Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 27 мая 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием представителя административных истцов – Стенина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Копыл А.О., Ежовой Т.Н. об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Копыл А.О., Ежова Т.Н. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят восстановить срок на обращение в суд с административным иском и установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.
В судебном заседании представитель по доверенности Стенин Н.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, а также заинтересованных лиц - администрации городского округа Тольятти, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, заинтересованные лица Коновалов И.П.. Попов А.В., Валюженич М.К., Ткаченко В.Н., Нужнов А.А., ООО «Магазин №21», ООО фотоателье «Даггеротипъ» не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области представил письменный отзыв, в котором удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Управление Росреестра по Самарской области, администрация городского округа Тольятти в письменных отзывах просили отказать в удовлетворении требований.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений и отзывов по делу не представили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административными истцами требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях /пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»/.
В связи с этим статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о нежилых помещениях с кадастровыми номерами:
№, площадью 95,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>;
№, площадью 195 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Копыл А.О. (доля в праве 46/952) и Ежова Т.Н. (доля в праве 48/952) являются собственниками нежилого помещения с кадастровым номером №. Кроме того Копыл А.О. (доля в праве 440/1950) и Ежова Т.Н. (доля в праве 442/1950) являются собственниками нежилого помещения с кадастровым номером №. Вышеуказанное подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Спорные объекты недвижимости поставлены на государственный кадастровый учет и применительно к статье 24.19 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» их кадастровая стоимость определена в размере:
для объекта с КН № по состоянию на 24.07.2013 года в размере 2 696 050 рублей 67 копеек,
для объекта с КН № по состоянию на 24.07.2013 года в размере 5 522 372 рубля 70 копеек, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В силу положений статьи 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» административные истцы уплачивают налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
Воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, считая свои права нарушенными, административные истцы обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.18 Закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
На основании ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорных объектов капитального строительства внесены в ЕГРН 24.07.2013 года, в суд административные истцы обратились 12.04.2019г., т.е. с пропуском срока.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости продолжают затрагивать права административных истцов, в связи с чем считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и полагает возможным этот срок восстановить.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке рыночной стоимости № 2019ОКС/04-05 от 08.04.2019 г., выполненный ООО «Центр Экспертизы и Оценки».
Указанным отчётом рыночная стоимость спорных нежилых помещений на дату определения кадастровой стоимости определена:
КН № - в размере 1 047 322 рубля,
КН № - в размере 2 145 250 рублей.
Исследовав отчёт об оценке, суд приходит к выводу о том, что он выполнен в соответствии с требованиями федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено конкретных замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимого имущества, и сведений о их рыночной стоимости в иных размерах не представлено. Ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилых помещений равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 12.04.2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Копыл А.О., Ежовой Т.Н. удовлетворить.
Восстановить административным истцам срок обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 95,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 1 047 322 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 195 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 года в размере 2 145 250 рублей.
Датой обращения административных истцов в суд считать 12.04.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.05.2019г.