Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1742/2023 ~ М-131/2023 от 23.01.2023

Дело № 2-1742/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2023 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского рая в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.

при секретаре Шенкель О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ФИО1, ФИО2, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании незаконным постановления органа местного самоуправления, признании незаконным договора аренды, признании незаконным договора уступки права и обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ФИО1, ФИО2, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании незаконным постановления органа местного самоуправления, признании незаконным договора аренды, признании незаконным договора уступки права и обязанностей.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м., расположенного в <адрес> в кадастровом квартале <данные изъяты>. Органом местного самоуправления в СМИ «Емельяновские Веси», а также на Интернет сайте «Торги.гов.ру» размещено извещение о возможности предоставления вышеуказанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с отсутствием заявок о намерении участвовать в аукционе, ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления издано постановление о предварительном согласовании ФИО1 предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> и утверждении схемы расположения земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в адрес МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» поступило заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> без проведения торгов в аренду на срок 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы <адрес> вынесено постановление о предоставлении ФИО4 в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2016 кв.м. на срок 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на срок 20 лет. Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства органом местного самоуправления при рассмотрении заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес>, вопреки требованиям п. 2 ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ опубликованное в газете "Емельяновские Веси" извещение не содержало достаточной информации для идентификации предоставляемого участка с целью его последующего приобретения, что свидетельствует о допущенном ответчиком существенном нарушении процедуры вынесения обжалуемого постановления. Так в извещении не указан адрес или иное описание местоположения земельного участка, не указан его кадастровый квартал, что указывает на недостаточность для информирования лиц, возможно заинтересованных в его приобретении. Кроме того, статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрена обязанность по опубликованию извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с <адрес>, утвержденным решением 4 сессии <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Р) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи. Опубликование муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания в газете «Емельяновские Веси» и на официальном сайте муниципального образования <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Вместе с тем изучением официального сайта администрации <адрес> (http://krasemel.ru) фактов исполнения органом местного самоуправления обязанности по размещению извещения о возможности предоставлении земельного участка площадью земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства не установлено.

Просит, с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> ФИО1 Признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на срок 20 лет. Признать ничтожным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между администрацией <адрес> в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» и ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на срок 20 лет. Признать ничтожным договор уступки прав и обязанностей (цессии) по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 поддержала заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.

В судебном заседании ответчики ФИО1, ФИО2 возражали против удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании представитель администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО6 (действующая по доверенностям) возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что прокурором не представлено доказательств, что на сайте муниципального образования <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отсутствовало извещения о возможности предоставлении земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес>.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду установлен ст. 39.6 ЗК РФ и по общему правилу предполагает проведение торгов в форме аукциона.

В силу пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Статьей 39.18 ЗК РФ закреплено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, и при отсутствии предусмотренных п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении права на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

В соответствии с п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или договора аренды земельного участка или принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению и направляет указанное решение заявителю, в соответствии с п. 6, 7 ст. 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения, заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на проведение заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м., расположенного в <адрес> в кадастровом квартале <данные изъяты>.

Органом местного самоуправления в СМИ «Емельяновские Веси», а также на Интернет сайте «Торги.гов.ру» размещено извещение о возможности предоставления вышеуказанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предварительно согласована схема расположения земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> и утверждена схема расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), территориальная зона Ж-1.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» поступило заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> без проведения торгов в аренду на срок 20 лет.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы <адрес> вынесено постановление о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на срок 20 лет.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> сроком на 20 лет.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, зам. <адрес> указывал на то, что в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ органом местного самоуправления при рассмотрении заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес>, опубликованное в газете "Емельяновские Веси" извещение не содержало достаточной информации для идентификации предоставляемого участка с целью его последующего приобретения, что свидетельствует о допущенном ответчиком существенном нарушении процедуры вынесения обжалуемого постановления. Так в извещении не указан адрес или иное описание местоположения земельного участка, не указан его кадастровый квартал, что указывает на недостаточность для информирования лиц, возможно заинтересованных в его приобретении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В извещении в числе прочего указываются адрес или иное описание местоположения земельного участка (подпункт 5 пункта 2 статьи 39.18).

Предусмотренное законом требование о заблаговременном информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков направлено на создание равных условий для реализации гражданами возможностей участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, на обеспечение принципа сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, прав возможных претендентов на земельный участок.

