Дело № 2-1742/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского рая в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Шенкель О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ФИО1, ФИО2, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании незаконным постановления органа местного самоуправления, признании незаконным договора аренды, признании незаконным договора уступки права и обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ФИО1, ФИО2, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании незаконным постановления органа местного самоуправления, признании незаконным договора аренды, признании незаконным договора уступки права и обязанностей.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м., расположенного в <адрес> в кадастровом квартале <данные изъяты>. Органом местного самоуправления в СМИ «Емельяновские Веси», а также на Интернет сайте «Торги.гов.ру» размещено извещение о возможности предоставления вышеуказанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с отсутствием заявок о намерении участвовать в аукционе, ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления издано постановление № о предварительном согласовании ФИО1 предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> и утверждении схемы расположения земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в адрес МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» поступило заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> без проведения торгов в аренду на срок 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы <адрес> вынесено постановление № о предоставлении ФИО4 в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2016 кв.м. на срок 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым номером <данные изъяты> на срок 20 лет. Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства органом местного самоуправления при рассмотрении заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес>, вопреки требованиям п. 2 ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ опубликованное в газете "Емельяновские Веси" извещение не содержало достаточной информации для идентификации предоставляемого участка с целью его последующего приобретения, что свидетельствует о допущенном ответчиком существенном нарушении процедуры вынесения обжалуемого постановления. Так в извещении не указан адрес или иное описание местоположения земельного участка, не указан его кадастровый квартал, что указывает на недостаточность для информирования лиц, возможно заинтересованных в его приобретении. Кроме того, статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрена обязанность по опубликованию извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с <адрес>, утвержденным решением 4 сессии <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №Р) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи. Опубликование муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания в газете «Емельяновские Веси» и на официальном сайте муниципального образования <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Вместе с тем изучением официального сайта администрации <адрес> (http://krasemel.ru) фактов исполнения органом местного самоуправления обязанности по размещению извещения о возможности предоставлении земельного участка площадью земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства не установлено.
Просит, с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> ФИО1 Признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на срок 20 лет. Признать ничтожным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между администрацией <адрес> в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» и ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на срок 20 лет. Признать ничтожным договор уступки прав и обязанностей (цессии) по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 поддержала заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
В судебном заседании ответчики ФИО1, ФИО2 возражали против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО6 (действующая по доверенностям) возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что прокурором не представлено доказательств, что на сайте муниципального образования <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отсутствовало извещения о возможности предоставлении земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес>.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду установлен ст. 39.6 ЗК РФ и по общему правилу предполагает проведение торгов в форме аукциона.
В силу пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.18 ЗК РФ закреплено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, и при отсутствии предусмотренных п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении права на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В соответствии с п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или договора аренды земельного участка или принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению и направляет указанное решение заявителю, в соответствии с п. 6, 7 ст. 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения, заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на проведение заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м., расположенного в <адрес> в кадастровом квартале <данные изъяты>.
Органом местного самоуправления в СМИ «Емельяновские Веси», а также на Интернет сайте «Торги.гов.ру» размещено извещение о возможности предоставления вышеуказанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предварительно согласована схема расположения земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> и утверждена схема расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), территориальная зона Ж-1.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» поступило заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> без проведения торгов в аренду на срок 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы <адрес> вынесено постановление № о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на срок 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым номером <данные изъяты> сроком на 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, зам. <адрес> указывал на то, что в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ органом местного самоуправления при рассмотрении заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес>, опубликованное в газете "Емельяновские Веси" извещение не содержало достаточной информации для идентификации предоставляемого участка с целью его последующего приобретения, что свидетельствует о допущенном ответчиком существенном нарушении процедуры вынесения обжалуемого постановления. Так в извещении не указан адрес или иное описание местоположения земельного участка, не указан его кадастровый квартал, что указывает на недостаточность для информирования лиц, возможно заинтересованных в его приобретении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении в числе прочего указываются адрес или иное описание местоположения земельного участка (подпункт 5 пункта 2 статьи 39.18).
Предусмотренное законом требование о заблаговременном информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков направлено на создание равных условий для реализации гражданами возможностей участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, на обеспечение принципа сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, прав возможных претендентов на земельный участок.
Из п. 6 ч. 2 ст. 39.18 ЗК РФ следует, что обязательность указания в извещении кадастрового номера земельного участка предусмотрена лишь в том случае, когда испрашиваемый земельный участок образован.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд исходит из того, что в рассматриваемом случае земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1963 кв.м. не является образованным, вследствие чего кадастрового номера у него имеется. По этой причине кадастровый номер земельного участка отсутствует в извещении. При этом, вопреки доводам прокурора в извещении указан кадастровый квартал <данные изъяты>.
Проанализировав схему расположения земельного участка, суд исходит из того, что опубликованные в газете "Емельяновские Веси" сведения, по которым можно было определить ориентиры указанного в объявлении земельного участка, отсутствуют. Соответственно, из такого объявления невозможно определить, о каком земельном участке идет речь, где именно может располагаться данный земельный участок, входит ли земельный участок в интересы других граждан, проживающих в населенном пункте <адрес>, или нет. Данное объявление не содержит сведений о конкретных ориентирах предполагаемого месторасположения образуемого для предоставления в аренду земельного участка, при том, что такой земельный участок имел смежные границы с участками <данные изъяты>
На момент публикации в газете "Емельяновские Веси" указанные выше земельные участки уже были поставлены на кадастровый учет и имели кадастровые номера, о чем орган местного самоуправления мог опубликовать в объявлении в качестве ориентира месторасположения спорного земельного участка.
Кроме того, обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывал на то, что в нарушение ст. 39.18 ЗК РФ орган местного самоуправления не опубликовал на официальном сайте администрации <адрес> (http://krasemel.ru) сведений о возможности предоставлении земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с <адрес>, утвержденным решением 4 сессии <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №Р) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи.
Опубликование муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания в газете «Емельяновские Веси» и на официальном сайте муниципального образования <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе скрин-шот с официального сайта администрации <адрес>, суд приходит к выводу, что при заключении спорного договора аренды, а также договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, уполномоченным органом местного самоуправления не был соблюден порядок, определенный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Неосуществленная администрацией <адрес> публикация извещения на сайте (http://krasemel.ru) создала приоритет предоставления земельного участка именно ФИО1, что нарушило права иных лиц на получение полной и достоверной информации о предоставляемом земельном участке, а также на обращение за предоставлением спорного земельного участка в порядке, предусмотренном законом. Подобный способ размещения извещения не обеспечил предусмотренную законом степень информированности потенциальных претендентов на получение прав в отношении спорного земельного участка.
Разрешая заявленные истцом требования, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 11, 22, 39.1, 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об их удовлетворении в части признания незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> ФИО1; признании незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на срок 20 лет; признании незаконным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между администрацией <адрес> в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» и ФИО1; признании незаконным договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2, поскольку органом местного самоуправления была нарушена процедура предоставления в аренду ФИО1 спорного земельного участка в соответствии с действующим законодательством; а поскольку аренда этого участка основана на незаконных действиях и распоряжении органа местного самоуправления, у ФИО1 не возникло прав по владению и распоряжению этим земельным участком, следовательно, у него также не имелось законных оснований для уступки права аренды этого земельного участка в адрес ФИО2, что влечет недействительность оспариваемого договора аренды земельного участка, а также необходимость применения последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата земельного участка в собственность муниципального образования <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ФИО1, ФИО2, МКУ «Управление земельно - имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> ФИО1
Признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> сроком на 20 лет.
Признать незаконным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между администрацией <адрес> в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» и ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> сроком на 20 лет.
Признать незаконным договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда:
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2023 г.