом.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке пруды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах описание водоема, расположенного в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 05:04:000096:360, принадлежащем МО «<адрес>» на праве собственности является прудом и не мог быть постановлен на кадастровый учет и зарегистрирован за ФИО1
В соответствии с ч. 20 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объекты, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не являются объектами недвижимого имущества (в том числе в связи с исключением таких объектов из числа недвижимых вещей в соответствии с внесением изменений в федеральный закон) и (или) не подлежат государственному учету в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом (до ДД.ММ.ГГГГ не подлежали государственному учету в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), записи о таких объектах и правах на них исключаются из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению лица, указанного в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника (обладателя иных вещных прав) такого объекта, или по заявлению собственника земельного участка, на котором расположен такой объект, если в Едином государственном реестре недвижимости права на указанный объект не зарегистрированы. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимую для принятия решения об исключении из Единого государственного реестра недвижимости таких записей информацию (документы) у органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществивших государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, или у организации, осуществляющей хранение документов, указанных в части 2.1 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в отношении объектов, ранее включенных в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 3 статьи 45 указанного Федерального закона.
Как следует из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ основанием для регистрации пруда явились: договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Архитектурно-строительным отделом администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан.
Однако такие основания для регистрации права собственности недвижимого имущества, как договор аренды земельного участка, заключенного между администрацией МО «<адрес>» (арендодатель) и ФИО1, и акт ввода в эксплуатацию Архитектурно-строительного отдела публично правового образования – <адрес> «<адрес>» Республики Дагестан, который не является собственником земельного участка с кадастровым номером 05:04:000096:360, являются незаконными (ошибочными) и не соответствуют законодательству в сфере правоотношений, связанных с недвижимым имуществом.
Также следует отметить, что без надлежащего оформления разрешительной документации на земельном участке, принадлежащем МО «<адрес>» возведен пруд-копань, который поставлен на кадастровый учет, как объект капитального строительства и на него ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке в ЕГРН зарегистрировано право собственности ФИО1, земельный участок для целей строительства (реконструкции) не предоставлялся, разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию собственником земельного участка не оформлялись.
Вместе с тем считаем, что пруд не является объектом капитального строительства, не может быть в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесен к объектам, право собственности, на которые подлежит государственной регистрации, а также учитывая, что в настоящее время и на момент регистрации права какие-либо права на земельный участок у ответчика не оформлены, срок исковой давности не пропущен, согласно разъяснениям пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», считаем, что регистрация права собственности ответчика на указанный объект и его нахождение на участке нарушают права МО «<адрес>», как собственника земельного участка.
Просит зарегистрированное право собственности ФИО1 на рыбоводный пруд с кадастровым номером 05:04:000096:668, пл. 99900 кв.м. признать отсутствующим с момента регистрации.
Истец – глава администрации МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО4, и его представитель ФИО2, своевременно и надлежаще извещенные судом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, направив в суд заявление в котором просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддерживают.
Ответчик ФИО1 и её представитель ФИО6 своевременно и надлежаще извещенные судом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, направив в суд заявление в котором просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования признают.
Представитель третьего лица Кизлярского межмуниципального отдела Управления Росреестра по <адрес> своевременно и надлежаще извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, избирая способы защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ, однако правовой результат удовлетворения заявленных требований или отказа в таком удовлетворении зависит от того, насколько будут доказаны обстоятельства, на которые ссылается истец, основаны ли его требования на законе и верно ли заявителем избран способ защиты.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между арендодателем -администрацией МО «<адрес>» и арендатором -ФИО1 заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым номером 05:04:000096:360 на 49 лет до ДД.ММ.ГГГГ.
На указанном земельном участке с кадастровым номером 05:04:000096:360, площадью 153 286 м2, арендатор соорудил пруд-копань для удовлетворения своих нужд, связанных с сельским хозяйством, разведения и ловли рыбы и иной деятельности, что подтверждается и самим ответчиком, право собственности которого было зарегистрировано в августе 2022 года с присвоением кадастрового номера 05:04:000096:668, пл. 99900 кв.м.
Суд соглашается с выводами истца – главы администрации МО «<адрес>» ФИО4, что регистрация права собственности на пруд, который не подлежит кадастровому учету, является незаконным и нарушает права и законные интересы публично-правового образования.
Согласно ст. 8 ВК РФ вводные объекты не могут считаться недвижимым имуществом, поэтому пруд либо обводненный карьер (являющийся поверхностным водным объектом) не подлежат кадастровому учету и государственной регистрации в ЕГРП, поскольку статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что государственной регистрации подлежат только права на недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Часть 2 ст. 8 ВК РФ предусматривает, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Из ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что к природным объектам относятся естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
В соответствии со статьей 1 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Таким образом, пруд не является объектом капитального строительства, не может быть в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесен к объектам, право собственности, на которые подлежит государственной регистрации, а также учитывая, что в настоящее время и на момент регистрации права какие-либо права на земельный участок у ответчика не оформлены, срок исковой давности не пропущен, согласно разъяснениям пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», считаем, что регистрация права собственности ответчика на указанный объект и его нахождение на участке нарушают права МО «<адрес>», как собственника земельного участка.
В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам отнесены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также иные, указанные в статье объекты прав.
Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Учитывая приведенные нормы закона, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь
ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования главы администрации МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО4 к ФИО1 о признании права собственности отсутствующим - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на рыболовный пруд с кадастровым номером 05:04:000096:668, площадью 99900 кв.м. с момента регистрации.
Настоящее решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН в отношении указанного рыболовного пруда о прекращении права собственности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Тарумовский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья
Тарумовского районного суда РД Э.А.Кудинова