Из п. 6 ч. 2 ст. 39.18 ЗК РФ следует, что обязательность указания в извещении кадастрового номера земельного участка предусмотрена лишь в том случае, когда испрашиваемый земельный участок образован.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд исходит из того, что в рассматриваемом случае земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1963 кв.м. не является образованным, вследствие чего кадастрового номера у него имеется. По этой причине кадастровый номер земельного участка отсутствует в извещении. При этом, вопреки доводам прокурора в извещении указан кадастровый квартал <данные изъяты>.

Проанализировав схему расположения земельного участка, суд исходит из того, что опубликованные в газете "Емельяновские Веси" сведения, по которым можно было определить ориентиры указанного в объявлении земельного участка, отсутствуют. Соответственно, из такого объявления невозможно определить, о каком земельном участке идет речь, где именно может располагаться данный земельный участок, входит ли земельный участок в интересы других граждан, проживающих в населенном пункте <адрес>, или нет. Данное объявление не содержит сведений о конкретных ориентирах предполагаемого месторасположения образуемого для предоставления в аренду земельного участка, при том, что такой земельный участок имел смежные границы с участками <данные изъяты>

На момент публикации в газете "Емельяновские Веси" указанные выше земельные участки уже были поставлены на кадастровый учет и имели кадастровые номера, о чем орган местного самоуправления мог опубликовать в объявлении в качестве ориентира месторасположения спорного земельного участка.

Кроме того, обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывал на то, что в нарушение ст. 39.18 ЗК РФ орган местного самоуправления не опубликовал на официальном сайте администрации <адрес> (http://krasemel.ru) сведений о возможности предоставлении земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с <адрес>, утвержденным решением 4 сессии <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Р) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи.

Опубликование муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания в газете «Емельяновские Веси» и на официальном сайте муниципального образования <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе скрин-шот с официального сайта администрации <адрес>, суд приходит к выводу, что при заключении спорного договора аренды, а также договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, уполномоченным органом местного самоуправления не был соблюден порядок, определенный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Неосуществленная администрацией <адрес> публикация извещения на сайте (http://krasemel.ru) создала приоритет предоставления земельного участка именно ФИО1, что нарушило права иных лиц на получение полной и достоверной информации о предоставляемом земельном участке, а также на обращение за предоставлением спорного земельного участка в порядке, предусмотренном законом. Подобный способ размещения извещения не обеспечил предусмотренную законом степень информированности потенциальных претендентов на получение прав в отношении спорного земельного участка.

Разрешая заявленные истцом требования, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 11, 22, 39.1, 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об их удовлетворении в части признания незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> ФИО1; признании незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на срок 20 лет; признании незаконным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между администрацией <адрес> в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» и ФИО1; признании незаконным договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2, поскольку органом местного самоуправления была нарушена процедура предоставления в аренду ФИО1 спорного земельного участка в соответствии с действующим законодательством; а поскольку аренда этого участка основана на незаконных действиях и распоряжении органа местного самоуправления, у ФИО1 не возникло прав по владению и распоряжению этим земельным участком, следовательно, у него также не имелось законных оснований для уступки права аренды этого земельного участка в адрес ФИО2, что влечет недействительность оспариваемого договора аренды земельного участка, а также необходимость применения последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата земельного участка в собственность муниципального образования <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ФИО1, ФИО2, МКУ «Управление земельно - имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1963 кв.м. в кадастровом квартале <данные изъяты> в <адрес> ФИО1

Признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> сроком на 20 лет.

Признать незаконным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между администрацией <адрес> в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» и ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> сроком на 20 лет.

Признать незаконным договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.

Председательствующий: Е.Н. Горбачева

Копия верна:

Судья Емельяновского районного суда:

Мотивированное решение изготовлено 04.10.2023 г.

2-1742/2023 ~ М-131/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Емельяновского района
Ответчики
МКУ Управзем администрации Емельяновского района
Администрация Емельяновского района
Зеленюк Николай Викторович
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Горбачева Елена Николаевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
23.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2023Передача материалов судье
24.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.04.2023Предварительное судебное заседание
06.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.08.2023Предварительное судебное заседание
02.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.09.2023Предварительное судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Дело оформлено
05.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее